СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ? - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ?

Тяжёлова Е.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ходе своей работы я использовала несколько интересных источников, которые хотела бы представить для обзора в кратком виде.

В работе Г.М. Шиманова «Причины гибели христианской цивилизации» поднимается вопрос о расколе Церкви на две враждующие половины, а так же о гибели Византии и расколе Католической церкви на две враждующие половины. Шиманов упоминает русский народ, который сыграл большую роль в истории христианства, а именно великие народы: евреи, греки и римляне.

Роль евреев в истории заключалась в том, что Бог дал через них всему человечеству основополагающие знания о Самом Себе, о созданном Им мире и человеческой истории. Их роль заключалась еще и в том, что они послужили в лице Пресвятой Богородицы самой достойной частью всего человечества для воплощения через Нее Бога в лице Иисуса Христа. Но немало важным является то, что именно они стали первыми учениками Иисуса Христа и Его проповедниками среди других народов.

Греки, будучи еще язычниками, выработали новый вид языка, предназначенный для выражения тончайших мировоззренческих смыслов, которых не было ни в общенародном греческом языке, ни в литературном их языке, ни в специальных их языках – математическом, медицинском и музыкальном.

Если бы римляне не создали великой империи, раскинувшейся по всему Средиземноморью, то проповедь христианства была бы невозможна. Или была бы затруднена вовсе. Если бы на месте империи остались, как в прошлом, враждующие между собою народы, каждый из которых говорил только на собственном языке, то проповедь христианства была бы затруднена тем более. Замкнутые на своей сугубо национальной или даже на сугубо племенной жизни, они были бы неспособны ни на восприятие высших идей, ни даже на совершенствование своей собственной внешней организации. А если даже способны, то в самой незначительной степени.

Затем автор делает некие выводы и пояснения об отношении человека и Бога.

Следующим произведением, которое непосредственно связано с темой является «История как Промысл Божий» В. Ю. Катасонова, В. Н. Тростникова, Г. М. Шиманова. Авторы раскрывают суть Промысла Божьего в истории человечества, рассматривая разные аспекты и исторические процессы. Так же представлена работа Тростникова В.Н. о историософии, которая играет большую роль в жизни человечества, выступая процессом Богочеловеческим. Синонимом историософии является история философии, но если подойти к дословному переводу, то это есть историческая мудрость. С точки зрения Тихомирова историософия есть больше, чем философия. Потому что базируется не только и не столько на мудрованиях человеческих, сколько на Священном Писании и Священном Предании, на догматах православия, откровении, святых отца.1

Промысл Божий — деятельность Высшего существа, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия, согласно религиозным представлениям.

По определению московского митрополита Филарета (в «Пространном христианском катихизисе»), Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Актуальность данной темы заключается в том, что сотворение мира в целом и всего живого есть не что иное, как творение Бога. И человек в свою очередь – творение Бога. Но и после появления человека на свет Бог как бы находится рядом с человеком, присматривает за его жизнью, приносит ему испытания по силам, какие-то знаки для преодоления трудностей. Человек является со-творцом самого себя и со-творцом истории, но под мудрым присмотром Бога. Здесь Бог выступает уже в качестве Промыслителя.

Проблема данной темы отражается тем, что современные бытия могут быть неуправляемыми и человек неуправляемый поток, в котором всё определяет некое стихийное обстоятельство. Он пытается быть равнодушным, не иметь желания что-то изменить и тем самым снять с себя ответственность. Другая точка зрения состоит в том, что есть некий промысл Божий, что даже в самых трагических моментах содержится положительное зерно для человека.

В моём эссе речь пойдёт о промысле Божьим и примеры его проявления в истории, особенностью является христианское мировоззрение.

