Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова в своей работе большое внимание уделяют народной сказке [1]. По их мнению, расширение языкового поведения, формирование коммуникативных умений личности дошкольника с тяжелыми речевыми нарушениями происходит за счет развития диалогического общения на основе произведений устного народного творчества.
Н.К. Ледовских, Н.А. Богданова выделяют изобразительную деятельность, как коммуникативный повод для общения педагога с детьми [3]. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.
Г.А. Саитова, Н.Н. Кулиш, С.С. Мальцева, С.А. Мурзина, отмечают игру как средство формирования коммуникативной компетентности [2]. В ходе игры решается сразу несколько задач: формирование монологической и диалогической речи, обучение сотрудничеству. Совместное решение поставленных в игре задач, общие интересы, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми. Именно в игре у детей с тяжелыми речевыми нарушениями есть возможность выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки, стимулировать развитие детей в целом.
В своей работе нам хотелось бы затронуть формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями посредством «Детской журналистики». Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями является актуальной проблемой в настоящее время, так как речь формируется в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Дошкольная речь, является наиболее простой, естественной формой общения. Она начинает формироваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В качестве методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции, нам хотелось бы предложить перспективное планирование проекта «Мы - журналисты», которое активно используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Перспективное планирование по реализации основного этапа Проекта «Мы – журналисты!» Возраст детей 6 – 7 лет. |
|||||
Месяц |
Тема/ Форма работы |
Содержание |
Развивающая среда |
Взаимодействие с семьёй, педагогами и социумом |
Ожидаемый результат |
Октябрь |
Мы – журналисты. Беседа «Профессия - журналист» |
Продолжать знакомить детей с профессией журналист, стимулировать освоение данной темы, формировать желание заниматься журналистской деятельностью. Активизировать словарь (специальный корреспондент, фоторепортер, видеооператор, комментатор) |
Ноутбук, проектор, микрофон, картинки профессий: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора |
Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети подробно изучают профессии: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора. |
Мы журналисты. Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?» |
Напомнить детям виды аудиосредств, видеозаписывающей аппаратуры, закреплять умения детей использовать в своей работе аудиосредства, видеозаписывающую аппаратуру. Активизация словаря (интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор). |
Ноутбук, проектор, микрофон, диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, предметные картинки. |
Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети используют в своей работе: микрофон, диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат. |
|
Ноябрь |
Правила поведения журналиста. Беседа «Я и мои эмоции» |
Способствовать развитию положительных эмоций, учить детей правильно выражать свои эмоции, развивать умение справляться с негативными эмоциями. Активизировать словарь (эмоции, негатив, доброжелательное отношение). |
Ноутбук, проектор, набор картинок с изображением эмоций, микрофон фотоаппарат. |
Домашнее задание: научиться выражать различные эмоции. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети правильно выражают свои эмоции, справляются с негативными эмоциями. |
Правила поведения журналиста. Беседа «Правила приличия журналиста» |
Способствовать развитию умений брать интервью, обеспечить формирование доброжелательного отношения к собеседнику. Активизировать словарь (Добрый день, здравствуйте, добрый вечер, до свидания, спасибо, пожалуйста). |
Ноутбук, проектор, микрофон, предметные картинки. |
Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают правила ведения интервью (диалога). |
|
Детский сад. Интервью об интересном событии «Традиции детского сада» |
Способствовать закреплению знаний о своем детском саде, стимулировать освоение традиций детского сада, создать условия для проведения интервью с заведующим детского сада. Активизация словаря (Танцевальный фестиваль, театральный фестиваль). |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Командировка в кабинет заведующего. |
Дети умеют брать интервью, знают традиции своего детского сада. |
|
Моя малая Родина Репортаж «Моя улица» |
Обеспечить формирование знаний о своей улице, создать условия для рассказа о своей улице перед группой, стимулировать освоение знаний об улицах города. Активизировать словарь (Проспект, улица, поэт, писатель). |
Ноутбук, проектор, микрофон, фото детей на своих улицах, фотоаппарат, диктофон. |
Домашнее задание: подготовить связный рассказ – репортаж на тему «Моя улица». Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают историю создания своей улицы, ее расположение, составляют рассказ о своей улице. |
|
Январь |
Правила ведения разговора. Приём телефонных звонков. Сюжетно -ролевая игра «Журналисты» |
Обеспечить формирование правил ведения телефонного разговора, создать условия для тренировки ведения телефонного разговора. Активизация словаря (Слушаю, будьте добры, спасибо за информацию, до свидания). |
Проектор, ноутбук, игрушка «телефон», фотоаппарат, диктофон, запись телефонного разговора. |
