В рамках дисциплины «Проектный практикум», группа была разделена на команды единомышленников. В каждой такой команде был выбран менеджер проекта, и методом мозгового штурма был определен основной бизнес-процесс «Заинтересовать абитуриента» [6, 7].
При поиске решения бизнес-процесса были выявлены традиционные варианты такие, как проведение различных мероприятий для абитуриентов, рекламные буклеты и т.д. Но так как дисциплина «Проектный практикум» подразумевает использование информационных технологий, то были предложены варианты создания мобильного приложения с информацией о направлении «Прикладная информатика», наполнения информацией о направлении ПИ страницы на официальном сайте МГТУ для получения необходимых сведений абитуриентам и видео-интервью с выпускниками данного направления [2, 3].
Для принятия управленческого решения были выделены и проанализированы факты, которые в большей степени влияют на достижение цели – повысить заинтересованность абитуриентов (рис. 1.).
Рисунок 1. Причинно-следственная диаграмма Исикава
При построении диаграммы мы выделили следующие факторы: метод работы, люди, измерения, материалы, оборудование и менеджмент. В результате проведенных расчетов можно сделать вывод, что из всех первичных факторов наиболее значимые: материал и методы, а из всех вторичных факторов наиболее важное значение имеет видео-интервью.
Для того, чтобы детально рассмотреть весь бизнес-процесс «Заинтересовать абитуриента» была построена модель EPC [8, 9], представленная на рис. 2. На модели показаны этапы и промежуточные результаты создания видеоролика.
Рисунок 2. Модель EPC
Следующим этапом создания видео-интервью стало ознакомление с существующими альтернативными решениями для определения требований, которые помогли бы сделать интервью более информативным и интересным.
Таблица 1 - Оценка существующих видео-интервью с выпускниками в сети Интернет
Название |
Ссылка на интервью |
Кол-во вопросов |
Время интервью |
Стиль интервью |
Интервью с выпускником кафедры ПТЭ ФТТ УГНТУ Зайниевым Азатом |
https://www.youtube.com/watch?v=LVtCoV-vCM4 |
10 |
11 мин. |
Очное, открытое, индивидуальное, линейное с явными вопросами |
«Взгляд через года». Интервью с выпускницей Кафедры ПТЭ ФТТ УГНТУ Измайловой Оксаной. |
https://www.youtube.com/watch?v=rP5h3sNJu9M |
11 |
7 мин. |
Очное, открытое, индивидуальное, линейное с явными вопросами |
Интервью с выпускником кафедры ПТЭ ФТТ УГНТУ Мамаевым Павлом |
https://www.youtube.com/watch?v=w-a_l1x4_tI |
11 |
10 мин. |
Очное, открытое, индивидуальное, линейное с явными вопросами |
РХГА 2014 интервью со студентами кафедры психологии |
https://www.youtube.com/watch?v=5y9Vs-NKSmI |
7 |
9 мин. |
Очное, открытое, аудиторное, линейное с явными вопросами |
Интервью с выпускниками ИТ в БГУЭП |
https://www.youtube.com/watch?v=jbwgHu4rOM8 |
8 |
7 мин. |
Заочное, открытое, групповое, линейное с явными вопросами |
Интервью с выпускниками кафедры ЭКММ НТУ «ХПИ» |
https://www.youtube.com/watch?v=5SmtCKryQB4 |
4 |
4 мин. |
Заочное, групповое, открытое, линейное с явными вопросами |
Интервью с выпускником кафедры социальных коммуникаций ТГУ Дмитрием Поляковым |
https://www.youtube.com/watch?v=n_HTbZjSEwI |
4 |
3 мин. |
Заочное, открытое, групповое, линейное с явными вопросами |
Итогом анализа стало определение следующих требований к разрабатываемому видео-интервью:
групповое (7 чел.);
очное – при наличии опытного интервьюера;
при отсутствии интервьюера в кадре вопросы появляются в виде текстовой вставки на экране и ее озвучки;
всем респондентам задаются одинаковые вопросы (если имеются одинаковые или похожие ответы – берется только один ответ);
для каждого респондента на экране появляется его имя, название компании и занимаемая должность;
внешний вид респондентов – опрятный, жесткий дресс-код не обозначен;
продолжительность итогового интервью ≈ 7 мин.
Далее методом мозгового штурма проектной командой были подготовлены вопросы к выпускникам, а также распределены роли для съемки видео.
Вопросы к выпускнику представлены ниже:
1. Какую должность вы сейчас занимаете?
2. Прошло уже несколько лет, с тех пор как вы закончили вуз. Довольны ли вы тем, как движется ваша карьера?
3. Как изменилось ваше представление о направлении «Прикладная информатика» после окончания вуза?
4. Каковы перспективы выпускника кафедры по направлении «Прикладная информатика»?
5. Чем уникальность направления «Прикладная информатика»?
6. Почему вы в свое время выбрали именно направление, связанное с ИТ?
7. Как вы оцениваете полученное образование сейчас, с высоты своего профессионального опыта?
8. Расскажите о своей работе в этой компании. Какими задачами вы занимаетесь?
9. Какой бы вы дали совет новым студентам направления «Прикладная информатика»?
В качестве респондентов были выбраны 7 выпускников направления «Прикладная информатика», которые решили связать свою жизнь после выпуска из университета с информационными технологиями и на данный момент работают в ИТ-компаниях. С каждым респондентом были оговорены время и место проведения интервью, предоставлены вопросы и инструкции для ознакомления.
Данный проект в формате видеоролика предполагается в дальнейшем разместить на видео-хостинге YouTube и в социальных сетях в качестве рекламы, а также на официальной странице направления «Прикладная информатика».
Библиографический список
Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
Вязова Н.В., Назарова О.Б. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса формирования контингента студентов первого курса вуза/Н.В. Вязова, О.Б. Назарова//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 538-542.
Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
Давлеткиреева, Л.3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: автореф. дис.. канд. пед. наук/Л. 3. Давлеткиреева. Магнитогорск, 2006. -23 с.
Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении/О.Е.Масленникова, О.Б.Назарова//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. -С. 470-474.
Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема/О.Б. Назарова//Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2014. №10. -С. 651-663.
Назарова, О.Б. Реализация процессов проекта жизненного цикла системы в соответствии со стандартами ISO/IES 15288:2008 и ISO/IES 12207:2008 //Научные труды SWorld Т. 3/О.Б. Назарова, А.Е. Андрианова. -2010, № 2. -С. 62-66.
Сапегина В.С., Назарова О.Б. Использование диаграмм OC, EEPC, Исикавы, Дерево узлов, IDEF0, IDEF3 для анализа предметной области «Кредитование физических и юридических лиц»/В.С. Сапегина, О.Б. Назарова//Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 218-228.