МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для количественной оценки качества продукции используется относительная характеристика (комплексный показатель качества), основанная на сравнении совокупности показателей качества оцениваемой продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей. В качестве базовых значений, как правило, используются значения показателей, установленные в стандартах или полученные аналитическими методами.

В зависимости от способа сравнения показателей качества оцениваемой продукции с базовыми показателями различают следующие методы определения комплексного показателя качества: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный метод оценки качества – это, в первую очередь,

квалификационный метод, который позволяет оценивать по таким категориям качества, как «превосходит», «соответствует» или «не соответствует» определённому уровню качества аналогичных изделий. В то же время при дифференцированном методе оценки качества продукции количественно оцениваются отдельные свойства изделия, что позволяет принимать конкретные решения по управлению качеством заданной продукции.

При дифференцированном методе оценки качества продукции рассчитывают уровни единичных и (или) обобщённых показателей свойств по формулам

(1)

или

(2)

где – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; – базовое значение i-го показателя качества.

Формула (1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).

Формула (2) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая мощность, содержание вредных примесей, трудоёмкость обслуживания и др.).

Результаты сравнительной оценки качества дифференциальным методом по нескольким показателям могут быть представлены графически (рис. 1).

Рисунок 1 - Дифференциальный метод оценки качества продукции

При использовании дифференциального метода оценки уровня качества могут возникать различные ситуации.

Уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового в тех случаях, если:

- все относительные показатели больше единицы;

- все относительные показатели равны единице;

- часть относительных показателей больше единицы, а остальные равны единице.

Уровень качества будет ниже базового образца (эталона) при следующих результатах сравнения:

- все остальные показатели меньше единицы;

- часть относительных показателей меньше единицы, а остальные равны единице.

Однозначный вывод об уровне качества сложно сделать, если часть относительных показателей больше или равна единице, а часть – меньше. В таком случае необходимо все анализируемые показатели разделить по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а в другую – второстепенные. Если при этом в первой группе все относительные показатели больше или равны единицы, а во второй большая часть показателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового образца. В противном случае следует прибегать к методу комплексной оценки.

Ограничение для применения дифференциального метода оценки уровня качества состоит в трудности принятия решения по значениям многих единичных показателей качества.

Работа выполнялась в следующем порядке:

1. Были сформированы экспертные группы из 5 – 7 человек и выбран объект исследования: сталь марки 08.

3. Измерялись единичные показатели качества инструментальным и экспертным методами. На основании полученных результатов заполнить таблицу 1.

4. Определялся уровень качества объекта экспертизы и были представлены результаты сравнительной оценки качества дифференциальным методом в виде графика (рис. 1).

5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по

работе.

Т а б л и ц а 1 - Сводная таблица результатов оценки качества стали марки 08

Номер единичного показателя

Числовые значения единичных показателей

Результаты сравнительной оценки

исследуемое

базовое

1. Предел текучести, Н/мм2

205

196

1,1

2. Временное сопротивление, Н/мм2

360

320

1,1

3. Относительное удлинение, %

33

33

1,0

4. Относительное сужение, %

60

60

1,0

5. Число твердости, Н/мм2

1269

1284

0,9

6. Содержание серы, %

0,4

0,4

1,0

7. Содержание фосфора, %

0,043

0,035

1,2

8. Допустимое содержание отклонения углерода, %

± 0,06

± 0,06

1,0

9. Допустимое содержание отклонения кремния, %

± 0,1

± 0,2

0,5

10. Допустимое содержание отклонения марганца, %

± 0,30

± 0,30

1,0

Рисунок 2 - Сравнение показателей качества стали марки М по шкале отношений

Выводы: по полученному графику видно, что показатели 5 и 9 ниже единицы (5 – уровень твердости; 9 – допустимое значение содержание кремния). Сочетание этих показателей подтверждает правильность полученной оценки качества стали марки 08 данного образца.

Список использованных источников

1. Боровская Л.В. Электронный УМЛД «Физическая и коллоидная химия: учебно-методический комплекс дисциплины для специальностей технологического направления». ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», Депозитарий электронных изданий,, Per. свид. № 18492, № гос. per. 0321000129. М., - 2010.

2. Данилин В.Н., Шурай П.Е., Боровская Л.В. «Физическая химия. Химическая термодинамика. Фазовые равновесия и растворы: электронный учебник дисциплины». ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», Депозитарий электронных изданий,, Per. свид. № 20320, № гос. per. 0321001957. М., - 2010.

3. Боровская Л.В., Могила В.В. построение дерева свойств показателей качества с привлечением экспертной группы на примере услуг гостиничного персонала. В сборнике: Студенческий научный форум – 2015 Ⅶ Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание, 2015.

Просмотров работы: 867