ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале своей исследовательской работы хотелось бы обратить внимание, что в наиболее общем виде социальная инфраструктура делится на две части: социально-бытовую и социально-духовную. Социально-бытовая инфраструктура включает такие звенья, как торговля, общественное питание, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения. В составе социально-духовной инфраструктуры выделяются: просвещение, культура и искусство, здравоохранение, физическое воспитание и спорт, охрана окружающей среды, массовая информация и т.п. Если бытовая инфраструктура служит условием воспроизводства человека вообще, то социально-духовная непосредственно и наиболее активно проявляет себя в обеспечении профессиональной подготовки, формировании моральных, интеллектуальных качеств и здоровья людей. Социальная инфраструктура носит ярко выраженный территориальный характер, так как она связана с обслуживанием человека, который проживает в поселениях городского и сельского типа и должен быть обеспечен необходимыми условиями для физического и духовного развития.

Развитие социальной инфраструктуры связано с процессом становления рыночных отношений, социально-экономическими факторами, определяющими объем и темпы ее развития (тенденции и закономерности формирования доходов населения, структура расходов, перспективная оценка демографической ситуации, прогноз развития экономики страны и отдельных регионов и т.д.).

Исходными данными для разработки вопросов, связанных с перспективным развитием объектов социальной инфраструктуры, выступают результаты региональных исследований по формированию доходов и совершенствованию структуры расходов населения, а также оценка степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.

Прогнозирование и планирование социальной инфраструктуры в регионах опирается на территориальные нормативы обеспеченности населения товарами, жильем, больницами, школами, детскими садами и другими объектами социальной инфраструктуры, которые должны отражать региональную специфику жизненных условий и возможности реального удовлетворения социальных, духовных запросов населения.

Развитие социальной инфраструктуры регионов осуществляется с учетом их экономического потенциала, специфики расселения жителей, возможностей инвестирования, принятой стратегии преобразований и др. Оптимальным является достижение комплексного развития всех звеньев обслуживания населения, поскольку объекты социальной инфраструктуры имеют общий и повсеместный характер.

При этом необходимо учитывать:

• особенности, влияющие на запросы населения в социальной сфере;

• потребности в строительстве новых и реконструкции действующих объектов сферы обслуживания населения.

Прогнозные расчеты проводятся не только по усредненным показателям (в расчете на душу населения, на 1000,10 тыс. чел. и т.п.), но и с учетом специфики различных социальных и демографических групп. Важное значение приобретает разработка и использование применительно к городскому и сельскому населению дифференцированных нормативов, в соответствии с которыми устанавливаются пропорции и формируются ресурсы для развития социальной инфраструктуры. Потребность в услугах и сети объектов социальной инфраструктуры в регионе обосновывается с позиций ресурсного обеспечения, развития рыночных отношений и ее отраслей.

Важным ресурсным элементом выступают денежные средства финансирования социальной сферы. Для этого наряду с государственным бюджетом используются средства населения (путем индивидуализации части социальных платежей, введения льготного налогообложения, а также роста инвестиционного потенциала системы социального обеспечения). Применяются и другие направления обеспечения стабильного финансирования в требуемом размере. Например, устанавливается фиксированная доля налога на прибыль, акциз и НДС, направляемые непосредственно на развитие социальной инфраструктуры; местные органы власти наделяются полномочиями в решении определенного круга социальных проблем, разработке более эффективной системы аккумулирования финансовых ресурсов в местных бюджетах, за ними закрепляется доля республиканских налогов для последующего целевого использования на финансирование объектов социальной инфраструктуры; применяется переход от прямого финансирования к кредитованию.

Территориальный подход к прогнозированию и планированию предполагает определение эффективности развития отраслей социальной инфраструктуры, которая рассматривается как с позиций эффекта, достигаемого в самих отраслях социальной инфраструктуры, так и с учетом конечных результатов хозяйствования на данной территории, обеспечиваемых под влиянием этих отраслей.

Основной методологической посылкой при прогнозировании социальной инфраструктуры является обеспечение в перспективе таких условий жизнедеятельности населения, которые в наибольшей мере способствовали бы всестороннему развитию человека, наиболее полному удовлетворению его потребностей.

При обосновании развития отраслей социальной сферы следует исходить из того, что в условиях рыночной экономики существенно меняется вся система социальной политики. Прежде всего необходимо предусмотреть возрастание личных трудовых доходов, повышение их роли в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения; обеспечение гарантированного уровня социальных благ для всех слоев населения через общественные фонды потребления. В связи с этим прогноз должен учитывать и развитие отраслей социальной сферы на некоммерческой основе, и частичное их самофинансирование.

Уровень развития отдельных отраслей определяется исходя из потребностей населения в услугах, которые на прогнозный период определяются с помощью представительных характеристик развития отдельных отраслей обслуживания — натуральных показателей, наиболее полно отражающих развитие материальной базы каждой из отраслей, а также в форме условных измерителей контингента обслуживания, или денежных расходов населения на те или иные платные услуги. Показатели используются для обоснования уровня развития отраслей социальной сферы в качестве социально-экономических нормативов.

