РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ВОЗМОЖНЫХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПОСЛЕ ПЕРЕЛОМОВ ЧЕЛЮСТНЫХ КОСТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ВОЗМОЖНЫХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПОСЛЕ ПЕРЕЛОМОВ ЧЕЛЮСТНЫХ КОСТЕЙ

Эртуева А.А. 1, Хахова Э.З. 1, Елисеева Е.В. 1
1СтГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. За последние десятилетия как в России, так и за рубежом отмечается процентный рост травматизма, при этом все больше больных попадают в специализированные медицинские учреждения с сочетанной травмой. К этому приводит увеличение количества мощностных характеристик транспортных средств, длительное социальное напряжение и агрессия населения, злоупотребление приемом запрещенных веществ. Все вышеизложенное является непосредственной предпосылкой получения травм челюстно-лицевой области, в частности неогнестрельных переломов челюстей, которые нередко приводят к развитию черепно-мозговых осложнений, таких как перелом основания черепа, сотрясение и контузия головного мозга, а они в свою очередь являются колоссальной угрозой для жизни и здоровья человека. Как известно, сочетанная травма включает синдром взаимного отягощения, приводящего к развитию тяжелых осложнений, нередко с летальным исходом. Такие больные являются наиболее сложными, они нуждаются в высококвалифицированной врачебной помощи и длительном стационарном лечении. Переломы челюстных костей в сочетании с черепно-мозговой травмой и их осложнениями диагностируются у 6,3 % (Фраерман А.П., Гельман Ю.Е., 1977) или 7,5 % пострадавших (Лебедев В.В., 1980). В статистике травматизма повреждения головного мозга составляют 25-30% всех травм, на их долю приходится более половины смертельных исходов. Смертность от черепно-мозговой травмы составляет 1% от всеобщей смертности. Поэтому изучение вопросов клиники и ранней диагностики сочетанной травмы костей лица и черепа остается по сегодняшний день актуальным.

Цель исследования. Изучить основные симптомы возможных черепно-мозговых осложнений после переломов верхней и нижней челюстей, а также определить важность их ранней диагностики с целью оказания своевременной квалифицированной помощи для данной категории пациентов.

Материалы и методы. Работа основана на анализе данных 220 архивных историй болезни пациентов отделения челюстно-лицевой хирургии, у которых в момент поступления в приемное отделение были диагностированы переломы челюстных костей в сочетании с черепно-мозговой травмой. Все исследования были выполнены на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии на базе ГБУЗ СК ГКБ СМП г. Ставрополя.

Результаты и их обсуждение. Следует отметить, что сложность диагностики черепно - мозговых осложнений в ряде случаев связана именно с превалирующей симптоматикой переломов челюстно-лицевой области, то есть осложнения могут маскироваться под общей тяжестью переломов челюстей. Несвоевременное выявление которых, в свою очередь, ведет к стойким, выраженным расстройствам здоровья или летальному исходу. К тому же при сочетанной черепно - лицевой травме развивается синдром взаимного отягощения, что приводит к усугублению течения травматической болезни. Это обстоятельство предопределяет важность ранней диагностики данных проявлений и мероприятий, направленных на эффективное лечение и реабилитацию имеющихся нарушений (Афанасьев В.В., 2010; Карпов С.М., Гандылян К.С., Христофорандо Д.Ю., 2013).

Все черепно-мозговые травмы (ЧМТ) делятся на 3 формы: 1.сотрясение мозга; 2.ушиб (контузия) мозга (легкой, средней, тяжелой степени); 3.сдавление мозга (на фоне его ушиба и без сопутствующего ушиба). А также выделяют переломы основания черепа, которые подразделяются в свою очередь на переломы передней и задней части основания. Первый тип включает повреждения клиновидной и решетчатой костей. Второй - повреждения затылочной, височной, и задней части клиновидной костей. Такие переломы могут сопровождаться повреждением оболочек головного мозга.

При анализе архивных историй болезни было выявлено, что перелом нижней челюсти был диагностирован у 172 пациентов (78%), а перелом верхней челюсти - у 48 (22%). Проведенная работа показала, что частота и тяжесть черепно-мозговых осложнений зависит от локализации и вида перелома. Так травмы верхней челюсти сопровождались в большинстве случаев именно открытой ЧМТ, а переломы нижней челюсти – закрытой ЧМТ.

