ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Давлетбаев А.С. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школа на сегодняшний день является объектом споров нескольких поколений учителей. С одной стороны это современные достижения техники и технологии в образовании, с другой – сложившиеся традиции в образовании и воспитании молодежи. Сложно убедить каждого, что это сложный симбиоз, который требует внимательного отношения ко всем мелочам. Кроме того необходимо учитывать и тот факт, что современная молодежь гораздо сильнее адаптирована к современным разработкам в области информационных технологий и имеют большое количество каналов получения информации абсолютно любого содержания и контекста. В то время, как ранее, до свершения «информационной революции», информацию научного направления возможно было получить, в большинстве случаев, только в стенах учебных заведений, сейчас же информацию подобного плана можно получить повсеместно. К сожалению, в современных школах все чаще стараются уйти от традиционных методов подачи информации при которых ученикам приходилось вручную записывать информацию в тетрадях, вести дневники, пользоваться доской, пытаются выдать ребенку планшетный компьютер вместо всего набора учебников и тетрадей. Этого не стоит делать. По крайней мере, не стоит полностью отказываться от рукописных лекций и заданий, это как минимум, необходимо для развития ребенка. Информацию можно получать и из бумажных источников, и из планшетного компьютера или интернета, но при этом роль учителя в образовательном процессе должна быть не такая, чтобы дать информацию или преподать шаблонные действия при решении задач, как это делается сегодня. Возникает вполне логичный вопрос: «Для чего же тогда нужна школа сегодня?».

Для ответа на этот вопрос необходимо окунуться в суть школьного образования, которая существует в данный момент. В отечественных школах основной наклон направлен на выработку навыков решения однотипных задач, при этом преподается большое количество гуманитарных наук, которые должны помогать молодежи адаптироваться в современном обществе. Но при таком большом количестве гуманитарных наук в школах отсутствует воспитательный характер. Возникает еще один вопрос: «Зачем преподается столько гуманитарных предметов при отсутствующей воспитательной составляющей?».

Очевидно, на этот вопрос есть ответ у людей, стоящих в управлении министерства образования, а для нас вопрос остается открытым. Такова ситуация со школьным образованием в России на данный момент, но для школы, в которую я бы хотел отдать своих детей учиться, совсем не годится.

Чтобы понять, кокой именно должна быть школа, я обратил внимание на систему образования в другой стране, в Японии. Какой положительный опыт можно было бы извлечь из японских школ:

  • Самоуправление обучающихся;

  • Самостоятельность в принятии решений;

  • Строгая дисциплина;

  • Система внеурочных занятий;

  • Организация контроля успеваемости учащихся;

  • Организация празднований.

Под самоуправлением обучающихся понимается гибкая структура управления жизни, труда и дисциплины в образовательном процессе посредством «Студсовета» или «Ученического совета» (в Японии школьников средней и старшей школы называют студентами), в котором есть комитеты (дисциплинарный, финансовый, успеваемости). В студсовете присутствует глава студсовета, на которого возлагаются обязанности по решению всех вопросов организации досугового внеурочного времени учеников, дисциплинарного контроля, распределения денежных средств среди «клубов» и на празднованиях и прочего. Учителя в школе заняты лишь кураторством, обучением и воспитанием учеников. Так же в школах уборку производят сами ученики, в том числе и уборку на всей прилегающей территории школы.

Ученики самостоятельно принимают решения в какой «Клуб» им идти после школы, в каком направлении совершенствоваться, а, при желании, создать свой клуб по интересам. Клуб – подобие кружка в Российских школах, но при этом клуб живет самостоятельной жизнью, во главе клуба стоит ученик, который решает все вопросы, в том числе и направления деятельности. На свою деятельность клуб получает финансирование, если докажет, что денежные средства будут потрачены с толком. За ведение клуба отвечает куратор – учитель, специально закрепленный за клубом. Учитель в японской школе пользуется авторитетом, который подкреплен сознательностью и особым воспитанием в Японии. Обязательный этикет и правила поведения, как например, когда учитель входит в класс или выходит.

Дисциплина поддерживается не только за счет дисциплинарного комитета студсовета, но и за счет учителей и строгого распорядка дня. К опаздывающим ученикам накладываются наказания, в том числе общественные работы.

Ученики сдают экзамены каждый год, на основании этих экзаменов определяется, перейдет ли ученик на следующий год, назначаются пересдачи или дополнительные занятия для учеников, которые плохо сдали экзамены.