Социально-экономические нормативы выражают отношение между уровнем развития общественных потребностей и возможностями производства.

По каждой отрасли выделяются нормы и нормативы:

• развития материальной базы учреждений сферы обслуживания по видам (в расчете на 10 тыс. жителей);

• качества обслуживания населения в учреждениях сферы услуг по видам услуг (в расчете на 10 тыс. жителей);

• потребления услуг по видам.

При прогнозировании развития и размещения отраслей социальной сферы должны учитываться: демографическая ситуация в регионе, темпы роста (снижения) численности городских и сельских жителей, обеспеченности хозяйства региона трудовыми ресурсами.

Расчет прогнозируемых показателей осуществляется по каждой отрасли с учетом данных о предполагаемом изменении социально-экономических потребностей населения.

При разработке прогноза развития торговли, общественного питания производится количественная и качественная оценка состояния потребительского рынка. Его формирование должно осуществляться с учетом изменений в условиях функционирования сферы торговли, намечаемых в связи с переходом на рыночные отношения. Это прежде всего демонополизация, приватизация имущества торговых организаций, обеспечение их конкуренции, а также отмена регламентации хозяйственных связей по мере создания конкурирующих систем рыночной инфраструктуры. При снижении уровня прямого административного влияния на организацию торговой деятельности основное внимание в разрабатываемом прогнозе должно быть сосредоточено на обосновании рычагов государственного регулирования потребительского рынка. В качестве мер государственного регулирования и воздействия местных органов власти на потребительский рынок прогнозом должна быть предусмотрена система экономических льгот для стимулирования деятельности потребительской кооперации, торгово-закупочных кооперативов, других предприятий торговли, особенно по завозу и реализации нужных для населения региона товаров.

Одно из главных направлений структурных преобразований — создание торговой инфраструктуры.

Считаю важным отметить, что администрация регионов призвана оказывать содействие в создании коммерческо-информационных сетей. Эти "банки информации" должны содержать законодательные акты, постановления правительства, инструктивно-методические материалы ведомств, финансовых органов, реквизиты предприятий, организаций, сведения о ценах, в том числе мировых банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения ярмарок, торгов, аукционов и т.п. сведения, необходимые как промышленникам, так и предпринимателям. Другой сегмент информации — конъюнктурные и маркетинговые исследования.

Региональные власти обязаны расширить в городах собственные муниципальные контрактные организации, которые исходили бы из перепадов спроса и предложения и осуществляли бы за счет бюджетного и внебюджетного фондов закупки товаров в резерв для стабилизации цен и поддержки производства. Большую пользу принесет и создание при местных администрациях фонда основных материальных ресурсов, отпускаемых малым производственным предприятиям по регулируемым ценам на встречные поставки их готовой продукции.

Для установления тесных контактов производителей со сферой обращения могут создаваться торговые предприятия нового типа — оптовые базы, мелкооптовые магазины, склады самообслуживания, торговые дома производителей и т.п.

Учитывая зарубежный опыт, для развития малого бизнеса целесообразно использовать франчайзинг. Суть этой системы состоит в следующем : крупная фирма — франчайзер — заключает договор с небольшим самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права реализации своей продукции или услуг под торговой маркой франчайзера.

Это может быть реализовано в двух формах:

1) ограниченной: создается малое предприятие для реализации товаров от имени крупного магазина, объединения;

2) корпоративной: малое предприятие подключается в полный цикл торгово-хозяйственной деятельности франчайзера.

Обратите внимание на то, что с расширением и развитием собственной материальной базы малое предприятие выходит из системы франчайзинга и становится полностью самостоятельным.

При формировании структуры торговой сети уместна политика рационального сочетания универсализации и специализации розничной сети. Должно всемерно поощряться добровольное формирование самых разнообразных ассоциаций, концернов, консорциумов: торговых (розничных, оптовых, оптово-розничных), агропромышленно-торговых, промышленно-торговых, торгово-промышленных, для выполнения общих функций по снабжению, маркетингу, научно-технической и сбытовой политике, с участием и на основе иностранного капитала, создаваемых на паевой (общества с ограниченной ответственностью) и акционерной основе.

При обосновании перспективного объема потребительского рынка определяется ожидаемая покупательная способность населения, спрос на различные виды товаров. Покупательский спрос рассчитывается на основании перспективного баланса денежных доходов и расходов населения. Расчет товарного обеспечения должен производиться с учетом расширения сферы платных благ и услуг, включения в эту сферу рынка жилья, различных видов государственного имущества, социальных благ и др.