Во время исследования мы выявили, что клиника сочетанных повреждений челюстных костей и черепно-мозговой травмы складывались из симптомов повреждения костей лица, а также неврологических проявлений, обусловленных ЧМТ. При поступлении в больницу данные пациенты в основном предъявляли жалобы на боли в области переломов челюстных костей и нарушение прикуса. Наиболее частыми осложнениями являлись перелом основания черепа, сотрясение или контузия головного мозга, это обусловлено анатомической близостью областей, а также тем, что кости лицевого скелета принимают участие в образовании ос­нования черепа. Кроме того, особенности анатомического взаимоотношения костей лицевого и мозгового черепа зачастую приводят к тому, что переломы лицевых костей (например, верхней челюсти, скуловой кости), как правило, выходят за свои анатомические границы, тем самым отягощая состояние больного. Основание черепа пронизано многочисленными отверстия­ми, через которые проходят сосуды и нервы, его костная защита ослаблена и легко подвергается травматизации. В этом случае могут повреждаться базальные отделы мозга, его ствол и черепные нервы. Клинически такие травмы имели общемозговую симптоматику, признаки поражения черепных нервов и стволовые нарушения.

Детально проанализировав архивный материал, нами были выделены основные клинические проявления, которые наблюдались у пациентов с переломами челюстей, свидетельствовавших о наличии перелома основания черепа:

1.Кровотечение из уха при переломах пирамиды ви­сочной кости с разрывом слизистой оболочки внутреннего слухового прохода и барабанной перепонки;

2.Кровотечение из носа при разрыве слизистой оболочки верхней стенки полости носа, переломе решетчатой кости;

3.Кровотечение изо рта и носоглотки при переломе клиновид­ной кости и разрыве слизистой оболочки свода глотки;

4.Истечение спинномозговой жидкости (ликвора), которая может накапливаться в полости среднего уха и вытекать через прорванную барабанную перепонку (отоликворея) или же проникать в носоглотку через евстахиеву трубу, создавая в ротовой полости соленый привкус. Также, при переломах решетчатой и клиновидной костей, возможно вытекание ликвора из носа (риноликворея);

5.Необходимо отметить также наличие такого клинического признака как - симптом очков -двустороннее симметричное диффузное пропитывание подкожной клетчатки век кровью, сопровождаемое отёком, вследствие перелома костей черепа (лица или основания). Отметим, что данный симптом может наблюдаться и при травме области переносицы, лба, надбровных дуг;

5.Снижение или выпадение обоняния (при повреждении обонятельного нерва);

6.Снижеие остроты зрения, выпадение участков полей зрения (при травме зрительного нерва);

7. Расходящееся косоглазие, птоз и др. (поражение глазодвигательного нерва);

8.Субарахноидальные кровоизлияния.

Помимо перелома основания черепа, у пациентов обнаруживались сотрясения и контузии головного мозга, которые характеризовались следующей клинической картиной:

1.При сотрясении головного мозга наблюдалась потеря сознания — от оглушения до ступора, у ряда больных отмечалась потеря памяти на события во время, до и после травмы (конградная, ретроградная, антероградная амнезия), последняя — на узкий период событий после травмы. Также нами были отмечены неспецифическим симптомы такие как головокружение, головные боли, тошнота, рвота, шум в ушах, боли при движении глаз, общая слабость, нарушение сна и аппетита. У ряда больных было диагностировано сужение, либо расширение зрачков, иногда анизокория, асимметрия мимической мускулатуры

2. Большую угрозу представляет контузия головного мозга. При контузии головного мозга происходит повреждение вещества головного мозга. Это проявлялось у пациентов нарушением функций мозга в виде парезов, параличей рук или ног, речевых нарушений, зрительных и эмоциональных расстройств, коммоционных симптомов (тошнота, рвота, головокружение, головные боли и пр.), нистагма, а также субарахноидальных кровоизлияний.

