ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Лопатина Д.П. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время по всему миру все чаще поднимается вопрос о здоровье подрастающего поколения. Государственная политика России рассматривает данную проблему как одно из приоритетных направлений в сфере образования. Анализ статистических данных, медицинских осмотров учащихся школ России показал следующее, что за время обучения в школе у детей отмечается значительное ухудшение здоровья. Нельзя не отметить и то, что, приходя в начальную школу, дети уже имеют ослабленное здоровье по одному или нескольким показателям. Медицинские исследования подтверждают динамику повышения хронических заболеваний и различных отклонений у детей особенно с 5-7 класса. Основными предпосылками, ведущими к ухудшению здоровья и развитию физиологических и психологических отклонений в ходе учебного процесса, являются:
  • переутомление, вызванное учебными нагрузками;

  • ограничение двигательной активности (гиподинамия);

  • нерациональность организации учебного процесса;

  • отсутствие компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья [2].

Вышеизложенное позволило сформулировать положение о необходимости кардинального пересмотра некоторых аспектов образования обучающихся направляя его в систему формирования здоровья. Одним из решений данной проблемы является грамотная организация занятий физической культурой и спортом, направленная на повышение уровня осведомлённости обучающихся в вопросах повышения собственного здоровья путем проведения различных оздоровительных мероприятий. Все это возможно обеспечить путем внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

По мнению О.В. Петрова наиболее эффективной в системе обучения являются здоровьесберегающие образовательные технологии. Она отражает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [1].

При этом для повышения психофизического развития обучающихся наиболее приемлемо образование формирующее здоровье.

В системе формирования здоровья можно выделить следующие направления:

  • организация мероприятий спортивной направленности;

  • увеличение интенсивности двигательной деятельности;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном процессе;

  • привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях;

  • повышение интереса к спортивным занятиям и ведению здорового образа жизни.

Непосредственное участие в формировании и поддержании здорового образа жизни обучающихся принимают педагог по физической культуре. В своей работе он должен создать условия для расширения двигательной активности во время учебно-тренировочного процесса и в повседневной жизни, обучать грамотному выполнению физических упражнений, пропагандировать здоровый образ жизни и ежедневные занятия физической культурой как средство всестороннего развития личности.

Для осуществления вышеперечисленных условий необходимо использовать следующие принципы:

  • учет физической подготовленности обучающихся для правильного подбора физических нагрузок;

  • применение элементов соревновательной деятельности на занятиях физической культурой;

  • применение нестандартных методов в проведении занятий;

  • освещать теоретические вопросы на практических занятиях для полноценного освоения ценностей физической культуры.

Внедрение здоровьеформирующих технологий на занятиях физической культурой, улучшение физического здоровья обучающихся через сообразное увеличение двигательной деятельности, сбалансированное питание и соблюдение режима труда и отдыха способствуют формированию общечеловеческих ценностей и эстетической культуры личности.

Наряду с физическим развитием необходимо также учитывать психоэмоциональное состояние на занятиях. Это позволит предотвратить чрезмерное утомление и придать дополнительную мотивацию для выявления способностей каждого обучающегося. Для этого необходимо:

  • создание позитивной обстановки во время занятий;

  • активное взаимодействие между тренером-преподавателем и обучающимся;

  • побуждение обучающегося к активизации самостоятельной мыслительной деятельности [3].

Обучающиеся должны стремиться к получению положительных оценок, проявлять активность на занятиях, не стесняться выражений своих мыслей в кругу своих сверстников. Создавая на уроке атмосферу, располагающую к бодрому расположению духа, адекватному восприятию изучаемого материала, преподаватель повышает работоспособность своих обучающихся, снижая при этом утомляемость.

Также, решая оздоровительные задачи, нужно помнить и о создании, соблюдении гигиенических норм при проведении занятий, а также не забывать про возможные меры по предотвращению (профилактике) различного вида травм. Учитель должен обеспечить безопасность на месте проведения занятий, проследить за тем, чтобы данное помещение соответствовало современным санитарно-гигиеническим нормам. Ведь учебный процесс должен проходить только в условиях, оптимальных для обучающегося и преподавателя, с учетом психоэмоционального и физиологического комфорта.

Применяемые здоровьеформирующих технологии на занятиях физической культурой, благоприятно повлияют не только на развитие физических качеств, но и на развитие самой личности обучающихся, но только при условии соблюдения основных положений, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а также грамотному усвоению материалов процессе обеспечения рационального физкультурного образования.

Список литературы

  1. Петров О.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников. -2005.-№2.-С.19-22.

  2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. ―М.,2005

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).

Просмотров работы: 381