ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СТУДЕНТОВ

Карташова Е.А. 1, Ушаков П.А. 1
1Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследования уровня двигательной активности молодежи ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью привычной двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в периоды развития организма.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что двигательная активность, которая является необходимым условием гармоничного развития личности, у студентов в значительной степени снижена в связи с интеллектуальной перегруженностью и склонностью к гипокинезии. Следствием гипокинезии является состояние гиподинамии, которое характеризуется рядом существенных нарушений не только в работе физиологических систем организма, но и в социальном поведении человека. Снижется неспецифическая устойчивость организма (сопротивляемость вредоносным факторам), нарушается биосинтез белка в тканях, снижается механическая прочность костной ткани, уменьшаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшается кроветворная функция, наблюдается атрофия скелетных мышц. Это создает предпосылки для развития различных заболеваний: гипертонической болезни, атеросклероза, кардиосклероза. Длительная гипокинезия создает психическое напряжение, что может приводить к фрустации, агрессивности, депрессии. (Виру А.А., 1976)

Целью работы служит выявление взаимосвязи между уровнем двигательной активности и психофизическим состоянием организма. Исходя из цели исследования, перед нами были поставлены следующие задачи: 1) оценить суточную двигательную активность с помощью электронно-механического шагомера; 2) провести анонимное анкетирование, с целью определить уровень тревожности студентов; 3) благодаря расчету коэффициента корреляции Пирсона определить взаимосвязь между уровнем тревожности и двигательной активностью.

Материалы и методы. Психофизиологическая индивидуальность рассматривается как совокупность многих свойств организма, включая его нервно-психические и регуляторные функции, организованные в систему. Большая роль при этом отводится оптимальному уровню двигательной активности, поскольку снижение или неадекватное повышение последней может существенным образом влиять на состояние организма.

Доказано, что регулярные физические нагрузки являются эффективным средством профилактики и лечения заболеваний, тревожных и депрессивных состояний, стрессовых повреждений и многих других патологических состояний.

Благодаря тесным структурно-функциональным связям моторного анализатора с лимбической системой мышцы принимают участие в регуляции эмоциональных состояний. «Генерализированные двигательные реакции» или «эмоциональное поведение» является необходимым компонентом срочного этапа адаптации организма к стрессовым ситуациям, включая психоэмоциональный стресс. Ограничение двигательных реакций на этом этапе снижает приспособительные возможности и увеличивает риск возникновения стрессовых повреждений. Гипокинезия приводит к серьезным нарушениям метаболизма, функционирования физиологических систем, высшей нервной деятельности и процессов адаптации.

В настоящей работе мы приводим данные исследования, проводимого среди студентов 1 и 2 курсов ТюмГМА, ТГНГУ, а также УРГУ, со средним возрастом 17-19 лет, занятых преимущественно умственным трудом. В общей сложности в обследовании приняло участие 76 человек, из которых 35 – девушки, 41 – юноши. Для изучение привычной двигательной активности применялся метод суточной шагометрии. Обследуемым было предложено носить шагомер на поясе с момента пробуждения и до сна. Таким образом, этот позволило определить количество локомоций в течение суток. Благодаря тесту Спилбергера-Ханина мы выяснили показатели личной тревожности (черты характера), свидетельствующей об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций, как угрожающие, реагировать на такие ситуации, а также получили данные реактивной тревоги, состояния, характеризующегося беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени. Студентам предлагалось ответить на 40 вопросов, 20 из которых оценивали личную тревожность, 20 – реактивную тревогу. В завершении, мы определили взаимосвязь двух переменных: показателей шагометрии и оценки тревожности, с помощью расчета коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение. Проведя исследование двигательной активности методом суточной шагометрии, мы выяснили, что в среднем показатели не превышают 10000-11000 шагов, что не может соответствовать биологической потребности организма в движении и существующим возрастным нормам, способствующих благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья. Средняя двигательная активность наблюдается у 15%, высокая – у 4%, низкая 81%, Данные теста Спилбергера-Ханина демонстрируют высокие показатели реактивной тревоги, указывающие на повышенную нервозность и напряженность студентов. В соответствии с таблицей значений величин коэффициента корреляции, мы сделали вывод о том, что повседневная двигательная активность имеет высокую положительную корреляцию (0.76 и 0.68) с психофизическим состоянием молодых людей, на которую нам необходимо обратить внимание.

Выводы. Низкая двигательная активность - одна из причин повышенной тревожности студентов, которая не только влияет на общую успеваемость, но и мешает вести активную социальную жизнь. Гармоничное развитие личности невозможно без оптимального соотношения физического развития, сенсорно-двигательных реакций, особенностей вегетативной регуляции и психоэмоциональной сферы. При этом физические нагрузки должны соответствовать физиологической потребности в двигательной активности.

Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием. Двигательная активность благоприятно воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Лица, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния ЦНС, более высокими адаптационными возможностями организма

Просмотров работы: 645