ОТРАЖЕНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЖИВОПИСИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТРАЖЕНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЖИВОПИСИ

Тимофеев Е.С. 1, Каракай В.А. 1, Шашков И.И. 1, Маркушина С.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тыл Вооруженных Сил – это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Точкой отсчета истории тыла Вооруженных Сил России считается 18 февраля 1700 г. В этот день Петр I подписал Указ "О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом". Тогда же были учреждены первые самостоятельные снабженческие органы – Провиантский и Военный приказы. В ведении первого были поставки хлеба, крупы и зернофуража для армии, а второго – отпуск ассигнований на вещевое имущество, ручное оружие.

В полках имелись хозяйственные подразделения – постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. Вскоре были созданы лазареты и госпитали.

С начала XIX в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 г. Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного.

К началу Первой мировой войны 1914–1918 существовали интендантские управления – Главное, окружные, крепостные, корпусные, дивизионные – как распорядительные органы и различные тыловые учреждения (склады, мастерские, хлебопекарни и др.). В состав войск входили подразделения и части материального, медицинского, ветеринарного, а на флоте, кроме того, аварийно-спасательного обеспечения.

Применение в ходе Первой мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ.

Тыл Советских Вооруженных Сил создавался одновременно с формированием частей Красной Армии и ВМФ. В 1918 г. было организовано Центральное управление снабжения. Обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Тыла вооруженных сил были приняты в результате проведения Военной реформы 1924–1925 гг.; материальное обеспечение сосредоточено в едином органе – Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Тыла вооруженных сил с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения – центр – округ – часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения. По мере развития народного хозяйства и технического перевооружения вооружённых сил появились части и подразделения, выполнявшие функции снабжения авиации, бронетанковых, автотракторной техникой и имуществом, горючим и др.

Постановлением ГКО 1 августа 1941 г. введена централизованная система управления Тыла вооруженных сил: были созданы Главное управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. Создание структуры тыла под единым управлением позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии. Благодаря этому, а также самоотверженности всех представителей Тыла, в ходе Великой Отечественной войны он в целом выполнил колоссальный объем работ, а тыловое обеспечение войск стало одним из важнейших элементов военного искусства.

После войны произведены перестройка организационной структуры и технического переоснащение Тыла вооруженных сил. С образованием новых видов вооружённых сил одновременно создавался их тыл. Проведена полная моторизация всех звеньев Тыла вооруженных сил, созданы новые части и учреждения различного назначения.

Современный тыл Советских Вооруженных Сил - это составная часть вооружённых сил. Совокупность воинских частей, учреждений и подразделений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, медицинское, ветеринарное, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое, а в ВМФ, кроме того, аварийно-спасательное обеспечение.

Структуры Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивают всем необходимым не только военнослужащих, но и боевую технику; осуществляют жизнеобеспечение военных гарнизонов и проводят ряд других мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

Тыл постоянно совершенствуется и успешно решает поставленные перед ним задачи [10].

Все эти изменения и преобразования отразились в официальных документах, Указах, Постановлениях и Декретах; воспоминаниях военачальников и политических деятелей, художественных литературных произведениях. Также на протяжении всего периода существования российской армии происходившие в ней изменения находили свое отражение и в произведениях искусства. С одной стороны, практически каждое произведение искусства, посвященное армии, так или иначе, отражает и тему Тыла вооруженных сил – это изображенное на картинах оружие, обмундирование и др. предметы военного быта, с другой, произведений посвященных непосредственно процессу тылового обеспечения вооруженных сил (за исключением медицинской службы) немного. В своем исследовании мы постарались проследить отражение в произведениях искусства деятельности подразделений Тыла вооруженных сил Советского Союза в годы Великой Отечественной войны

Железнодорожный транспорт.

К началу Великой Отечественной войны органы Тыла Советской Армии располагали всеми видами транспорта – железнодорожным, водным (морским и речным), автомобильным, гужевым, воздушным и трубопроводным. Важнейшую роль в обеспечении воинских перевозок в годы войны играл железнодорожный транспорт.

В целом железнодорожный транспорт Советского Союза был готов к тяжелым испытаниям военного времени. Он насчитывал в своем парке тысячи мощных локомотивов, вагонов, платформ и цистерн большой грузоподъемности; имел достаточные запасы топлива и смазочных материалов, а также все необходимое для ремонта подвижного состава и восстановления поврежденных участков железных дорог; располагал квалифицированными специалистами, сумевшими в тяжелых условиях войны проявить немало творческой инициативы, направленной на решение сложных и ответственных задач.

Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс. Началом и решающим шагом этой перестройки явился перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Наркомата Путей Сообщения уже в первые дни войны. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками [8, с. 18].

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпало поистине беспрецедентное перебазирование производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

22 июня 1941 г. на железных дорогах был введен военный график движения поездов для обеспечения воинских перевозок.

