ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИПОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИПОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ

Нистула Л.А. 1, Пилипенко В.О. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Противоречия принципов Всемирной Торговой Организации и санкций против России Нистула Людмила Александровна, Пилипенко Виктория Олеговна Студентки Экономического факультета Краснодарского кооперативного института Асанова Наталия Александровна к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов Краснодарского кооперативного института The contradiction of principles of the world Trade Organization and sanctions against Russia Nistula Ludmila, Pilipenko Viktoria Students of Economic facultyKrasnodar cooperative InstituteAsanova N. A.Ph. D., associate Professor of Economics and FinanceKrasnodar cooperative Institute

На сегодняшний день, вопрос противоречия санкций против России принципам Всемирной торговой организации является одной из обсуждаемых и актуальных во всём мире.

Всемирная торговая организация или ВТО-это международная организация, образованная 1 января 1995 года, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами международной торговли, её либерализации и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО представляет собой многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств, в сфере международной торговли.

Вопрос о создании международной торговой организации был поставлен еще в 40-х годах XX века. Тем не менее, идея создания глобального торгового режима, основанного на принципах справедливости в международной торговле, созрел к концу Второй мировой войны. Начиная с 70-х гг. главной темой многосторонних торговых переговоров, кроме таможенных тарифов стали меры по защите национального рынка. Наиболее значительных результатов достиг Уругвайский раунд переговоров, который привёл к заключению в 1994 году Соглашение о создании ВТО.

Главными задачами Всемирной торговой организации является либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости, содействие экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Участники организации решают эти задачи контролем за выполнением многосторонних соглашений, проведением торговых переговоров, регулированием торговли в соответствии с механизмом Всемирной торговой организации, а также оказания помощи развивающимся странам.

Задачей ВТО провозглашено не столько достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО опирается на основные принципы, среди которых:

  • Принцип равноправия. Все члены организации должны предоставлять другим участникам режим наибольшего благоприятствования в торговле.

  • Принцип взаимности. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

  • Принцип создание действующих обязательств. Обязательства по торговле и тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами и др.

На сегодняшний день ВТО является международной организацией, состоящей из 159 государств-членов, а находящиеся в ее основе международные соглашения представляют собой многосторонние международные торговые системы, призванные регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий.

В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156 страной-членом.

Одной из основных целей вступления России во ВТО было получение новых возможностей для дальнейшего развития экспорта. Так ожидались более благоприятные условия для поставок отечественной продукции на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для развития собственного производства, повышение качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта, доступа российских инвесторов к международным проектам, улучшение имиджа страны на международной арене. Также ожидался рост конкуренции в финансовом секторе, предполагалось, что результатом может стать снижение кредитных ставок для населения и предприятий малого и среднего бизнеса.

Однако текущий кризис в России не дал этим планам осуществиться. Не успели еще граждане почувствовать все плюсы и минусы пребывания в ВТО, как изменилась политическая сфера соседней страны, и введение в связи с этим, Западом санкций в отношении России.

Санкции фактически заблокировали доступ к передовым технологиям, резко сократился объем прямых иностранных инвестиций, крайне затруднён доступ к дешевым финансовым ресурсам – а это были главные цели вступления России в ВТО. Да и для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары так и не произошло

Тем не менее, при всех сложностях нынешнего взаимодействия с ЕС и США, Россия пытается выполнить свои обязательства. Однако, парадокс в том, что используемые сегодня в отношении России ограничительные меры находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет говорить о том, что возможности членства в этой организации в ближайшей перспективе вряд ли даст ожидаемый экономический эффект.

Неприятие Западом политики России в украинском кризисе вызвало с его стороны принятие санкций в качестве ответных мер, с помощью которых он рассчитывает добиться изменения отношения Москвы к Киеву. Первый пакет антироссийских санкций был введен в середине марта 2014, когда Крым фактически вошел в состав России. В апреле и мае из-за войны на востоке Украины Запад ввел второй пакет санкций. Третий был введен в июне после крушения Боинга в Донецкой области. Список санкций огромный, в основном они касаются торговых и визовых ограничений, отказа от гражданского, экономического и военного сотрудничества, прекращения финансирования российских организаций. К середине сентября в результате четырех санкционных волн под санкциями, введенными США, ЕС, Австралией, Канадой и Японией оказались практически все системообразующие банки страны, нефтедобывающие компании, основные предприятия ВПК. Санкции нацелены на существенное ограничение валютных поступлений в страну, ослабление рубля и раскрутку инфляционной спирали. Действия Запада формируют общий неблагоприятный фон для инвестиций в российскую экономику, что должно сдержать ее модернизацию и темпы ее экономического и социального развития.