История – процесс Богочеловеческий. Ее творят и Бог, и человек. Причем, что очень важно, Бог не посягает на свободу человека. За человеком сохраняется свобода выбора. Человек творит одновременно и историю, и самого себя. Причем забывается, что с точки зрения судьбы человека для него важнее, каков будет результат второй. Земная история, земная жизнь – временна. Душа – вечна. Человек спасается или гибнет через свое участие в истории. Общественная жизнь – здесь и сейчас – это всегда нравственный и духовный выбор. Человек может ошибаться в своем выборе. Чем лучше он будет понимать историю, тем меньше ошибок он совершит здесь и сейчас. Хотя историю творят Бог и человек, но в самой истории проявляется (согласно святым отцам) три воли: а) воля Бога; б) воля человека; в) воля дьявола. Дьявол ничего не творит, но он может паразитировать на том, что создает Бог и человек.1

В истории христианской цивилизации возникали многие трудности и разногласия человека и отношения к Богу, Церкви. Отношения между Церковью и христианским государством складывались, в основном, стихийно, причём ведущей силой в них было христианское государство. Церковь не была в этом союзе полностью пассивна: иногда, утверждая и защищая свои ценности, она решительно проявляла себя, но, повторюсь, в основном её роль была пассивной. Но всё это постепенно сглаживалось, человек стремился быть ближе к Богу и участвовать в жизни и развитии Церкви, ведь это то место, куда можно обратиться за поддержкой и поделиться своими трудностями и невзгодами.

В судьбе России народ Божий пережил столько трудностей, невзгод, страданий, воин, революций, голода, болезней, но не пал духом и всё преодолел. В чём высший божественный смысл перенесённых нами испытаний? Сквозь муки и лишения Россия, как последний в историческом времени Рим («Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать» — старец Филофей, XV век) подобно евангельскому «блудному сыну» (Лк., 15:11–32), испытав на себе горькую участь отступления от Бога, возвращается в Отчий дом. 1

Все жизненные трудности и препятствия, встречавшиеся на пути человека, даются свыше не просто так, а по силам, значит, он сможет всё это преодолеть и освободиться от каких-то страхов. Многие люди думают, что всё плохо и лучшее никогда не встретится им на пути, но это не так, каждому воздаётся по силам и, значит, этот человек силён, раз ему достаются такие преодоления.

Человек - существо божественное и развивается по законам не только материального, но и духовного мира. Если им нарушаются эти законы, возникает болезнь или некие трагические обстоятельства.

Промысл Божий заминает важное место в жизни всего человечества. Ведь божественная деятельность сохраняет мир, направляет его к назначенной цели бытия.

Народ Божий воплощает в себе всю полноту Церкви Христовой: видимой и невидимой, «на небеси и на земли». Это живой организм, возглавляемый Иисусом Христом. На земле он представлен православным священством, монашеством и мирянами — тремя неразрывными частями единого тела Христова, каждая из которых выполняет свои функции в церковном организме, добровольно покоряясь воле Божьей. Народ Божий в России — это богочеловеческое духовное братство, опирающиеся не на католическую палочную дисциплину и не на духовное вольнодумство протестантов, а на «единство в свободе по закону любви» (Алексей Хомяков).2

Как и всякий живой организм, Народ Божий может расти и убывать, болеть и выздоравливать. Образующие его клетки — крещёные православные верующие всех возрастов, сословий и состояний — непостижимым для человеческого разума образом, силой Духа Святого соединены в единое, живое и трепетно-подвижное целое. Внешне Церковь существует как великое множество разнообразных элементов, как бы «островков» благочестия. Епархии и монастыри, приходы и общины, журналы и клубы, центры социального служения и военно-патриотические лагеря, движения и союзы — невозможно ни охватить взглядом, ни исчислить всю эту многоликость православной «грибницы». Размеры «островков» могут варьироваться: от монаха-затворника до многотысячных межприходских сообществ, окормляемых одним или несколькими

духовниками. Господь возвещает: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.,18:20).1

За тысячу лет мы не знали ни одного мирного и спокойного этапа протяжённостью более 20 лет. С точки зрения человеческого здравого смысла это трагедия. В категориях же любвеобильного Промысла Божьего — наоборот, спасительное, хотя и горькое, лекарство, защищающее целый народ от духовного оскудения и гибели. Извечная турбулентность отечественной истории, особенно в наше время, не позволяет русскому этносу ни пресыщаться, ни дремать, ни терять присущих ему качеств — выносливости, жертвенности и высоты духа. Тем же Промыслом широкой русской душе предопределено в духе любви и служения вершить великие дела, не оглядываясь на собственное благополучие и саму жизнь.

