В последнее время школа становится площадкой для экспериментов. Так, в школе вводят образовательные стандарты, призывающие к воспитанию всесторонней личности.
Одно из главенствующих положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимся общественного опыта. Также его можно определить как совокупность способов действия учащегося, которое обеспечивает индивидуальное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[4].
В составе предполагаемых результатов УУД выделяют:
1) личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поли-культурном социуме;
2) метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися межпредметных понятии и универсальных учебных действии, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, индивидуальность планирования и осуществления учебной деятельности и организации образовательного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
3) предметные результаты, включающие освоение обучающимися в ходе изучения образовательного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [2, c.140-141].
Достижение определенных целей лежит на основе применения системно-деятельностного подхода. Возникает вопрос – как формировать эти умения?
На наш взгляд, УУД могут быть сформированы лишь в процессе определенной учебной деятельности. Необходимо создать новые условия для такой деятельности изменить сам образовательный процесс:
Освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Основным результатом деятельности учителя не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений УУД учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации[3].
Необходимо на первый план выдвигать не информированность обучающегося, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях[1, c. 525-526].
Следовательно, учитель должен использовать задания, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать обществоведческую информацию. К ним можем отнести: тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько применение каких-либо характерных черт, признаков, тенденций развития обществоведческих явлений; заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания и анализ цифровой информации; задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников или обществоведческих текстов; задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.[5].
Главное, на наш взгляд – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (памятки и др. приемы). Становиться понятно, что учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной ему структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским.
Следовательно, и само построение урока должно быть соответствующим. Урок-дебаты, дискуссии – это наиболее интересная форма работы на сегодняшний день. На подобном уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы обучающихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Практика показывает, что такие уроки довольно интересны детям и они с радостью готовят свои выступления и дискутируют с одноклассниками [2, c.140-141].
Достижение УУД включает полное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Таким образом, формирование у обучающихся УУД на уроках обществознания строится на совместной работе учителя и обучающегося, но учитель лишь направляет деятельность обучающихся, а обучающиеся сами должны добывать, обрабатывать и систематизировать информацию. Это дело не легкое, но с помощью учителя реально достигнуть успехов в обучении и сдать экзамены.
ЛИТЕРАТУРА
Апанасенкова, Е.Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания как основа современного образовательного процесса: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас, 2015. С. 525-563.
Ахломенок, А.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в средней школе: статья в журнале. – Новокузнецк, – 2016. – № 8 (16). – С.140-141.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2012. — 151 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http// минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.12.2016).
Янгирова, В.М. Методологические ориентиры профессиональной подготовки учителя к диагностике образовательных результатов / В.М. Янгирова, О.А. Шамигулова// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22221 (дата обращения: 19.12.2016).