Так же актуальность исследования обусловлена непониманием сущности системного подхода, его формальным использованием и сведением термина «система» к простой древнегреческой трактовке понятия, которое обозначает «целое, составленное из частей; соединение». [4]
В нашей работе будем использовать следующие источники: Винограй, Э.Г. Системно–диалектический подход: теория и методология (2014); Новая философская энциклопедия. Том 3 (2010); Шрейдер Ю. А. Системы и модели (1982); Алексеев П. В. Философия (2005) .
Ключевыми особенностями монографии Винограя Э. Г. является то, что он раскрывает диалектические основания системности. Разрабатывает диалектическую концепцию принципа системности, исследует системные закономерности и интегральные общесистемные качества, описывает методологические основания системно-диалектического подхода: аналитические формы исследовательского членения целостных образований, категориальные этапы и методические принципы системного исследования, методы синтеза целостного теоретического образа сложного объекта. Новая философская энциклопедия дает полную информацию о понятиях «система», «системный анализ» и «системный подход», что позволяет составить общую картину о таком явлении как системный подход и его значение в исследованиях объектов как систем. Шрейдер Ю. А. в своей работе рассказывает о важнейших особенностях системного подхода, методологических особенностях системного описания объектов. В книге Алексеева П. В. дается представление о синергетике как наиболее общей теории самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, Источник описывает структурность объектов и ее многообразие, приводит и разбирает типы систем: суммативные и целостные, целостно-неорганичные и целостно-органичные системы, одновременно существующие в материальной действительности.
Потребность использования системы возникает в тех случаях, когда требуется исследовать сложноорганизованное целое. Термин «система» и связанные с ним компоненты системного подхода подвергаются осмыслению со стороны биологов, философов, социологов, физиков, математиков, экономистов. Системный подход оказывает сильное влияние на представление и решение многих задач.
Общая теория систем – специально-научная и логико-методологическая концепция исследований объектов, представляющих собой системы. Общая теория систем тесно связана с системным подходом и является конкретизацией и логико-методологическим выражением его принципов и методов. Именно в ней представлен глобальный уровень системного знания. Базовыми разделами ОТС являются: системная онтология (общая теория строения, функционирования и развития систем), системная гносеология (общая теория познания систем), системная праксиология (общая теория организации систем) и метасистемология (методология развития ОТС и трансформации ее результатов в конкретные сферы науки и практики). Общая теория систем нужна для формирования общетеоретических основ системного мировоззрения и системной методологии. [2]
В настоящее время чтобы реальность была описана всесторонне, были приняты основные методологические принципы для интегрированной ОТС. Во-первых, формирование теоретико-методологического аппарата ОТС исходя из всестороннего учета системных потребностей науки и организационной практики. Во-вторых, накапливание в аппарате ОТС наиболее значимых системных идей, подходов и результатов, достигнутых на многообразных направлениях и уровнях системных исследований. В-третьих, взаимодополняющее развитие философского и общенаучного уровней данной теории. В – четвертых, соединение теоретической универсальности ОТС с прикладной направленностью.
В соответствии с вышеуказанными положениями разрабатывается интегрированная ОТС, которая считается с внутренним синтезом уже существующих системных теорий и способна присоединить к себе предшествующие теории как свои внешние проблемно-ориентированные подходы, сфокусированные на классы системных проблем, где эти подходы особенно сильны.
Однако остается открытым вопрос: что же такое системный подход? Для того чтобы полно и наиболее точно ответить на поставленный вопрос, нужно определиться с понятиями «система», «элемент», «структура». В наиболее общем и понятном смысле, система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. [4]
Элементы — материальный носитель связей и отношений, составляющих структуру системы. Элементы определяют сам характер связи внутри системы. Их природа и количество элементов обусловливают способ (структуру) их взаимосвязи. Одни элементы детерминируют одну структуру, другие — другую.
Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. Структура — это закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее значимы интегрирующие связи (или интегрирующие структуры). Они обусловливают интегрированность сторон объекта. В системе производственных отношений, например, имеются связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к распределению. Все они существенны и закономерны. [1]
Системный подход представляет собой направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработки эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. [4]
На фоне классической науки возникают неклассические мотивы, противостоящие сложившейся традиции, но выражающиеся в классической форме, различимые лишь средствами философского исследования. Ведущая роль в этом процессе отведена системному подходу. Для выявления этой роли необходимо сравнить системный подход и традиционный теоретико-множественный подход.
Итак, теория множеств – это некоторая точка зрения на природу математических объектов, пронизывающая всю современную математику. Теория систем – это некий общий подход к описанию естественнонаучных и социальных объектов. Подход скорее философский, нежели математический. В последнее время предпринимаются попытки расширить аппарат теоретико-множественного описания объектов, сделав его пригодным для адекватного описания размытых структур. Однако такой аппарат не решает сам по себе методологических проблем, возникающих и решаемых в рамках системных представлений. Идея множества как «многого, мыслимого как целое» очень привлекательна тем, что в ней сущность целого низводится к сущности элементов множеств. Строго говоря, множество имеет иную категорию реальности, чем ее элементы. В то время как в системном подходе схватывается сущность «целого, мыслимого как многое», в выделении особых целостных свойств, позволяющих считать некоторую структуру системой.