За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов – с солдатами, а также с грузами – снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров [8, с. 145].

2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию были вывезены 18 млн. человек, для этого потребовалось более полутора миллионов вагонов.

Во время оборонительных боев под Москвой под воинские перевозки было подано 333,5 тысяч вагонов. В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевезли целые армии в полном составе [11, с.58].

Только с июня по декабрь 1941 г. на объекты прифронтовых железных дорог вражеская авиация совершила около 6 тысяч воздушных налетов. В годы войны было уничтожено 16 тысяч паровозов.

В военное время железнодорожники восстановили 120 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч малых и около 3 тысяч больших мостов.

Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков осенью 1941 г. на железной дороге была введена "живая блокировка", то есть через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда [4, с.29].

Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, а также снабжение всем необходимым производственных потребностей населения, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн тонн [11, 101].

При этом нельзя не учитывать и то, что, помимо стратегических задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами и осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс. О значении железнодорожного транспорта говорят такие цифры: с 1941 по 1945 гг. железные дороги обеспечивали: в 1941 – 93%; в 1942 – 52%; в 1943 – 58%; в 1944 – 68%; в 1945 – 76% – всего грузооборота СССР [12, 82].

До начала великого перелома в 1943 г., после которого стал ясен исход войны, железнодорожники вынуждены были принимать участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. Доля молодежи (до 25 лет) в годы войны на ж.д. транспорте составляла 32% (в том числе в паровозной службе 34,3%, в вагонной –39,3%).

Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для жилья бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой. Только в 1943 г. вышел приказ И. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы.

В целях повышения трудовой дисциплины на железнодорожном транспорте Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги СССР были объявлены на военном положении. Все рабочие и служащие железных дорог объявлялись мобилизованными на время войны и закреплялись для работы на железнодорожном транспорте. На них распространялись все законы, действовавшие в Советской Армии. Кроме того, были приняты соответствующие меры по улучшению использования локомотивов на железных дорогах страны и в тыловых районах фронтов, по сокращению времени их оборота, повышению качества ремонта и т.д.Это способствовало укреплению кадрового состава на железных дорогах, что, в свою очередь, повысило качество перевозок грузов [8, с.98].

Для эвакуации с фронта раненых и больных были сформированы специальные постоянные и временные военно-санитарные поезда (ВСП и ВВСП). Емкость постоянного военно-санитарного поезда в среднем составляла 507 мест (в том числе 147 мест для тяжелораненых), а временного – 800 мест. Для вывоза больных и раненых из армейских госпиталей широко использовались военно-санитарные летучки (ВСЛ) [5].

Военные эшелоны мы можем увидеть на картинах С.В. Рянгиной «У эшелона» (1943– 1945) и Б. Николаева «Дорогами войны» (1964) (Прил.1).

Автомобильный транспорт.

Перед Великой Отечественной войной автомобильная промышленность страны набрала высокие темпы развития. Большое внимание к отечественному автомобилестроению и развитию автомобильного транспорта предопределило его растущую роль в грузовых и пассажирских перевозках в те довоенные годы. К 1940 г. грузооборот автотранспорта увеличился по сравнению с 1928 г. почти в 45 раз. Людям старшего поколения памятны юркие «эмочки», элегантные ЗИСы, послушные «газики», «вездепроходные» полуторки ГАЗ-А.

В первые же дни войны автомобили вместе с водителями, прежде всего из автохозяйств общего пользования, были мобилизованы на пополнение военного автопарка страны.

Перевозка личного состава и военных грузов – очень сложная и ответственная работа, а порой, и очень опасная. Во время боевых действий от слаженной работы по перевозке продовольствия и боеприпасов зависит жизнь солдат и, в конечном счете, исход сражения. 

Только за время битвы за Москву 2 тыс. автомобилей столицы использовались для доставки фронту всех видов материальных средств с предприятий, складов и с железнодорожных станций, а также для переброски на передовые позиции стрелковых частей и соединений в самые тяжелые дни октября 1941 г., когда фронт 16-й армии приблизился к 23-му километру от Москвы на Ленинградском шоссе[4, с.112]. Идущую в сторону фронта груженую полуторку мы видим на картинеА.А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г. (Прил.2).

В тылу за рулем оставались водителями женщины, а также мужчины, вышедшие из призывных возрастов. В июле–ноябре 1941 г. автомобильный транспорт помогал железнодорожному в деле эвакуации в восточные районы страны более 1500 промышленных предприятий.

Героически сражались воины-автомобилисты на фронтах Великой Отечественной войны. Днем и ночью, в пургу и гололед, в тяжелых дорожных условиях, часто под ураганным огнем вражеской артиллерии и авиации, с войсками и боеприпасами, топливом и продовольствием, с ранеными на борту двигались по фронтовым дорогам колонны автомобилей, выполняя боевые задания. Только во время боев под Сталинградом, с 1 по 20 ноября 1942 г., из района Камышина в районы сосредоточения войск для наступления было перевезено 15 тыс. т грузов [12, с. 139].

Золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг автомобилистов, доставлявших в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера продовольственные и другие грузы, а также эвакуировавших из города детей, стариков, больных и раненых. Эта дорога была названа "Дорогой жизни", она функционировала в течете пяти месяцев 1941-1942 гг., а затем зиму 1942-1943 гг. Всего на автомобилях в Ленинград было доставлено 386 тыс. т грузов и эвакуировано 734 тыс. человек. Газеты тогда писали: "История Ладожского озера – это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей". Эту героическую поэму запечатлел С. Боим на картине «Ладога – дорога жизни» (1949) (Прил. 2).

Тысячи автомобилистов за свой героический труд и фронтовые подвиги в период Великой Отечественной войны были награждены боевыми и трудовыми орденами и медалями, около 30 чел. были удостоены звания Героя Советского Союза [12, с. 75].

Опыт Великой Отечественной войны показал, что далеко не всегда решающее значение имели те или иные конструктивные новшества. На первый план выступала надежность, неприхотливость в уходе, простота ремонта, которыми отличались машины отечественных заводов. Немаловажное значение имел, например, такой факт, что ЗИС-5, ГАЗ-АА и ГАЗ-67 могли работать практически на любом, даже самом низкосортном бензине. Это обстоятельство создавало им решающие преимущество перед американскими, английскими, канадскими машинами, которые не всегда удавалось обеспечить высокооктановым горячим. По достоинству оценили военные шоферы и легкий пуск двигателей ЗИС-5 даже в самые сильные морозы. Легендарные ЗИС-5 изображены на рисунке Н. Жуков «Дороги войны» ( 1943) (Прил. 2).

С 1942 года в СССР стали поступать по ленд-лизу автомобили союзников – США, Англии, Канады, что позволило увеличить перевозки: особенно важно это было в период распутицы. Большая часть полученных машин, с передними ведущими мостами, обладала высокими скоростями и хорошей по тем временам проходимостью. Правда, эти их качества могли быть реализованы только при использовании хороших топлив и смазок и при квалифицированном обслуживании и ремонте. Иначе они быстро выходили из строя. Американские Студебекеры изображены на картине А. Кокорина «Фронтовая дорога» (1948) (Прил. 2)

В конце 1941 года на основе ГАЗ-61 был создан упрощенный открытый автомобиль ГАЗ-64. Таким образом, горьковский автозавод положил начало производству отечественных «джипов» [11, 211]. Такой штабной газик мы видим на картине Ю.И. Пименова «Фронтовая дорога» (1944) (Прил. 2).

К концу войны в Советской Армии насчитывалось 665 тысяч грузовых автомобилей (против 272 тысяч в начале войны), в целом удовлетворяющих основные нужды фронта. Всего за время войны они перебросили 145 миллионов тонн грузов. На фронтовых дорогах родились новые виды автомобилей, вышедшие затем в типаж почти во всех развитых странах мира, прошли суровую проверку различные новые технические решения. Этот опыт был широко использован и далее: при создании ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-20, «Победы», ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИС-110, ЯАЗ-200, спроектированных в конце войны. Он помог и быстро освоить их в эксплуатации.

Особо необходимо сказать о ежедневном подвиге водителей грузовиков, которые под постоянными налетами и бомбежками осуществляли перевоз необходимых для фронта грузов и людей. В подборке рисунков издания газеты "Атака" Н-ского авиасоединения (ноябрь 1941) сохранился рисунок, изображающий водителя грузовика Н.И. Ладавов, подписанный следующими словами «Днем и ночью, в любую погоду отлично водит машину шофер Н-ского подразделения аэродромного обслуживания Николай Иванович Ладавов. Он хорошо обеспечивает боевую работу летчиков» (Прил. 4).

Медицинская служба1.

В передовой статье газеты «Правда», 1941 г. задачи медицины формулировались следующим образом: «Каждый возвращенный в строй воин – это наша победа. Это – победа советской медицинской науки... Это – победа воинской части, в ряды которой вернулся старый, уже закаленный в сражениях воин» [3, с. 85].

В битве с врагом не на жизнь, а на смерть вместе с войсками шли по полям сражений военные медики. Под смертельным огнем выносили они раненых с поля боя, доставляли их в медицинские пункты, оказывали необходимую помощь, а затем эвакуировали в медсанбаты, госпитали и дальше в тыловые специализированные учреждения. Четко организованная военно-медицинская служба работала напряженно и бесперебойно. В период Великой Отечественной войны в армии и на флоте находилось более 200 тысяч врачей и свыше 500 тысяч фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов и санитаров, многие из которых погибли в огне боев. В целом в период войны смертность медработников была на втором месте после стрелковых. Боевые потери медицинского корпуса составили 210602 человека, из них безвозвратных – 84793 человека. Наибольшие потери были на поле боя или вблизи него – 88,2% общего числа потерь, в том числе санитаров-носильщиков – 60% [5].