Но самое главное, ради чего и задумывались санкции, не достигнуто. Россия нисколько не изменила своего отношения к Украине и не собирается возвращать Крым. И нет никаких признаков, что это случится в будущем. В то же время санкции принесли США экономические потери и нанесли ущерб геополитическим интересам Америки.

В свою очередь Россия ввела ответные санкции в отношении в первую очередь ЕС, которые направлены на ограничение поставок сельхозпродукции, автомобилей, и ряда других товаров. В ответ на персональные ограничения против российских политиков и бизнесменов Россия составила аналогичный «бан-лист». Когда же были введены санкции против отдельных отраслей экономики, Россия ответила продовольственным эмбарго, которое больно ударило по европейским фермерам.

Самым же неожиданным результатом санкций стал разворот России в сторону Китая, с которым был заключён тридцатилетний газовый контракт на сумму 400 млрд. долларов. В октябре 2015 года Китай и Россия договорились о взаиморасчётах по некоторым сделкам в рублях и юанях, что сделало эти страны менее зависимыми от американской финансовой системы и её регуляторов.

Сумма ущерба, нанесенного российской финансовой отрасли антироссийскими санкциями, за два года составила примерно 250 миллиардов долларов.

Значительно от санкций страдает Европа, где совокупный ВВП, по данным Еврокомиссии, уменьшился на 0.3% за 2015 год. Согласно Австрийскому институту экономических исследований, продление санкций будет стоить потери 90 миллиардов евро экспортной выручки и более двух миллионов рабочих мест в следующем году.

Особенно сильно санкции отразились на экономике стран, наиболее тесно связанных с Россией. Крупнейший европейский партнёр России в Европе Германия потеряла почти 400 тысяч рабочих мест. В то же время некоторые европейские банки, в частности, Сосьете Женераль (Франция) и Райфайзен Центральбанк (Австрия), которые выдали большие кредиты российским компаниям, выражают растущее беспокойство, что банки могут потерять стабильность и даже станут нуждаться в помощи, если заёмщики разорятся из-за санкций.

Схожая ситуация наблюдается в сфере европейской энергетической безопасности. Поскольку санкции запрещают западным компаниям финансировать крупнейшие российские энергетические фирмы, российской стороне придётся сократить добычу и разведку ресурсов. В итоге санкции могут и достигнуть одной из своих целей – сокращения государственных доходов РФ, но вместе с тем Европа рискует недополучить необходимые ресурсы. Треть своей нефти Европа получает из России. Ещё больше она зависит от российского газа, который нечем заменить.

В свете всего сказанного выше, все чаще возникает вопрос – а так ли необходимо России участие в ВТО, если она не выполняет свои функции?

По мнению ряда специалистов, Россия сохранит в ближайшее время свое членство в ВТО, но выход из неё, тем или иным образом, неизбежен. На фоне того, что многие российские компании настаивают на расширении применения инструментов ВТО для отстаивания своих интересов на рынке, возможно появление новых исков в ВТО.

Уменьшение импорта в Россию товаров, из многих стран Евросоюза, и, как следствие, снижение зависимости от них РФ, вполне возможно приведет к тому, что Россия откажется выполнять ряд правил ВТО, защищая свои интересы. В связи с этим, РФ может быть либо исключена из этой организации (что, по мнению экспертов, плохо скажется на самом существовании ВТО), либо её членство будет приостановлено. Это альтернатива самостоятельному выходу страны из ВТО (либо инициированию процедуры приостановления членства).

Но существует и мнение, что выход из ВТО случится очень скоро – иски и арбитражи в связи с санкциями ускорят выход нашей страны из этой организации, который произойдет уже в ближайшее время. Но выйти из ВТО не так-то просто. Согласно Уставу ВТО, страна может выйти из организации только после уплаты существенных компенсаций. Размер этих компенсаций теоретически зависит от убытка, который наносит выход страны другим странам членам ВТО. Но так как с момента основания торговой организации, ни одна страна её не покидала, прецедентов, позволяющих оценить размер возможных санкций, просто нет. Тем не менее, учитывая, величину штрафов, которые ВТО накладывало на своих участников в случае простого нарушения правил, можно понять, что речь может идти о сотнях миллионов долларов. Впрочем, пока официальные власти говорят о том, что даже не рассматривают возможность выхода из ВТО…

Просмотров работы: 629