В области здравоохранения предусматривается приоритетное развитие сети государственных бесплатных медицинских учреждений, обеспечивающих необходимую общедоступную лечебно-профилактическую помощь. Предоставление населению других медицинских услуг прогнозируется путем расширения сферы деятельности различных коммерческих, арендных учреждений и организаций медицинского профиля, а также развиваемой индивидуальной и кооперативной деятельности в этой сфере. Прогнозируемый уровень развития коммерческих предприятий медицинского профиля должен обеспечивать населению возможность выбора за плату услуг сервисного характера повышенного качества, обслуживания, лечения, ухода за больными.

Прогноз также должен учитывать формирование в перспективе страховой медицины, предполагающей финансирование расходов на лечение, профилактику и уход из специальных страховых фондов, формируемых за счет бюджетных ассигнований, взносов предприятий и граждан.

В ходе осуществления прогнозных расчетов необходимо широко использовать перспективные нормативы функционирования сферы здравоохранения. При определении необходимой мощности амбулаторно-поликли-нических учреждений играют роль нормативы числа врачебных посещений в расчете на одного жителя в год, общая численность населения и данные о пропускной способности существующей сети амбулаторно-полик-линических учреждений.

Основными показателями прогноза развития сети санаторно-курортных и оздоровительных учреждений и учреждений отдыха выступают количество коек в санаториях и мест в домах отдыха, пансионатах и туристских базах. Прогноз развития этих учреждений разрабатывается исходя из необходимости обеспечения и увеличения численности и доли населения, обслуживаемого этими здравницами. Для расчета количества обслуживаемого населения используются данные о числе коек или мест в этих учреждениях, число дней их функционирования в течение года, средняя продолжительность пребывания по путевкам.

Потребность в медицинских кадрах для обеспечения медико-санитарной сети и проведения мероприятий по здравоохранению устанавливается с учетом следующих факторов (данных):

• численность населения, его структура по полу, возрасту, профессиональному составу;

• соотношение между городским и сельским населением;

• уровень заболеваемости, ее структура, ожидаемый прогноз на перспективу;

• степень обеспеченности медицинским персоналом;

• организационные формы медицинского обслуживания;

• степень технической оснащенности медицинских учреждений;

• нормы потребности населения в различных видах медицинского обслуживания;

• нормативы для прогнозирования, принятые на перспективу по отдельным разделам, службам здравоохранения и специальностям.

Перестройка образования требует выяснения социально-экономических возможностей развития учебных структур и обоснования целесообразности формирования комплекса и типов учебных заведений, с тем чтобы все учреждения образования были ориентированы на решение задач, обусловленных экономическими преобразованиями и национальным возрождением.

Следует обосновать направления усовершенствования госбюджетного и хозрасчетного финансирования учебных заведений, роль нормативов в системе их финансирования и материально-технического обеспечения. Развитие системы образования должно обеспечиваться из государственного бюджета с корректировкой средств в сторону увеличения по мере роста доходов бюджета. Активное участие в финансировании должны принимать местные Советы депутатов.

Принципиально новым подходом является решение проблемы дошкольного воспитания. За счет бюджетных ассигнований должно финансироваться обязательное дошкольное воспитание детей старших возрастных групп. Содержание детей других возрастных групп может оплачиваться за счет родителей или предприятий, на которых они работают. Возможно частичное покрытие расходов за счет местных бюджетов и внебюджетных фондов. Исключение могут составлять дети, нуждающиеся в пребывании в дошкольных учреждениях по медицинским показаниям. Наряду с этим следует предусмотреть выплату пособий матерям, которые воспитывают детей дошкольного возраста в домашних условиях. ,

Представляется целесообразным в каждом регионе создавать дошкольные учреждения на базе всех форм собственности (государственной, арендной, акционерной, частной), чтобы по мере накопления опыта дать возможность каждому детскому саду самостоятельно выбрать ту или иную форму имущественных отношений.

Я считаю, что в сфере культуры должна проводиться политика активной поддержки, сохранения и восстановления культурно-исторического наследия, эстетического воспитания, развития культуры населения. В этой отрасли при переходе к рынку расширяется сфера платности на основе коммерческих и некоммерческих организаций. Следует поощрять расходование средств на культуру из внебюджетных источников, образовывать фонды на развитие духовной сферы, устанавливать льготное налогообложение предприятий, имеющих учреждения культуры.

Заключение

Проведенный точечный анализ развития социальной сферы говорит о наличии многочисленных существенных проблем. Ни одна из отраслей социальной сферы не может быть охарактеризована как развивающаяся устойчиво и, следовательно, автономное управление отдельными отраслями данного элемента национальной и региональной экономики не может быть признано эффективным. Развитие социальной сферы при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования, здравоохранения и социальной защиты населения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности. Изменение и совершенствование механизмов управления социальной сферой на разных уровнях – государственном, региональном и микроэкономическом – должно стать ответом на новые тенденции в ее развитии в условиях глобализации и «сервисизации» экономики.

Список литературы

  1. Салжаницын А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. - М.: Экономика, 2002.

  2. Смирнов А.Б. Управление развитием ресурсной базы сферы социальных услуг. - СПб.: Герда, 2011.

  3. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

Просмотров работы: 856