Доля женщин среди всех медицинских работников составляла 46%. Среди фронтовых врачей женщины составляли 41%, среди военных хирургов – 43%, медицинских сестер – 100%, санитарных инструкторов и санитарок – 40%. [7, с.69].

Вся система оказания медицинской помощи в бою и последующего лечения раненых до выздоровления была построена у нас во время Отечественной войны на принципах этапного лечения с эвакуацией по назначению. Это значит – рассредоточить весь лечебный процесс в отношении раненого между специальными подразделениями и учреждениями, представляющими собой отдельные этапы на его пути с места ранения в тыл, и проводить эвакуацию по назначению туда, где каждому раненому будет обеспечено квалифицированное и специализированное лечение, диктуемое требованиями современной хирургии и медицины в целом. Смена этапов на эвакуационном пути и медицинского персонала, оказывающего помощь и обеспечивающего уход на этих этапах, не повредят лечебному процессу, если между всеми этапами существует крепкая связь и установлено заранее взаимопонимание и взаимозависимость.

Интересно, что все этапы лечения оказалось возможным проследить по живописным произведениям.

Борьба за жизнь раненого начиналась сразу после ранения, непосредственно на поле боя. Весь медицинский персонал ясно осознавал, что главной причиной гибели раненых на поле боя, помимо несовместимых с жизнью травм, являются шок и кровопотеря. При решении этой проблемы важнейшим условием успеха были сроки и качество оказания первой медицинской помощи, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи. Процесс оказания помощи на подле боя изображен на живописных полотнах Б. Махова «Солдаты Сталинграда» и Ф.В. Севастьянова «Сестра» (Прил. 3а).

Особое внимание уделялось требованию выноса раненых с оружием, что восстанавливало не только человеческий, но и военно-технический потенциал Красной армии. Так, в приказе народного комиссара обороны «О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу», подписанном 23 августа 1941 г. лично И.В. Сталиным, предписывалось представлять к награждению санитаров и санитаров-носильщиков за вынос раненых с поля боя с их оружием. Именно эти моменты отражены в живописных произведениях «Товарищи» А. и С. Ткачевых, «Солдаты» В.Г. Пузырькова, «Сестрица» М.И. Самсоноваи скульптурной композиции «Девушка-санитарка, несущая раненного бойца» Е.В. Вучетича(Прил. 3в): за вынос 15 человек представляли к медали «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 человек – к ордену Красной Звезды, 40 человек – к ордену Красного Знамени, 80 человек – к ордену Ленина

Подчас медицинским работникам приходилось жертвовать своей жизнью для спасения раненых. Так санитарный инструктор Валерия Гнаровская со связкой гранат бросилась под вражеский танк и ценой собственной жизни спасла от неминуемой гибели 20 тяжелораненых, а Зинаида Маресьева закрыла собой раненого командира, им обеим посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Их подвиги обессмертили на своих картинах М. Самсонов и Л.Котляров (Прил. 3б).

На следующем этапе одним из наиболее ярких показателей организованности полевой медицинской службы, имевшим первостепенное значение для всей последующей хирургической работы, являлось время поступления раненого после ранения на полковой медицинский пункт, где ему обеспечивалась первая врачебная помощь. Ранние сроки прибытия раненых на ПМП предопределяли успех всей дальнейшей борьбы с шоком и последствиями кровопотери, имели важное значение и для ускорения дальнейшего направления раненых из ПМП в медсанбат, где проводились первичная хирургическая обработка ран и необходимые оперативные вмешательства. Путь раненого с места оказания ему первой медицинской помощи на поле боя и до прибытия на ПМП, несмотря на его краткость (три – пять километров), являлся весьма тяжелым для самого пострадавшего. Момент первичной эвакуации отображен на картинах В.К. Дмитриевского «Наступление началось», Л.И. Вайшля «Наши сестры», А.М. Артамонова «После боя», В.В. Лихоносова «Медсестра», А.Г. Сафаргалина «Медсестра» (Прил.3д).

Третьим этапом было оказание помощи на полковом медицинском пункте. При проведении в ПМП медицинского осмотра прибывших раненых с целью определения степени срочности их эвакуации в МСБ сменялись повязки, промокшие и неудовлетворительно наложенные, проверялась правильность наложения шин и в необходимых случаях производилась их замена, проводился контроль за наложенными ранее для остановки артериального кровотечения жгутами. Обращалось особое внимание на введение противостолбнячной и противогангренозной сывороток при артиллерийско-минных ранениях нижней половины тела, а также при всех рвано-ушибленных ранах и большом загрязнении тела. На ПМП же проводились мероприятия по борьбе с шоком и последствиями больших кровопотерь, требовавших неотложной помощи в виде дооперационного переливания крови и кровезаменителей, что имело особое значение в тяжелых условиях эвакуации раненых.

