МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКОТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКОТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Дьякова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» (МБДОУ "Детский сад №124")
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время существуют различные пути развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Основной блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности. Значительную роль в развитии коммуникативной компетентности уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа ведется в различных видах детской деятельности.

Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова в своей работе большое внимание уделяют народной сказке [1]. По их мнению, расширение языкового поведения, формирование коммуникативных умений личности дошкольника с тяжелыми речевыми нарушениями происходит за счет развития диалогического общения на основе произведений устного народного творчества.

Н.К. Ледовских, Н.А. Богданова выделяют изобразительную деятельность, как коммуникативный повод для общения педагога с детьми [3]. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

Г.А. Саитова, Н.Н. Кулиш, С.С. Мальцева, С.А. Мурзина, отмечают игру как средство формирования коммуникативной компетентности [2]. В ходе игры решается сразу несколько задач: формирование монологической и диалогической речи, обучение сотрудничеству. Совместное решение поставленных в игре задач, общие интересы, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми. Именно в игре у детей с тяжелыми речевыми нарушениями есть возможность выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки, стимулировать развитие детей в целом.

В своей работе нам хотелось бы затронуть формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством «Детской журналистики». Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями является актуальной проблемой в настоящее время, так как речь формируется в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Дошкольная речь, является наиболее простой, естественной формой общения. Она начинает формироваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

В качестве методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции, нам хотелось бы предложить перспективное планирование проекта «Мы - журналисты», которое активно используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Перспективное планирование по реализации основного этапа

Проекта «Мы – журналисты!»

Возраст детей 6 – 7 лет.

Месяц

Тема/ Форма работы

Содержание

Развивающая среда

Взаимодействие с семьёй, педагогами и социумом

Ожидаемый результат

Октябрь

Мы – журналисты. Беседа «Профессия - журналист»

Продолжать знакомить детей с профессией журналист, стимулировать освоение данной темы, формировать желание заниматься журналистской деятельностью. Активизировать словарь (специальный корреспондент, фоторепортер, видеооператор, комментатор)

Ноутбук, проектор, микрофон, картинки профессий: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора

Рекомендации учителя – логопеда.

Дети подробно изучают профессии: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора.

Мы журналисты. Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?»

Напомнить детям виды аудиосредств, видеозаписывающей аппаратуры, закреплять умения детей использовать в своей работе аудиосредства, видеозаписывающую аппаратуру. Активизация словаря (интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор).

Ноутбук, проектор, микрофон, диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, предметные картинки.

Рекомендации учителя – логопеда.

Дети используют в своей работе: микрофон, диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат.

Ноябрь

Правила поведения журналиста. Беседа «Я и мои эмоции»

Способствовать развитию положительных эмоций, учить детей правильно выражать свои эмоции, развивать умение справляться с негативными эмоциями. Активизировать словарь (эмоции, негатив, доброжелательное отношение).

Ноутбук, проектор, набор картинок с изображением эмоций, микрофон фотоаппарат.

Домашнее задание: научиться выражать различные эмоции. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети правильно выражают свои эмоции, справляются с негативными эмоциями.

Правила поведения журналиста. Беседа «Правила приличия журналиста»

Способствовать развитию умений брать интервью, обеспечить формирование доброжелательного отношения к собеседнику. Активизировать словарь (Добрый день, здравствуйте, добрый вечер, до свидания, спасибо, пожалуйста).

Ноутбук, проектор, микрофон, предметные картинки.

Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают правила ведения интервью (диалога).

 

Детский сад. Интервью об интересном событии «Традиции детского сада»

Способствовать закреплению знаний о своем детском саде, стимулировать освоение традиций детского сада, создать условия для проведения интервью с заведующим детского сада. Активизация словаря (Танцевальный фестиваль, театральный фестиваль).

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Командировка в кабинет заведующего.

Дети умеют брать интервью, знают традиции своего детского сада.

Моя малая Родина Репортаж «Моя улица»

Обеспечить формирование знаний о своей улице, создать условия для рассказа о своей улице перед группой, стимулировать освоение знаний об улицах города. Активизировать словарь (Проспект, улица, поэт, писатель).

Ноутбук, проектор, микрофон, фото детей на своих улицах, фотоаппарат, диктофон.

Домашнее задание: подготовить связный рассказ – репортаж на тему «Моя улица». Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают историю создания своей улицы, ее расположение, составляют рассказ о своей улице.

Январь

Правила ведения разговора. Приём телефонных звонков. Сюжетно -ролевая игра «Журналисты»

Обеспечить формирование правил ведения телефонного разговора, создать условия для тренировки ведения телефонного разговора. Активизация словаря (Слушаю, будьте добры, спасибо за информацию, до свидания).

