САМОДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САМОДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Давыдов А.С. 1, Егорычева Е.В. 1, Чернышева И.В. 1, Шлемова М.В. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важной частью обучения в вузе или другом учебном заведении являются занятия физической культурой. Однако для лучшего усвоения материала следует самостоятельно заниматься физическими упражнениями или спортом.

При физических нагрузках организм человека изменяется. Для того чтобы занятия физкультурой не нанесли ущерб здоровью, необходимо следить за своим состоянием во время физической нагрузки. Наилучшим вариантом будет ведение дневника занятий, в котором систематически будут фиксироваться происходящие в организме изменения. Оценить данные изменения можно с помощью диагностики [1, 3].

Проводить диагностику может врач, преподаватель, а так же сам занимающийся. Диагностика определяет физическое состояние организма и его систем путем дозированных нагрузок и возмущающих воздействий функциональных проб. С помощью диагностики выявляются текущие морфологические и функциональные показатели организма, определяющие его дееспособность [2].

Данные показатели можно разделить на три группы:

  • соматоскопические

  • соматометрические

  • физиометрические (или функциональные)

Соматоскопические показатели формируют общее впечатление о физическом развитии тренирующегося: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Сначала оценивают состояние кожного покрова, затем опорно-двигательного аппарата (осанка, форма грудной клетки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и состояния слизистых оболочек.

Из всех соматометрических показателей для занимающегося физическими упражнениями наиболее важным являются рост и масса тела. По массе тела можно определить уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов. Во время тренировок обычна потеря массы вследствие потоотделения. Следует тщательно следить за массой тела и фиксировать все изменения в дневнике.

Состояние систем организма и их реакция на физические нагрузки являются показателями подготовленности организма к занятиям спортом и физкультурой. Наиболее важными функциональными показателями являются состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изучение данных систем проводится с помощью различных физиологических и функциональных проб. Наиболее часто встречающиеся в практике:

1. Пульс покоя (ЧСС): измеряется при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15 секундным отрезкам, затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту). ЧСС в покое в среднем: у мужчин – 55-70 ударов в минуту, у женщин – 60-75 уд./мин.

2. Артериальное давление: различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: для максимального – от 100 до 129 мм рт.ст., для минимального – от 60 до 79 мм рт.ст. [2].

Занимаясь физическими упражнениями, стоит соблюдать график и помнить об отдыхе. За состоянием своего здоровья нужно тщательно следить самостоятельно, но не стоит забывать о педагогическом и врачебном контроле [3].

Литература:

1. Давыдов А.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Мусина С.В. Самоконтроль физического состояния студентов во время самостоятельных занятий по физкультуре // Международный студенческий научный вестник: электрон. журнал / РАЕ. – 2015. – № 5 (часть 4). – C. 492-493.

2. Федоров В.И., Шумилин А.П., Чикуров А.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов технических вузов // Красноярск, 2005. – С.112 - 137.

3. Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Мусина С.В., Шлемова М.В. Формирование физической культуры личности студента – неотъемлемая часть профессионального становления будущего специалиста // Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 10: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2013. – № 13 (116). – C. 48-50.

Просмотров работы: 1759