Вот почему приоритетными компетенциями личности должны стать: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права в рамках позитивных взаимоотношений с социумом, активное участие в преобразовании окружающей действительности. В данной статье рассматривается социальное проектирование в качестве приоритетного направления работы с обучающимися школ при формировании их гражданской позиции.
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Исходя из этого, приоритетным ориентиром образования становится подготовка личности, готовой к интеграции в определенную среду. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает активное вхождение в социум, способность влиять на среду, противостоять ее негативным влияниям, изменяя условия жизни или самого себя.
Среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Социальное проектирование – замечательный способ научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться в практическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности, развить специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации. Эта деятельность дает ребенку возможность для самовыражения (проявления способностей, лучших качеств, самопрезентации); самоутверждения (возможности поверить в свои силы, ситуация успеха); самоопределения (проигрывание различных ролей, определение собственных приоритетов); самореализации; развивает активную гражданскую позицию. Под гражданской активностью нами понимается готовность и способность личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
В своих работах В.И. Курбатов отмечает, что «Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений». В.А. Луков же считает, что «Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации».
Участвуя в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации: озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, оказать помощь социально незащищенным слоям населения – вся эта деятельность доступна нашей молодежи в школе, микрорайоне, городе, подрастающее поколение приобретает не только гражданские навыки и умения, но и отрывает новые возможности.
Социальные проекты дают возможность участникам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.
Таким образом, задачами социального проектирования являются:
– формирование позитивной Я - концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
– развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
– развитие исследовательского и критического мышления;
– способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
– позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.
Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.
Такая социальная практика дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение учащимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.
Таким образом, включение социальной практики в учебно-воспитательный процесс (социальное проектирование) позволяет вовлечь юных российских граждан в общественную жизнь, что формирует, развивает и стимулирует активную жизненную позицию, а успешность деятельности учащихся – это развитии социальной компетентности, его самореализации и социализации.
Использование проектного метода в обучении:
– способствует развитию познавательной активности,
– учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками,
– видеть проблемы и предлагать пути их решения,
– способствует воспитанию социальной активности.
– воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки,
– учит оказывать и проявлять взаимопомощь в работе.
Разрабатывая разнообразные проекты, школьники одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества.
Список использованных источников
1. Капустина З.Я. Культура гражданственного становления личности как социально-педагогическое явление // Наука и школа. – 2006. – №1. – С. 17–20.
2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Академия, 2009. – С. 108.
3. Уланов К.Н. Социальное проектирование и социальное моделирование как способ гражданско-правового образования и воспитания школьников / К.Н. Уланов, С.В. Уланова // Основы государства права. – 2004. – №3. – С. 75–79.