Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова в своей работе большое внимание уделяют народной сказке [1]. По их мнению, расширение языкового поведения, формирование коммуникативных умений личности дошкольника с тяжелыми речевыми нарушениями происходит за счет развития диалогического общения на основе произведений устного народного творчества.
Н.К. Ледовских, Н.А. Богданова выделяют изобразительную деятельность, как коммуникативный повод для общения педагога с детьми [3]. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.
Г.А. Саитова, Н.Н. Кулиш, С.С. Мальцева, С.А. Мурзина, отмечают игру как средство формирования коммуникативной компетентности [2]. В ходе игры решается сразу несколько задач: формирование монологической и диалогической речи, обучение сотрудничеству. Совместное решение поставленных в игре задач, общие интересы, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми. Именно в игре у детей с тяжелыми речевыми нарушениями есть возможность выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки, стимулировать развитие детей в целом.
В своей работе нам хотелось бы затронуть формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством «Детской журналистики». Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями является актуальной проблемой в настоящее время, так как речь формируется в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Дошкольная речь, является наиболее простой, естественной формой общения. Она начинает формироваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В качестве методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции, нам хотелось бы предложить перспективное планирование проекта «Мы - журналисты», которое активно используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
|   
			 Перспективное планирование по реализации основного этапа Проекта «Мы – журналисты!» Возраст детей 6 – 7 лет.  |  
		|||||
|   
			 Месяц  |   
			  
			 Тема/ Форма работы  |   
			  
			 Содержание  |   
			  
			 Развивающая среда  |   
			  
			 Взаимодействие с семьёй, педагогами и социумом  |   
			  
			 Ожидаемый результат  |  
		
|   
			 Октябрь  |   
			  
			 Мы – журналисты. Беседа «Профессия - журналист»  |   
			  
			 Продолжать знакомить детей с профессией журналист, стимулировать освоение данной темы, формировать желание заниматься журналистской деятельностью. Активизировать словарь (специальный корреспондент, фоторепортер, видеооператор, комментатор)  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, микрофон, картинки профессий: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора  |   
			  
			 Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети подробно изучают профессии: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора.  |  
		
|   
			 Мы журналисты. Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?»  |   
			  
			 Напомнить детям виды аудиосредств, видеозаписывающей аппаратуры, закреплять умения детей использовать в своей работе аудиосредства, видеозаписывающую аппаратуру. Активизация словаря (интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор).  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, микрофон, диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, предметные картинки.  |   
			  
			 Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети используют в своей работе: микрофон, диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат.  |  
		|
|   
			 Ноябрь  |   
			  
			 Правила поведения журналиста. Беседа «Я и мои эмоции»  |   
			  
			 Способствовать развитию положительных эмоций, учить детей правильно выражать свои эмоции, развивать умение справляться с негативными эмоциями. Активизировать словарь (эмоции, негатив, доброжелательное отношение).  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, набор картинок с изображением эмоций, микрофон фотоаппарат.  |   
			  
			 Домашнее задание: научиться выражать различные эмоции. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети правильно выражают свои эмоции, справляются с негативными эмоциями.  |  
		
|   
			 Правила поведения журналиста. Беседа «Правила приличия журналиста»  |   
			  
			 Способствовать развитию умений брать интервью, обеспечить формирование доброжелательного отношения к собеседнику. Активизировать словарь (Добрый день, здравствуйте, добрый вечер, до свидания, спасибо, пожалуйста).  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, микрофон, предметные картинки.  |   
			  
			 Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают правила ведения интервью (диалога).  |  
		|
|   
			 Детский сад. Интервью об интересном событии «Традиции детского сада»  |   
			  
			 Способствовать закреплению знаний о своем детском саде, стимулировать освоение традиций детского сада, создать условия для проведения интервью с заведующим детского сада. Активизация словаря (Танцевальный фестиваль, театральный фестиваль).  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Командировка в кабинет заведующего.  |   
			  
			 Дети умеют брать интервью, знают традиции своего детского сада.  |  
		|
|   
			 Моя малая Родина Репортаж «Моя улица»  |   
			  
			 Обеспечить формирование знаний о своей улице, создать условия для рассказа о своей улице перед группой, стимулировать освоение знаний об улицах города. Активизировать словарь (Проспект, улица, поэт, писатель).  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, микрофон, фото детей на своих улицах, фотоаппарат, диктофон.  |   
			  
			 Домашнее задание: подготовить связный рассказ – репортаж на тему «Моя улица». Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают историю создания своей улицы, ее расположение, составляют рассказ о своей улице.  |  
		|
|   
			 Январь  |   
			  
			 Правила ведения разговора. Приём телефонных звонков. Сюжетно -ролевая игра «Журналисты»  |   
			  
			 Обеспечить формирование правил ведения телефонного разговора, создать условия для тренировки ведения телефонного разговора. Активизация словаря (Слушаю, будьте добры, спасибо за информацию, до свидания).  |   
			  
			 Проектор, ноутбук, игрушка «телефон», фотоаппарат, диктофон, запись телефонного разговора.  |   
			  
