Российский Интернет не отличается такой жёсткой цензурой и фильтрацией, как Интернет вКитае (Великий китайский файрвол) c его 450 миллионами пользователей, несмотря на очень популярные собственные поисковики и почтовые сервисы. Более того, Рунет во многом ориентирован на зарубежные рынки. На российском рынке присутствуют крупные интернет-компании Google и другие. Российские пользователи Интернета пользуются и участвуют в работе таких иностранных сайтов, как Google, Википедия, YouTube, Facebook, Живой Журнал, Twitter, Blogger. Многие ресурсы Рунета принадлежат иностранным компаниям.
У России есть два доменных имени: .ru и .рф, также используется .su. Некоторые популярные российские сайты (например, «ВКонтакте») расположены не в российских доменах.
На территории России действует Единый реестр запрещённых сайтов, который регламентирует доступ к ресурсам через российских провайдеров, в то время как зарубежные провайдеры и зарубежные русскоязычные сайты этим правилам не подчиняются. В планах российских властей также обязательное внедрение государственного поисковика в госучреждениях на территории страны.
По уровню доступа к информационным технологиям Россия находится в верхней трети рейтинга (на 48-м месте из 159 стран), и это лучший результат среди стран СНГ. При этом темпы роста превосходят западные.
По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 годы составила 1826 %.
По состоянию на 2015 год, каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным доступом в Интернет (25,5 % квартир имеют интернет-доступ на скорости не менее одного мегабита в секунду).
В конце 2010 года согласно отчету MorganStanley, Россия вошла в пятёрку стран с самым большим интернет-рынком. Согласно данным[интернет-аудитория в России составляет 60 млн пользователей или 42 % населения. Согласно этим же данным, интернет-аудитория, в России, за последний год, выросла на 31 % — это самый быстрый рост в пятёрке. При этом, внимание интернет-пользователей активно перемещается на мобильные устройства — охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории.
В сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по количеству интернет-пользователей и впервые заняла первое место в Европе.
В период зимы 2012—2013 по данным фонда «Общественное мнение» хотя бы раз в месяц интернетом пользуются 64,4 миллиона совершеннолетних жителей.
По данным Директ ИНФО весной 2014 года уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет по домохозяйствам достиг в Москве 88,6 % или 3,9 млн. По сравнению с 2013 годом рынок вырос всего на 2 %, что говорит о его полном насыщении. Иная ситуация пока сохраняется в России, где уровень проникновения по домохозяйствам приблизился по итогам 2013 года к 50 % или почти 30 млн домохозяйств.
По данным «TNS Россия» апреля 2014 года, российская аудитория «ВКонтакте» составила 52,1 млн человек, «Одноклассников» — 41 млн, Facebook — 23,8 млн.
В мае 2014 года министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров заявил, что аудитория российского сегмента интернета составила 68 млн человек, а 56 млн пользователей выходят в сеть ежедневно.
В 2015 году проникновение интернета в целом по России достигло отметки в 70,4%. Число пользователей интернета за год выросло на 4 млн человек, достигнув отметки в 84 млн человек, а с мобильных устройств в интернет впервые вышло чуть более 50 млн человек за год.
По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста — 67%. Почти такое же проникновение — 68% — показано в исследовании WebIndex группы TNS, в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают пользователей из Крыма.
Таким образом, на конец 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще (рис. 1).
Рисунок 1. Пользователи интернета и люди, которые не выходят в сеть
Проникновение интернета в России немного меньше, чем в среднем по Европе, и существенно выше, чем в среднем в мире (По оценке internetworldstats.com, в конце 2014 года в России было 103 млн пользователей интернета, а проникновение достигло 70,5%. Для сравнения, в среднем по европейским странам проникновение интернета к концу 2015 года оценивается в 73,5%, а в среднем по всем странам мира — 46,4%).
В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться. Резерв для дальнейшего роста в крупных городах— только люди старше 45лет. В городах с населением меньше 500 тыс. и сёлах число пользователей продолжает расти, и там ещё есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом.
Рисунок 2. Распределение по размеру населённых пунктов
Рисунок 3. Распределение пользователей интернета по возрасту
Изучив данные по стоимости и скорость доступа в интернет рисунок 4. Можно сделать следующие выводы по фиксированномуширокополосному доступу.
Рисунок 4.Соотношение цены и скорости широкополосного интернета.
Даже если не учитывать города вроде Норильска или Магадана, не подключенные к оптоволоконным магистралям, стоимость фиксированного широкополосного доступа в интернет в российских городах заметно различается. В самых дорогих городах интернет стоит в 5-6 раз дороже, чем в самых дешёвых. Например, в Якутске или Новом Уренгое домашний безлимитный интернет обойдётся в 950-1000 рублей. В Петрозаводске или Севастополе примерно такие же условия доступа будут стоить 150-300 рублей.