В этих условиях ПМП как бы превращались из пунктов общеврачебной помощи в подготовительные хирургические этапы. На полковом медицинском пункте, впервые на эвакуационном пути раненого, проводилась врачебная регистрация раненых, заполнялись медицинские карточки передового района, следовавшие с ними на всем пути эвакуации. Именно заполнение медицинской карточки и изображено на картине В.В.Лихоносова

«В медсанбате» (Прил. 3е).

В некоторых случаях, когда оказывались значительные затруднения с эвакуацией раненых из ПМП в МСБ, практиковалось направление из медсанбата хирурга в ПМП для хирургической помощи, главным образом для неотложных и срочных операций [6, 123], что мы и видим на картине И.В. Бордачева «Будет жить!» (Прил. 3е).

Следующим этапом являлось оперирование (Волков Н.Н. «Военные медики») и эвакуация тяжелораненых в глубь страны (Сизов В.В. «Тревожные Ночи») (Прил. 3з). Специфический вклад медиков ППГ, медсанбатов и санитарных поездов в поэтапное лечение всей массы раненых состоит в том, что они продолжали перевязку, санобработку, сортировку, а с другой стороны – обеспечивали излечение бойцов с легкими и средней тяжести ранениями, проводили огромное количество операций. Третью группу медиков, как отмечалось, составляли работники стационарных госпиталей. Их особенности – высокая квалификация и специализация врачей, связь с гражданским населением. Операции в стационарных эвакогоспиталях мы видим на картинах П.П. Соколова-Скаля «Операция в институте им. Склифосовского в годы войны», Н.П. Бектеевой «Операционная эвакогоспиталя» (Прил. 3и). Особую группу медиков составлял персонал санитарных поездов. Они вывозили тяжелораненых в тыл страны.

Нельзя забыть врачей, медсестер, санитарок, всех тех, кто работал в тылу и помогал вернуться к жизни людям, которые были близки к смерти, они смотрели в лицо смерти. Солдаты, которые лечились в госпиталях, с благодарностью обращались через газеты, не называя фамилий врачей, а только имена и отечества: «Здравствуйте, многоуважаемая мамаша Прасковья Ивановна, не найду высоких благодарственных слов, которые обязан написать Вам; я любил Дору Климентьевну, я любил как любил свою мать в детстве, много носили Вы меня на руках; я прошу Вас, мама, берегите себя». Врачи также не оставались после лечения бойца равнодушными. Они разыскивали через письма своих бывших больных на фронте, в колхозах и городах, они хотели знать, не раскрылись ли раны. Не тревожат ли послеоперационные рубцы, не беспокоит ли больное сердце

Заботу медиков одушевной здоровье раненых изобразил на своей картине «Письмо из дома» Башкевич А.А., «В госпитале» О.А. Качарова и В.В. Кокачева (Прил.3и).

В обслуживании раненых и больных во время войны участвовала не только медицинская служба вооруженных сил, но и органы здравоохранения на местах, а с ними вместе десятки тысяч людей, далеких от медицины. Матери, жены, младшие братья и сестры воинов, работая в промышленности, сельском хозяйстве, находили время и силы для заботливого ухода зав ранеными и больными в госпиталях. Испытывая большие лишения в питании, одежде, они отдавали все, и в том числе свою кровь, чтобы быстрее восстановить здоровье воинов. Особенно поднимал дух раненых посещение детей. Школьники часто устраивали в госпиталях концерты, помогали раненым писать письма, читали им книги и прессу, как, например, на картинах З.А.Кожевниковой-Котовой «Концерт у раненых» и Н.Н.Жукова

«В госпитале (В гостях у защитника Сталинграда)» (Прил. 3и).

Столь четкая организация медицинской помощи и помощь всей страны в деле лечения раненых и больных воинов приносила благодатные плоды: за период войны в лечебных учреждениях всех наименований учтено госпитализированных более 22 млн. человек. В результате в строй было возвращено 72,3 % раненых и 90,6% больных солдат и офицеров. В абсолютных показателях эти данные впечатляют: продолжили сражаться против врага свыше 17 млн. человек[6, 99].Радость выздоровления отражена на картине Жукова Н.Н. «Спасибо, родная!» (Прил. 3к).

Известный полководец маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».

Родина высоко оценила самоотверженный труд работников военного и гражданского здравоохранения. Более 30000 тружеников гражданского здравоохранения в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. Более 116 тысяч военных медиков были награждены орденами, 50 из них стали Героями Советского Союза, а 19 – полными кавалерами ордена Славы [4].

Вещевое и продовольственное обеспечение.

Как уже говорилось каждая живописная картина или рисунок, где есть военные люди в форме – уже отражение вещевого обеспечения армии.