Проектор, ноутбук, игрушка «телефон», фотоаппарат, диктофон, запись телефонного разговора.

Домашнее задание: подготовить диалог – телефонный разговор. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают правила ведения телефонного разговора, умеют вести грамотный диалог.

Орудия труда. Профессии. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое»

Способствовать развитию знаний о зарождении различных профессий, обеспечить формирование знаний об орудиях труда используемых в различных профессиях. Активизация словаря (Парикмахер, зубной врач, гребец, лекарь, гончар, звонарь, трубочист).

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Экскурсия в Музей Археологии. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети изучили различные древние профессии, орудия труда которые использовали работники этих профессий.

Февраль

Животные Вологодского края. Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по родному краю»

Способствовать развитию знаний о диких животных родного края, закреплять умение вести диалог, создать условия для составления репортажа. Активизация словаря (Рысь, кабан, лось, медведь, лиса и т.д.).

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Экскурсия в Музей Природы. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают диких животных родного края, составляют репортаж.

Моя малая Родина. Репортаж «Мой город»

Способствовать развитию знаний о своем городе, закреплять умения составлять четкий связный рассказ – репортаж, воспитывать любовь и чувство гордости за свой город. Активизировать словарь (Достопримечательности, памятник, бюст, кинотеатр, торговый центр, ледовый дворец).

Ноутбук, проектор, микрофон, фото детей с достопримечательностями города, фотоаппарат, диктофон.

Экскурсии к памятнику Металлургам, к памятнику Афанасия и Феодосия и т.д. Домашнее задание: подготовить связный рассказ – репортаж на тему «Достопримечательности моего города». Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают историю своего города, составляют репортаж о любимой достопримечательности.

Март

Детский сад. Интервью «Наши воспитатели»

Способствовать закреплению знаний о работе воспитателей, воспитывать уважительное отношение к воспитателям, обеспечить формирование знаний о группах детского сада. Активизация словаря (Педагог, занятие, призвание, стаж).

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Командировка в группы детского сада. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают тонкости работы воспитателей.

Детский сад. Интервью «Наши учителя - логопеды»

Способствовать развитию знаний о работе учителя - логопеда, воспитывать уважительное отношение к учителю - логопеду, обеспечить формирование знаний о предметах используемых в работе учителя – логопеда. Активизация словаря (Картотека, логоритмика, шпатели, логопункт и т.д.).

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Командировка в группы детского сада. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают основы работы учителя – логопеда, предметы используемые в его работе.

Апрель

Профессии. Интервью «Наша медицинская сестра»

Способствовать закреплению знаний о профессии – медицинская сестра, создать условия для проведения интервью с медицинской сестрой, воспитывать уважительное отношение к медицинской сестре. Активизация словаря (Укол, прививка, градусник, лекарства, фиточай, кислородные коктейли ).

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Командировка в медицинский блок. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают особенности работы медицинской сестры, инструментов используемых в ее работе.

Профессии. Интервью «Наша прачечная»

Способствовать закреплению знаний о профессии – , создать условия для проведения интервью с медицинской сестрой, воспитывать уважительное отношение к медицинской сестре. Активизация словаря

Фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Командировка в прачечную. Рекомендации учителя – логопеда.

Дети знают особенности работы , бытовую технику используемую в ее работе. Умеют правильно вести диалог и брать интервью.

Май

Свободная тема. Сюжетно-ролевая игра «Журналисты». Показ итоговых репортажей. Награждение лучших журналистов.

Способствовать закреплению знаний о работе журналиста, вызвать желание у детей брать интервью у интересных им людей, составлять репортаж об интересном событии, закреплять умения пользоваться аудиосредствами, закреплять умения правильно составлять вопросы к интервью, расширять словарь.

Ноутбук, проектор, фотоаппарат, диктофон, микрофон.

Рекомендации учителя – логопеда.

Дети умеют подготавливать вопросы к интервью, ведут грамотный диалог, составляют репортажи, свободно пользуются аудиосредствами и видеокамерой.

Проблема развития связной речи у старших дошкольников является одной из наиболее актуальных на данном этапе развития дефектологической науки в связи с распространением инклюзивного образования.

В связи с этим возникает необходимость разработки методических рекомендаций по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в практике работы воспитателя, логопеда.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в более глубоком изучении данной проблемы, в дальнейшей разработке и совершенствовании методических рекомендаций по формированию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, дальнейшем внедрении детской журналистики в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Литература.

  1. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. – ГОРОД: Изд. Книголюб, 2006.– 176 с.

  2. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] : / под. ред. В.И.Селиверстова и др. – Москва: Просвещение, 1982.- 265с.

  3. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – Биробиджан.-2003-43с

Просмотров работы: 622