Иногда Господь проявляет Себя очевидно и явно, а иногда – таинственно и для мелкого ума человека непостижимо. В том и другом случае человек еще здесь, на земле, прозревает Божие присутствие. В проявление Промысла Божьего на земле мне хочется привести пару примеров, в которых это видно невооружённым глазом. Одна знакомая нашей семьи пережила клиническую смерть. Когда она рассказывала этот случай, то казалось всё мистическим и странным, но в это стоит поверить. Она увидела своё тело со стороны, как будто находилась в кабинете, а не на операционном столе, даже видела врачей и акушеров. Перед её глазами пронеслась вся жизнь, и даже те воспоминания, которые в повседневной жизни не казались важными, а были совершенно бессмысленными. Ей казалось, что жизнь закончилась. Но это было ведение, которое частично осталось у неё в памяти. В этом я считаю и есть проявление Промысла Божьего, которое сопутствует нашей жизни.

Однажды в нашей семье произошёл случай. Папа поехал на машине зимой в Москву и по пути у него сломался двигатель, хотя машина была совершенно новой. Папе повезло, он ехал на небольшой скорости, было не так много транспорта, ему удалось завернуть на обочину, никого не задев. Хотя исходные события такого происшествия могут быть совершенно ужасными: перевёрнутая машина в кювете, столкновение со встречным автомобилем, авария с летальным исходом. Я считаю, что нам помог только Господь Бог. Это и есть яркое проявление Промысла Божьего в судьбе человека.

В заключение своей работы хочется сказать, что в общественном смысле существует две точки зрения на позицию проявления Промысла Божьего. С рациональной точки зрения понятие Промысла Божьего позволяет устранить вещи, которые кажутся на первый взгляд необъяснимыми. Россия, пережившая огромные потрясения, как государство лишь укрепилось и расширилось. В истории России есть вещи, которые не имеют логического рассуждения, допускается существование Промысла Божьего не только для отдельного человека, но и для всего общества. В нашей жизни Бог приводит человека разным путём, а цель есть привести к себе. Ведь человек подобен Богу, совершенствование Его. Жизненные ситуации мы воспринимаем как трагедию, а на самом деле это путь к Богу, наше спасение. Существует такое высказывание: «Кого Бог любит, того наказывает».

Второй же иррациональной точкой зрения на понятие Промысла Божьего является научное мировоззрение. Не все учёные признают проявление Промысла Божьего как такового. В современных концепциях всё чаще можно встретить понятие «Высший разум» или «Абсолют».

Список используемой литературы

  1. В. Ю. Катасонов, В. Н. Тростников, Г. М. Шиманов История как Промысл Божий / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 640 с. ISBN 978-5-4261-0083-1

  2. Русское экономическое сообщество статья “Народ Божий в судьбах России и мира. Духовно-светский путь.” А.И. Нотин

  3. Г. М. Шиманов «Причины гибели христианской цивилизации»

Элект. ресурс: http://shimanov.narod.ru/prichini_gibeli.htm

1В. Ю. Катасонов, В. Н. Тростников, Г. М. Шиманов История как Промысл Божий С. 13-14

11 В. Ю. Катасонов, В. Н. Тростников, Г. М. Шиманов История как Промысл Божий С. 19

11 Русское экономическое сообщество статья “Народ Божий в судьбах России и мира. Духовно-светский путь.” А.И. Нотин

2 Русское экономическое сообщество статья “Народ Божий в судьбах России и мира. Духовно-светский путь.” А.И. Нотин

1 Русское экономическое сообщество статья “Народ Божий в судьбах России и мира. Духовно-светский путь.” А.И. Нотин

9

Просмотров работы: 626