Однако произведений, где именно форме, ее пошиву или ремонту уделялось бы особое внимание мало. Нам удалось отобрать только два карандашных рисунка Н.Н. Жукова: «Лиха беда начало» (1943) и «Пошивочная в прифронтовой полосе» (1944) (Прил.4).

В первом случае художник показал бойца Красной Армии, подшивающего подворотничок гимнастерки нового образца. Гимнастерки для рядового и сержантского состава представляла собой удлиненную рубаху без карманов из плотной ткани, которую носили с ремнем или поясом. Этот элемент форменной одежды был в ходу до 1960-х гг.

На втором рисунке художник отобразил момент работы мастерового войсковой вещевой ремонтной мастерской. Мы видим, что мастерская размещена на окраине лесного массива и замаскирована сверху лапником. Помещение (типа шалаша) изготовлено из подручных материалов и плащ-палаток. В мастерской имеется ручная настольная швейная машина. Учитывая дату на рисунке 1944 г., можно предположить, что дело происходило на территории Западной Европы. Исходя из этого, можно предположить, что швейная машинка могла быть производства известной фирмы «Зингер».

На рисунке солдат изображён солидного возраста. Такого возраста военнослужащие, как правило, использовались для выполнения задач по тыловому обеспечению. Вместе с тем, исходя из того, что солдат изображён со стоящей рядом винтовкой, можно предположить, что он выделен из боевого подразделения на усиление в вещевую ремонтную мастерскую.

В годы Великой Отечественной войны большое внимание уделялось ремонту вещевого имущества. Начало организации ремонта вещевого имущества в действующей армии было положено в 1942 г., когда появились штатные дивизионные, армейские и фронтовые ремонтные мастерские. В связи с возросшим объёмом ремонта и малочисленностью штатных ремонтных средств в ряде фронтов и армий ремонтные мастерские усиливались за счёт прикомандирования солдат из тыловых и запасных частей. Основную тяжесть по выполнению среднего ремонта обмундирования и обуви несли полковые и дивизионные мастерские. По данным 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов, за 1943-1945 г.г. удельный вес ремонта имущества в полковых мастерских к общему отремонтированного во фронтах имущества составил: по среднему ремонту - 82,3 % обмундирования, и 79,1 % обуви; по капитальному ремонту ДЙ74.4 % обмундирования и 61,4 % обуви.

В целом за годы войны силами войск и гражданских предприятий было отремонтировано 17,1 млн. штук шинелей, около 30 млн. комплектов обмундирования, 64,4 млн. пар кожаной обуви, 20,6 млн пар валенок, 1-7,3 млн штук телогреек, 28,6 млн шаровар ватных и много другого имущества [16, Л. 176-266].

Продовольственное обеспечение Армии мы видим на рисунках того же Н. Жукова «По дороге домой (полевая кухня)» (1945), а также А.В. Кокорина «После боя» (1941) и Е.И. Комарова «Сталинградские официантки» (1943) (Прил.4). С первого дня войны продовольственная служба в невероятно тяжелых условиях приступила к выполнению возложенных на нее задач.

Вынужденный отход наших войск в глубине страны тяжело отразился на обеспечении войск техническими средствами продовольственной службы.

Только за два первых месяца войны боевые потери походных кухонь составили 7740 штук хлебопекарных печей ПАХ (полевого автомобильного хлебозавода - 140 штук, хлебопекарных печей Пейера – 250, термосов 12-и литровых – 5700 штук).

Этого хватило бы на укомплектование 100 стрелковых дивизий.

Чтобы выправить сложившееся положение и в какой-то мере обеспечить новые формирования техническими средствами был проведен ряд мероприятий.

Так трехкотельные походные кухни стали выдаваться войскам из расчета одна на 300 человек питающихся, вместо 180 чел., что позволило сократить на 30-40 % количества кухонь в воинских частях.

Было организовано массовое переоборудование под походные кухни наливных переносных кипятильников, которых во внутренних округах насчитывалось около 18 тыс. штук.

Кроме того была организована переброска кухонь и хлебопекарных печей с Дальнего Востока. В сентябре 1941 г. было утверждено 14 норм продовольственных пайков, по которым обеспечивались войска.

Личный состав продовольственной службы показывал стойкость и героизм как по обеспечению горячей пищей военнослужащих, так и при отражении наступления врага.

12 июля 1941 г. в центральной печати был приведен пример об отважной воинской части, которая в течение 40 часов вела непрерывный бой с противником. Фашисты прорывались к расположению полевых кухонь, повара и ездовые во главе с командиром хозяйственного отделения сержантом Григорьевым в течение двух часов отбивали атаку врага. Уничтожили 19 вражеских солдат, прорвались через вражеское кольцо и в назначенное время доставили личному составу части горячую пищу [14].

На картине А.В. Кокорин «После боя» (1941 г.) показан прием пищи военнослужащими в полевых условиях.