Средняя по российским городам и провайдерам ставка самого дешёвого тарифа без ограничения трафика с заявленной скоростью скачивания не менее 3 Мбит/св марте 2016 года составляла 404 рубля.
Ближе всего к средне-российским показателям по стоимости и скорости оказались города Московской области, например, Подольск, Одинцово, Коломна. Заметно отличаются от средне-российского уровня города Дальнего Востока и Северного Кавказа — там дороже; а также Крым — там цены ниже, но и скорость доступа более скромная, чем в других регионах.
Данные по мобильному доступу представлены не по скорости а по объему трафика т.к. скорость для данного вида услуги не постоянна (рисунок 5).
Рисунок 5. Соотношение цены и объёма включённого в цену интернет трафика
В среднем по России мобильный интернет для планшета с включённым ежемесячным трафиком стоит около 280 рублей в месяц за пакет в 4,5 ГБ. Дороже всего мобильный доступ на Дальнем Востоке и в Москве. Дешевле всего — в Крыму, Поволжье и на Северо-Западе. Стоимость в самых дорогих и самых дешёвых городах (не учитывая города без оптоволоконного подключения) различается в 3-4 раза.
Дальний Восток — самый дорогой регион России и по стоимости фиксированного доступа, и по цене мобильного интернета. Крым, наоборот, самый дешёвый по обоим показателям.
По проведенному обзору распространенности и доступности интернета в Росси можно сделать следующие выводы таблица 1.
Таблица 1
Проникновение интернета по федеральным округам (ФОМ), осень 2015
Регион |
Доля тех,кто выходит в интернет хотя бы раз в месяц,среди населения.% |
Москва |
77 |
Центральный ФО (без Москвы) |
64 |
Санкт-Петербург |
77 |
Северо-Западный ФО(без Санкт-Петербурга) |
71 |
Южный и Северо-Кавказский ФО |
67 |
Приволжский ФО |
64 |
Уральский ФО |
66 |
Сибирский ФО |
67 |
Дальневосточный ФО |
63 |
Средне по России |
67 |
Как видно из таблицы 1, лидером по проникновению интернета исходя из доли тех,кто выходит в интернет хотя бы раз в месяц, среди населения является Центральный федеральный округ (13% приходится только на Москву),самая малая доля приходится на Дальний восток.Средняя доля по России составляет 67%.
По мобильному интернету сводные данные представлены в таблице 2
Таблица 2
Проникновение мобильного интернета по федеральным округам.(установочное исследование TNSWebindex,второе полугодие 2015)
Регион |
Доля тех, кто выходит в интернет с мобильных устройств хотя бы раз в месяц, среди населения.% |
Москва |
61 |
Центральный ФО (без Москвы) |
46 |
Санкт-Петербург |
56 |
Северо-Западный ФО(без Санкт-Петербурга) |
43 |
Южный ФО |
45 |
Северо-Кавказский ФО |
52 |
Южный и Северо-Кавказский ФО |
48 |
Приволжский ФО |
45 |
Уральский ФО |
48 |
Сибирский ФО |
44 |
Дальневосточный ФО |
53 |
Средне по России |
48 |
По проникновению мобильного интернета среди населения лидирует Центральный ФО (включая Москву),Санкт-Петербург показывает самый высокий показатель 56%(Москва 15%,а весь ЦФО без Москвы 46%).Самый низкий процент показывает Северо-Западный ФО (без Санкт-Петербурга) 43%.
Рассматривая ценовую политику по России рисунок 6.
Рисунок 6. Цены на фиксированный и мобильный интернет по федеральным округам
Можно сделать вывод, что самым дорогим Округом по цене безлимитного фиксированного доступа является Дальневосточный ФО , а самым дешевым Крымский ФО. Как видно из таблицы, чем дальше от столицы тем дороже становится цена доступа к сети интернет исключением является Крымский ФО. Низкая цена по Крымскому ФО по нашему мнению объясняется тем что округ является дотационным.
Список использованной литературы
1.Википедия [сайт][Электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org.
2.Яндекс.Метрика[сайт][Электронный ресурс]:https://metrika.yandex.ru
3.Яндекс.Новости[сайт][Электронный ресурс]:https://news.yandex.ru
4. Справочник Яндекс.Карт[сайт][Электронный ресурс]:https://sprav.yandex.ru/
5. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) [сайт][Электронный ресурс]:http://fom.ru/
6. Исследовательская группа TNS[сайт][Электронный ресурс]:http://tns-global.ru/
7. Компания GfK[сайт][Электронный ресурс]http://www.gfk.com/ru/