ПРАЗДНИК КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАЗДНИК КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Дмитриева Т.С. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого г.Великий Новгород, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Взаимодействие человека и окружающей его среды, в том числе и города, определяет уровень духовного, физического и социального благополучия. Это обстоятельство является одной из причин, заставляющих современных исследователей акцентировать внимание на проблеме города и городской идентичности.

Теоретическое осмысление идентичности складывается в 60-х годах ХХ века. В научный оборот термин идентичность введен Э. Эриксоном, который рассматривал данный феномен как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» [1, С. 28]. Сегодня термин «identity» буквально означает как «узнавание» и «отождествление».

Городская идентичность является одной из форм территориальной идентичности. Территориальная же идентичность представляет собой совокупность территориальных смыслов, репрезентируемых в пространстве в виде образов, концептов, ассоциаций, вызывающих отождествление человека с конкретной территорией и людьми, проживающими на ней [2, С. 374]. Городская идентичность функционирует через актуализацию и «переживание» городских смыслов, которые могут быть представлены в виде вербальных или визуальных объектов (мифы, география, архитектура, знаковые личности и пр.), с помощью которых у местного сообщества происходит отождествление с городом и его практиками. Такие городские смыслы основаны на символической, условной связи между городом и человеком. Именно наличие символической связи обеспечивает устойчивость городской идентичности, в том числе и вне территории конкретного города

Символическая природа городской идентичности может быть раскрыта путем обращения к пониманию связи между символом и культурой. По мнению Ю. Лотмана, символы представляют собой связующие элементы разных пластов культуры. «Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и др. семиотические образования из одного ее пласта в другой.Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты» [3, С. 149].

Конструирование же городской идентичности происходит за счет воздействия на данные смысловые связи между обществом и элементами города (образами, концептами, объектами и пр.), а также через символическую политику, т.е. управление символами города. Среди инструментов символического конструирования городской идентичности может быть рассмотрен праздник как один из трансляторов городских смыслов, в ходе которого воспроизводятся городские символы, мифы, история и культура города и его жителей.

Праздник выполняет ряд функций, которые непосредственно связаны с феноменом идентичности: интеграционная, коммуникативная, социализирующая функции, а также он способен формировать, актуализировать и воспроизводить городские образы и концепты. Массовые праздники, как правило, проводятся в значимых для конкретного территориального сообщества местах и в определенных формах, т.е. ритуалах, отражая культурно-исторический опыт общества. Атрибуты праздника на уровне городских смыслов обеспечивают укоренение ценностного основания бытия. Они являются идеальной формой закрепления, хранения и передачи культурно-исторического опыта общества, в том числе и опыта отождествления с городом. Праздничные атрибуты и символы, выполняя роль обеспечения исторической и культурной преемственности, являются универсальным способом хранения городской образности.

Таким образом, праздник способен транслировать определенные ценности, культурную и историческую преемственность через символы города, исторические факты, локальные мифы, городские традиции, а тем самым и выступать в качестве одного из инструментов формирования городской идентичности. В целом, важность исследования городской идентичности связана не только экономическими выгодами, как, например, создание эффективного городского бренда и привлечения туристических потоков, но и тем, что городская идентичность может быть основой развития внутренней среды города и благоприятных условий для жизни в нём. Последнее сказывается на желании горожан жить, учиться, работать и создавать семью в своем городе.

Список литературы:

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

2. Федотова Н.Г. Городская идентичность как конкурентное преимущество территории // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. - С. 372-377.

3. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров — M.: «Языки русской культуры», 1996.

Просмотров работы: 462