МЕТОДИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ

Калагина Ю.М. 1, Чижикова Т.А. 2
1Омский ГАУ
2ОмГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С момента зарождения землеустроительного проектирования землеустроители пользовались различными методами.

В то время, когда землеустройство представляло собой чисто землемерное техническое действие, связанное с установлением площадей, границ, разделением земель, в проектной практике использовались в основном математические методы. При разде­лении и вычислении площадей применяли графические, анали­тические, механические методы. Для этих целей использовали палетки, измерители, масштабные линейки, планиметры.

С развитием землеустройства и переходом его в область меже­вания — действия, затрагивающего интересы земельных собст­венников, значение землеустроительного проектирования суще­ственно возросло, так как дополнительно к землемерно-техническим, измерительным работам добавились мероприятия по оценке качества земель. Поэтому проект землеустройства суще­ственно усложнился и в ходе разделения, перераспределения, объединения земель стали широко использовать статистические, земельно-учетные, земельно-оценочные данные, а основным ме­тодом принятия землеустроительных проектных решений стал метод последовательных приближений — от общего к частному, основанный на логических умозаключениях авторов проекта. Для улучшения качества и обеспечения бесспорности осущест­вления проект постоянно согласовывали с участниками земле­устройства и давали экспертную оценку.

Многое при проектировании зависело от умения и знаний землеустроителя, его профессиональной квалификации. Поэтому не случайно область землеустроительного проектиро­вания относилась к сфере инженерного искусства.

Понятие метода и методологии научных исследований

Научные исследования осуществляются с помощью различных методов. Метод – это подход к явлениям в природе и обществе, путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо процесса. Метод – это способ достижения цели. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Методика – это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методология в широком смысле слова представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задачи. Наиболее важной точкой приложения методологии является постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности. Имеются следующие уровни методологии:

1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят философские и общенаучные методы познания;

2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;

3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания.

Классификация методов, используемых в исследованиях

Методы научных исследований могут быть разделены на следующие основные группы: В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т. д. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней. К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию). В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы: 34 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) специальные (частнонаучные, междисциплинарные) – для конкретной науки, области научного познания

Просмотров работы: 1564