На основании вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу, что для эффективной и своевременной диагностики черепно-мозговой травмы при переломах челюстных костей с диагностической целью необходимо использовать следующие методы исследования – это:

1. для объективизации степени тяжести черепно-мозговых осложнений – неврологическое, нейроофтальмологическое, отоневрологическое виды обследования и реоэнцефалография;

2. с целью визуализации морфологических изменений головного мозга и костей мозгового черепа - рентгенография черепа, компьютерная и магниторезонансная томографии, люмбальная пункция, исследование составаликвора и величины ликворного давления;

3. с целью выявления мозговой дисфункции при легких ЧМТ - электроэнцефалография, ангиография, вызванные потенциалы головного мозга.

Подытожив можно с уверенностью сказать, что ранняя диагностика имеет важнейшее значение с сохранении жизни и здоровья данной категории пациентов. Очень важно точно определить наличие или отсутствие черепно-мозговой травмы, её тяжесть, степень экстренности оказания помощи и объём необходимых лечебно-диагностических мероприятий.

Заключение. От точности и последовательности диагностических мероприятий во многом зависит эффективность и качество медицинской помощи, которая будет оказана больным. Ведь расхождение в диагнозах обусловлены недооценкой тяжести травмы, недостаточно полно собранным анамнезом, недостаточным объемом неврологического исследования больных, игнорированием обстоятельств получения травмы и потерей сознания пострадавшими, недооценкой косвенных признаков повреждения головного мозга и переоценкой явлений алкогольной интоксикации. Наличие единого и простого алгоритма проведения ранней диагностики черепно-мозговых осложнений при переломах челюстей значительно снизит затрату времени для своевременной и правильной постановки диагноза, а это в свою очередь будет способствовать оказанию немедленной квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Все это поможет избежать возможной инвалидизации или летального исхода у пациента, а также будет способствовать его скорейшей реабилитации после травмы.

Ключевые слова: перелом, челюсть, травма, головной мозг, сотрясение, контузия, основание черепа, черепно-мозговая, челюстно-лицевая.

Литература:

  1. Карпов, С.М. Нейрофизиологическое состояние ЦНС в остром периоде сочетанной черепно-лицевой травмы / С.М. Карпов, Е.В. Елисеева, Д.Ю. Христофорандо, К.С. Гандылян, Д.Д. Суюнова // Фундаментальные исследования. - 2014. - №4. - С. 81 - 85.

  2. Травматология челюстно-лицевой области [Электронный ресурс] / Афанасьев В.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970414781.html

  3. Карпов, С.М. Механизмы адаптации у больных с сочетанной черепно-лицевой травмой / С.М. Карпов Е.В. Елисеева, К.С. Гандылян, Д.Д. Суюнова // Кубанский научный медицинский вестник. – 2014. - №6. – С. 61 - 65.

  4. Елисеева, Е.В. Клинико-психоневрологические проявления при сочетанной черепно-лицевой травме/ Е.В. Елисеева, С.М. Карпов, К.С. Гандылян , Д.Ю. Христофорандо // Российский стоматологический вестник. – 2014. - №4. – С. 45 - 48.

  5. Елисеева, Е.В. Адаптация больных, перенесших черепно-лицевую травму / Е.В. Елисеева, К.С. Гандылян К.С., Е.М. Шарипов, Д.Д. Суюнова // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2014. – Т. 9, № 3. – С. 217-220.

  6. Елисеева, Е.В. Черепно – лицевая травма – сложности диагностики / Е.В. Елисеева, К.С. Гандылян Е.М. Спевак Е.М. // Сборник II Межрегиональной конференции молодых учёных и специалистов «Медицинская наука: взгляд в будущее» г. Ставрополь. – 2014. - С. 173-177.

  7. Суюнова, Д.М. Краниофасциальная травма, как фактор мозговой дисфункции/ Д.М. Суюнова, Е.В. Елисеева, К.С. Гандылян //Сборник II Межрегиональной конференции молодых учёных и специалистов «Медицинская наука: взгляд в будущее» г. Ставрополь, 2014. - С.170-173

  8. Karpov, S. Сombined craniofacial trauma and neuropsychiatric symptoms / S. Karpov, К. Gandylyan, Е. Eliseeva, I. Vishlova, I. Dolgova, Р. Shevchenko, О. Golovkova, V. Ivensky // European science review. - 2015. - № 3-4.-С. 25-28

Просмотров работы: 466