Здесь приведен пример индивидуального приготовления пищи двумя военнослужащими с использованием солдатского котелка и примитивного очага.

Как правило, индивидуальное приготовление пищи личным составом осуществлялась при невозможности обеспечения его горячей пищей и походных кухонь. В этом случае готовилось в одном котелке горячее блюдо (консервы мясные с кашей вязкой), а если не было таких продуктов, то просто каша вязкая, картофель отварной и др. Во втором котелке готовился кипяток для чая.

В ходе обеспечения войск, оборонявших Сталинград, армейские и фронтовые продовольственные склады и их отделения (летучки) были максимально приближены к переднему краю на расстоянии до 6-8 км. Это способствовало более надежной организации подвоза продовольствия в войска.

Горячая пища готовилась в надежно укрытых и замаскированных батальонных и ротных кухнях (на откосах берега Волги, в смотровых колодцах водопроводов и даже в цоколе заводской трубы) на расстоянии 200–300 м от переднего края. Относительное разнообразие блюд солдатского меню достигалось чередованием мясных, рыбных и мучных супов.

Для доставки пищи в подразделения использовались подносчики пищи, иногда даже женщины и подростки. На картине Комарова Е.И. «Сталинградские официантки» (1943 г.) изображены подносчики пищи (женщина и девушка – подросток), которые осуществляли доставку пищи военнослужащим, выполняющим задачи на обороне Сталинграда.

Несмотря на усталость, наши официантки будут раз за разом, день за днем доставлять пищу солдатам.

К концу войны, работа продовольственной службы была хорошо налажена. Все мероприятия в работе службы были направлены на решение главной задачи – своевременного и бесперебойного обеспечения войск регулярным и хорошим питанием в любых условиях обстановки [15].

Советский тыл.

В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.

Оккупация важнейших экономических районов СССР поставила народное хозяйство страны в чрезвычайно сложные условия. На захваченной территории до войны проживало 40 % населения страны, производилось 33 % валовой продукции всей промышленности, выращивалось 38% зерна, содержалось около 60 % свиней и 38 % крупного рогатого скота [1, 29].

Чтобы срочно перевести народное хозяйство на военные рельсы, в стране вводились обязательная трудовая повинность, военные нормы выдачи населению промышленных товаров и продуктов питания. Повсюду устанавливался чрезвычайный порядок работы для государственных учреждений, промышленных и торговых организаций. Обычной практикой стала сверхурочная работа.

30 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли народнохозяйственный план на III квартал 1941 г., предусматривавший в самые сжатые сроки начать мобилизацию материальных и трудовых ресурсов страны для обеспечения нужд обороны. План предусматривал срочную эвакуацию населения, учреждений, промышленных предприятий и имущества из районов, которым угрожала германская оккупация.

Усилиями советских людей Урал, Западная Сибирь и Средняя Азия были преобразованы в мощную военно-промышленную базу. Большая часть эвакуированных сюда заводов и фабрик к началу 1942 г. наладили выпуск оборонной продукции.

Военные разрушения, утрата значительной части экономического потенциала привели к тому, что во второй половине 1941 г. в СССР произошел критический спад объемов производства. Перевод советского хозяйства на военное положение, завершившийся только в середине 1942 г., положительно сказался на увеличении выпуска и расширении ассортимента военной продукции.

По сравнению с 1940 г. валовая продукция индустрии в Поволжье выросла в 3,1 раза, в Западной Сибири – в 2,4, в Восточной Сибири – в 1,4, в Средней Азии и Казахстане – в 1,2 раза. В общесоюзном производстве нефти, угля, чугуна и стали доля восточных районов СССР (включая Поволжье) составляла от 50 до 100 % [9, с.214].

Рост военного производства при сокращении количества рабочих и служащих достигался за счет интенсификации труда, увеличения продолжительности рабочего дня, сверхурочных работ и укрепления трудовой дисциплины. В феврале 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Приказ «О мобилизации трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве на период военного времени». Мобилизовывались мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не занятых в государственных учреждениях и на предприятиях. Трудовые ресурсы СССР составляли в 1944 г. 23 млн. человек, половина из них были женщины. Так на сугубо мужском до войны производстве кирпича также трудились женщины, что ярко отражено на картине С. Рянгиной «Цех кирпича» (Прил. 4а). Несмотря на это, в 1944 г. Советский Союз ежемесячно выпускал 5,8 тыс. танков, 13,5 тыс. самолетов, тогда как Германия 2,3 и 3 тыс. соответственно [2, с. 218].

Принятые меры находили поддержку и понимание у населения. В условиях войны граждане страны забывали о сне и отдыхе, многие из них перевыполняли трудовые нормы в 10 и более раз. Лозунг: «Все для фронта, все для победы над врагом!» стал по сути всенародным. Желание внести свой вклад в победу над врагом проявлялось в разных формах трудового соревнования. Оно стало важным моральным стимулом для роста производительности труда в советском тылу.

Достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без трудового героизма советских людей. Работая в неимоверно тяжелых условиях, не жалея своих сил, здоровья и времени, они проявляли стойкость и упорство в выполнении заданий.

Небывалый размах приобрело социалистическое соревнование за выпуск сверхплановой продукции. Подвигом можно назвать героический труд молодежи и женщин, делавших все необходимое для победы над врагом. В 1943 г. развернулось движение молодежных бригад за усовершенствование производства, выполнение и перевыполнение плана, за достижение высоких результатов с меньшим количеством рабочих. Благодаря этому значительно увеличился выпуск боевой техники, вооружения и боеприпасов. Происходило непрерывное усовершенствование танков, орудий, самолетов момент соревнования на военном заводе представлен на одноименной картине А. Козлова (Прил. 4а).

Труженики советского тыла чувствовали себя участниками великой битвы за независимость Отечества. Для большинства рабочих, служащих и тружеников сельского хозяйства законом жизни стали призывы: «Все для фронта, все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!», «В труде — как в бою!». Благодаря самоотверженности трудящихся советского тыла в короткие сроки экономика страны была переведена на военное положение, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым для достижения победы. Жителей села, привезших хлеб и продукты для фронта мы видим на картине В. Санина «Все для фронта» (Прил. 4б).

Кроме беззаветной работы на производстве граждане Советского Союза трудились на рытье окоп (Н. Осенев «Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей под Москвой», Н. Жуков «На окопах Сталинграда» Прил. 4в), подписывались на денежные займы и собирали посылки на фронт. Трогательные моменты подготовки и сбора посылок и радость воинов от их получения мы можем наблюдать на картинах Н. Жуков «Подарки на фронт» и С.В. Рянгиной «Подарки на фронт» и «Подарки фронту». Такая забота тыла придавала еще больше сил фронтовикам для борьбы с агрессором (Прил. 4г).

Таким образом, в результате исследования нами было выявлено 58 произведений живописи и графики советских и современных российских художников, посвященных теме тылового обеспечения. Девять из них отражают деятельность транспортных служб, еще девять – советского тыла в деле обеспечения советской армии вооружением, боеприпасами, продовольствием и теплыми вещами в годы Великой Отечественной войны. Однако наибольшее количество произведений искусства – сорок картин – наглядно прослеживают деятельность медицинской службы. Именно в этом направлении нам удалось не только увидеть неприукрашенное лицо войны, но и проследить все этапы медицинской помощи раненым бойцам от поля боя до выписки из госпиталя.

Следующим этапом нашей работы планируется выявление произведений искусства, освещающих тему других служб материального обеспечения (инженерные службы, вещевое и продовольственное обеспечение) Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, а также тылового обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации (Советского Союза, царской России) на всех этапах их истории.

Список использованных источников

1. Верт А. Россия в войне 1941–1945 / Пер. с англ. – М–Л.: Политиздат, 1967.

2. Всё для фронта/под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9.

3. Гайдар Б.В. Роль медиков в Великой Отечественной войне. – СПБ.: Медицинский вестник, 2005 – №3.

4. Дикуишн В.Ф., Киселев А.М. Военные сообщения Советской Армии в битве под Москвой.– М: Воениздат, 1960.

5. Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Электронный ресурс] – IV Всероссийская конференция (с международным участием). Доклады и тезисы. – М. – 2008. – Режим доступа: http://www.historymed.ru/static.html?navid=177

6. Кнопов М.Ш. Главные хирурги фронтов в годы Великой Отечественной войны. – М.: Хирургия, 2002

7. Кованов В. В. Солдаты бессмертия. – М.: Политиздат, 1986

8. Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941–1945. – М.: Наука, 1988.

9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. – М.: Политиздат, 1968.– Т. 3.

10. Сайт Министерства обороны Российской Федерации: http://mil.ru/

11. Терехин К.П., Таранов А.С. Гвардейцы-железнодорожники. М.: Воениздат, 1966.

12. Транспорт СССР: Итоги за 50 лет. М.: Транспорт. 1967.

13. Хирургия времен Второй Мировой войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/medik.htm

14. Тыл Советских Вооруженных сил в Великой Отечественой войне/ под ред. Куркоткина С.К. М.: Воениздат,1977

15. Вещиков П.И. История продовольственной службы. М., ОАО Можайский полиграфкомбинат, 2013.

16. Отчет по снабжению Советской Армии вещевым имуществом за время Великой Отечественной Войны. Архив МО РФ. Ф. 87. Оп. 120. Д. 470 Л. 176-266.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1 Данный раздел в сокращенном виде и без приложений опубликован в статье : Маркушина С.В., Шашков И.И., Тимофеев Е.С. «Подвиг советских медиков в годы Великой Отечественной войны в изобразительном искусстве» // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов Х международной научно-практической конференции - Москва: «Перо», 2016.

Просмотров работы: 836