			 Домашнее задание: подготовить диалог – телефонный разговор. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают правила ведения телефонного разговора, умеют вести грамотный диалог.  |  
		
|   
			 Орудия труда. Профессии. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое»  |   
			  
			 Способствовать развитию знаний о зарождении различных профессий, обеспечить формирование знаний об орудиях труда используемых в различных профессиях. Активизация словаря (Парикмахер, зубной врач, гребец, лекарь, гончар, звонарь, трубочист).  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Экскурсия в Музей Археологии. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети изучили различные древние профессии, орудия труда которые использовали работники этих профессий.  |  
		|
|   
			 Февраль  |   
			  
			 Животные Вологодского края. Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по родному краю»  |   
			  
			 Способствовать развитию знаний о диких животных родного края, закреплять умение вести диалог, создать условия для составления репортажа. Активизация словаря (Рысь, кабан, лось, медведь, лиса и т.д.).  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Экскурсия в Музей Природы. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают диких животных родного края, составляют репортаж.  |  
		
|   
			 Моя малая Родина. Репортаж «Мой город»  |   
			  
			 Способствовать развитию знаний о своем городе, закреплять умения составлять четкий связный рассказ – репортаж, воспитывать любовь и чувство гордости за свой город. Активизировать словарь (Достопримечательности, памятник, бюст, кинотеатр, торговый центр, ледовый дворец).  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, микрофон, фото детей с достопримечательностями города, фотоаппарат, диктофон.  |   
			  
			 Экскурсии к памятнику Металлургам, к памятнику Афанасия и Феодосия и т.д. Домашнее задание: подготовить связный рассказ – репортаж на тему «Достопримечательности моего города». Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают историю своего города, составляют репортаж о любимой достопримечательности.  |  
		|
|   
			 Март  |   
			  
			 Детский сад. Интервью «Наши воспитатели»  |   
			  
			 Способствовать закреплению знаний о работе воспитателей, воспитывать уважительное отношение к воспитателям, обеспечить формирование знаний о группах детского сада. Активизация словаря (Педагог, занятие, призвание, стаж).  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Командировка в группы детского сада. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают тонкости работы воспитателей.  |  
		
|   
			 Детский сад. Интервью «Наши учителя - логопеды»  |   
			  
			 Способствовать развитию знаний о работе учителя - логопеда, воспитывать уважительное отношение к учителю - логопеду, обеспечить формирование знаний о предметах используемых в работе учителя – логопеда. Активизация словаря (Картотека, логоритмика, шпатели, логопункт и т.д.).  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Командировка в группы детского сада. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают основы работы учителя – логопеда, предметы используемые в его работе.  |  
		|
|   
			 Апрель  |   
			  
			 Профессии. Интервью «Наша медицинская сестра»  |   
			  
			 Способствовать закреплению знаний о профессии – медицинская сестра, создать условия для проведения интервью с медицинской сестрой, воспитывать уважительное отношение к медицинской сестре. Активизация словаря (Укол, прививка, градусник, лекарства, фиточай, кислородные коктейли ).  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Командировка в медицинский блок. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают особенности работы медицинской сестры, инструментов используемых в ее работе.  |  
		
|   
			 Профессии. Интервью «Наша прачечная»  |   
			  
			 Способствовать закреплению знаний о профессии – , создать условия для проведения интервью с медицинской сестрой, воспитывать уважительное отношение к медицинской сестре. Активизация словаря  |   
			  
			 Фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Командировка в прачечную. Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети знают особенности работы , бытовую технику используемую в ее работе. Умеют правильно вести диалог и брать интервью.  |  
		|
|   
			 Май  |   
			  
			 Свободная тема. Сюжетно-ролевая игра «Журналисты». Показ итоговых репортажей. Награждение лучших журналистов.  |   
			  
			 Способствовать закреплению знаний о работе журналиста, вызвать желание у детей брать интервью у интересных им людей, составлять репортаж об интересном событии, закреплять умения пользоваться аудиосредствами, закреплять умения правильно составлять вопросы к интервью, расширять словарь.  |   
			  
			 Ноутбук, проектор, фотоаппарат, диктофон, микрофон.  |   
			  
			 Рекомендации учителя – логопеда.  |   
			  
			 Дети умеют подготавливать вопросы к интервью, ведут грамотный диалог, составляют репортажи, свободно пользуются аудиосредствами и видеокамерой.  |  
		
Проблема развития связной речи у старших дошкольников является одной из наиболее актуальных на данном этапе развития дефектологической науки в связи с распространением инклюзивного образования.
В связи с этим возникает необходимость разработки методических рекомендаций по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в практике работы воспитателя, логопеда.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в более глубоком изучении данной проблемы, в дальнейшей разработке и совершенствовании методических рекомендаций по формированию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, дальнейшем внедрении детской журналистики в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
Литература.
Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. – ГОРОД: Изд. Книголюб, 2006.– 176 с.
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] : / под. ред. В.И.Селиверстова и др. – Москва: Просвещение, 1982.- 265с.
Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – Биробиджан.-2003-43с