Празднования – фестивали, которые проводятся в японских школах - отдельная тема, о которой можно много рассказывать. Стоит лишь отметить, что это мероприятие, на котором ученики организуют ярмарки, выставки, выступления. На основе выручки получают доход, который может быть, в дальнейшем, использован для клубной деятельности. Каждый класс готовит на фестиваль свое, будь то кафе, выставка или выступление, кроме того каждый клуб так же может подать заявку на участие в фестивале, за что могут получить дополнительное финансирование.

Если взять за основу такую систему, то можно было бы получить хорошую основу для школы. Применительно к школе, которую хотелось бы видеть в России к такой основе необходимо добавить лишь организацию взаимодействия между школами, единую образовательную программу, которая направлена не только на сдачу ЕГЭ, но и на интеллектуальное развитие молодежи. Необходима профессиональная ориентация учеников, введение мероприятий по самоопределению ученика в будущей профессии и на этой основе проводить занятия помимо клубной деятельности. Необходимо взаимодействие с более высокими учебными заведениями, проведение конференций между школами не просто как собрание и выступление учеников, но и как межшкольные научные лаборатории, совместные тренировки или даже возможность посещать занятия в другой школе. Такую возможность очень сложно организовать и еще сложнее контролировать, но она позволила бы ученикам стать более мобильными и заинтересованными в личном развитии. Необходимо создание единого реестра учеников, при котором ученик, посетивший определенную лекцию, получает электронную отметку о посещении конкретного занятия по определенному предмету, на определенную тему у определенного учителя. А требование, которое ставилось бы перед учеником – сбор необходимого набора отметок, в том числе единые экзамены по определенной теме, которые проводятся отдельным органом, ответственным за программу образования. Посредством того, что ученик самостоятельно формирует свою базу образования по интересам, было бы гораздо проще в дальнейшем определить профессиональные наклонности ученика и готовиться к поступлению на конкретные специальности в ВУЗы.

К примеру: ученик чаще ходит на занятия по физической подготовке, при том на футбольные занятия, и при этом любит ходить на биологию, то видно, что ученик более склонен сделать профессиональную карьеру, чем идти по стопам научного сотрудника физико-математического факультета. Или, к примеру: ученик прошел большое количество курсов по направлению информационных технологий и при этом прошел весь набор предметов по определенному направлению, почему бы не дать рекомендацию к поступлению в ВУЗ на подобную специальность с привилегиями. Такой способ формирования наклонностей позволил бы ученикам не только больше заниматься интересными для них делами, но и формировать свой интеллектуальный багаж для дальнейшей профессиональной жизни.

Несмотря на то, что в Японии ученики учатся триместрами, было бы хорошо в школах России каникулы перераспределить по-другому, чтобы самые холодные и самые жаркие месяцы выпадали на каникулы. Это помогло бы избежать необходимости ученикам добираться до школ в морозное время, а так же сократить расходы на обогрев помещений и доставку учеников в школы. Необходим полный комплекс зданий и сооружений, который бы обеспечил всем необходимых будущих спортсменов. Наличие общежития для учеников старших школ, которые позволили бы ученикам самостоятельно вести бытовую жизнь, особенно в условиях полной самостоятельности, в том числе для детей – сирот, которые должны иметь возможность учиться так же, как и все остальные.

Что касается споров о том, нужна или не нужна единая форма, я склонен к тому, что обязательно нужна строго подобранная форма для школ. Это одна из составляющих дисциплины, кроме того должна быть возможность определения знаков отличия для учеников, которая в дальнейшем послужит другим примером и стимулом быть более усердным и старательным.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы видеть школу, в которой ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать и направление своей деятельности, и способ проведения своих внеклассных занятий, и учителей, которых интересно слушать. Кроме этого соблюдалась строгая дисциплина не только за счет учителей, но и за счет самих же учеников. Образование должно давать ученику знания, умения и навыки, но не только лишь это, учеба должна дать ученику развитие, социализацию, воспитание и творческую самореализацию. Только в совокупности человек может стать полноценным человеком, обладающим всеми навыками, необходимыми для его дальнейшей профессиональной деятельности.

Развитие инфраструктуры на уровне целых регионов не позволят учителям профессионально деградировать, наличие конкуренции за счет избирательного права ученика на прослушивание лекций любого из учителей может стать стимулом, необходимым учителю для повышения квалификации и профессиональных навыков обучения. Наличие взаимосвязей школ между собой позволит организовать сеть взаимных интересов и комплексное развитие молодежи целых регионов, развивать таланты и продвигать их в научные круги без необходимости дополнительных трат усилий на ненужные для них предметы. В конечном итоге реализуется исключительное право человека на самоопределение и образование.

Литература:

  1. Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru (дата обращения: 20.11.2016)

  2. Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. с. 120-126.

Просмотров работы: 453