Домашнее задание: подготовить диалог – телефонный разговор. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают правила ведения телефонного разговора, умеют вести грамотный диалог. |
Орудия труда. Профессии. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое» |
Способствовать развитию знаний о зарождении различных профессий, обеспечить формирование знаний об орудиях труда используемых в различных профессиях. Активизация словаря (Парикмахер, зубной врач, гребец, лекарь, гончар, звонарь, трубочист). |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Экскурсия в Музей Археологии. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети изучили различные древние профессии, орудия труда которые использовали работники этих профессий. |
|
Февраль |
Животные Вологодского края. Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по родному краю» |
Способствовать развитию знаний о диких животных родного края, закреплять умение вести диалог, создать условия для составления репортажа. Активизация словаря (Рысь, кабан, лось, медведь, лиса и т.д.). |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Экскурсия в Музей Природы. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают диких животных родного края, составляют репортаж. |
Моя малая Родина. Репортаж «Мой город» |
Способствовать развитию знаний о своем городе, закреплять умения составлять четкий связный рассказ – репортаж, воспитывать любовь и чувство гордости за свой город. Активизировать словарь (Достопримечательности, памятник, бюст, кинотеатр, торговый центр, ледовый дворец). |
Ноутбук, проектор, микрофон, фото детей с достопримечательностями города, фотоаппарат, диктофон. |
Экскурсии к памятнику Металлургам, к памятнику Афанасия и Феодосия и т.д. Домашнее задание: подготовить связный рассказ – репортаж на тему «Достопримечательности моего города». Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают историю своего города, составляют репортаж о любимой достопримечательности. |
|
Март |
Детский сад. Интервью «Наши воспитатели» |
Способствовать закреплению знаний о работе воспитателей, воспитывать уважительное отношение к воспитателям, обеспечить формирование знаний о группах детского сада. Активизация словаря (Педагог, занятие, призвание, стаж). |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Командировка в группы детского сада. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают тонкости работы воспитателей. |
Детский сад. Интервью «Наши учителя - логопеды» |
Способствовать развитию знаний о работе учителя - логопеда, воспитывать уважительное отношение к учителю - логопеду, обеспечить формирование знаний о предметах используемых в работе учителя – логопеда. Активизация словаря (Картотека, логоритмика, шпатели, логопункт и т.д.). |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Командировка в группы детского сада. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают основы работы учителя – логопеда, предметы используемые в его работе. |
|
Апрель |
Профессии. Интервью «Наша медицинская сестра» |
Способствовать закреплению знаний о профессии – медицинская сестра, создать условия для проведения интервью с медицинской сестрой, воспитывать уважительное отношение к медицинской сестре. Активизация словаря (Укол, прививка, градусник, лекарства, фиточай, кислородные коктейли ). |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Командировка в медицинский блок. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают особенности работы медицинской сестры, инструментов используемых в ее работе. |
Профессии. Интервью «Наша прачечная» |
Способствовать закреплению знаний о профессии – , создать условия для проведения интервью с медицинской сестрой, воспитывать уважительное отношение к медицинской сестре. Активизация словаря |
Фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Командировка в прачечную. Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети знают особенности работы , бытовую технику используемую в ее работе. Умеют правильно вести диалог и брать интервью. |
|
Май |
Свободная тема. Сюжетно-ролевая игра «Журналисты». Показ итоговых репортажей. Награждение лучших журналистов. |
Способствовать закреплению знаний о работе журналиста, вызвать желание у детей брать интервью у интересных им людей, составлять репортаж об интересном событии, закреплять умения пользоваться аудиосредствами, закреплять умения правильно составлять вопросы к интервью, расширять словарь. |
Ноутбук, проектор, фотоаппарат, диктофон, микрофон. |
Рекомендации учителя – логопеда. |
Дети умеют подготавливать вопросы к интервью, ведут грамотный диалог, составляют репортажи, свободно пользуются аудиосредствами и видеокамерой. |
Проблема развития связной речи у старших дошкольников является одной из наиболее актуальных на данном этапе развития дефектологической науки в связи с распространением инклюзивного образования.
В связи с этим возникает необходимость разработки методических рекомендаций по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в практике работы воспитателя, логопеда.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в более глубоком изучении данной проблемы, в дальнейшей разработке и совершенствовании методических рекомендаций по формированию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, дальнейшем внедрении детской журналистики в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
Литература.
Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. – ГОРОД: Изд. Книголюб, 2006.– 176 с.
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] : / под. ред. В.И.Селиверстова и др. – Москва: Просвещение, 1982.- 265с.
Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – Биробиджан.-2003-43с