Теоретико-множественная методология основывается на постулате, позволяющий без всякого ограничения соединять объекты произвольной природы во множество. А в теории систем совокупности возникают как естественные классы, образованные из элементов общей природы.
В теории множеств организация каких-то элементов во множество есть акт внешний по отношению к этому множеству. В противовес этому системный подход придает решающее значение внутренней организации системы. [3]
К развитым конкретно-научным формам системного подхода относят следующие: «теория функциональных систем» П.К. Анохина (применяется к исследованию нейродинамических систем мозга и психики); методология системного описания и исследования психической реальности В.А. Ганзена, Б.Ф. Ломова, В.А. Богданова. Теоретико-методологический подход к структурно-функциональному анализу сложных объектов А.А. Малиновского и его приложения в биологии и медицине. А так же системный подход к развитию медицинских технологий М.А. Гайдеса, базирующийся на системно-аналитическом переосмыслении медицинских понятий и представлений; представления о законах организации сложных производственных комплексов и их приложения к вопросам оптимального функционирования производства К. Адамецки и др. [2]
Указанные версии не исчерпывают всех конкретно-научных направлений системного подхода.
После конкретизации ОТС и системного подхода наступает системный анализ. На этой стадии принципы преобразовываются в конкретно – системные ориентации и алгоритмы оптимальных решений прикладных системных проблем.
Системный анализ учитывает факторы неопределённости и риска. Его характерная черта – расчетно-конструктивный характер, т.е. он обеспечивает количественные сравнения и расчеты при выборе и обосновании параметров оптимального решения.
Таким образом, системный анализ – это научно-методологическая дисциплина, которая изучает принципы, методы и средства исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.
Системный подход имеет ряд методологических черт:
Сложность исследуемых объектов. Актуальность и результативность системной методологии будет высока только тогда, когда исследуемые объекты будут наиболее развиты и сложны. Именно в сложных объектах влияние системных закономерностей наиболее существенно. Так же высокоразвитым объектам необходимо упрощение, которое бы не только не утрачивало их целостность и качественную уникальность, но и отображало их существенное системное содержание.
Трудноструктурируемость и неформализуемость объектов. Трудность в формулировке проблем - это следствие их сложности и развитости, поэтому традиционная математика не способна решить данные проблемы. В таком случае нужна системная методология. Она создает логически обоснованный порядок движения мысли, соответствующий реальной логике систем действий развитых объектов, и особые модели, которые выполняют функцию качественной формализации исследования. Именно поэтому системный подход является качественным аналогом математики для сложноорганизованных объектов.
Акцент на синтез и целостное отображение сложного объекта. Системная методология стремится обобщить и логически соединить наиболее разумные приемы любого конкретно-научного исследования, выявить общие закономерности его проведения.
Многовариантность подходов к решению проблем. Системный подход призван выявить и проанализировать множество возможных вариантов решения проблемы и выбрать наилучшую альтернативу. Многовариантный анализ проблемы актуален, поскольку невозможно наиболее полно и точно оценить качество выбранной альтернативы не обозрев пространства. [2]
Системная методология – это уникальное средство для решения сложных проблем человеческой деятельности. Но наиболее актуальна данная методология для решения проблем, не поддающихся адекватному решению известными научными и практическими методами. К подобным проблемам можно отнести исследование сложных объектов. Представление объекта как системы, определение или уточнение целей, функций, структуры. Чаще всего такие проблемы встречаются в социально-экономическом планировании, в географическом районировании и т.п. Так же системный анализ частных дисциплинарных картин объекта в его целостный теоретический образ (актуально для медицины, валеологии и т.п.). Так же организационную оптимизацию сложных объектов. Одна из возможных вариаций проблемы: выбор наиболее эффективной стратегии исследований, разработок, практических действий. [2]
Таким образом, философские идеи системы, целостности, структурности, универсальности связей объектов действительности, объединенные принципом системности, представляют собой важный аспект философской методологии и грань диалектического метода. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что, во-первых, принцип системности органически присущ материалистической диалектике, во-вторых, философский принцип системности имеет фундаментальное методологическое значение для построения теоретических рефлексий специально-научного характера.
В соответствие с этим, системный подход как общенаучная, методологическая концепция в качестве философской основы базируется на принципе системности, а в качестве основной задачи усматривает разработку специально-научных методологических понятий, методов и способов системного исследования объектов.
Список используемой литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. –– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 608 с. (Классический университетский учебник.) ISBN 5-98032-278-7
Винограй, Э.Г. Системно–диалектический подход: теория и методология: монография / Э.Г.Винограй; Кемеровский технологический институт пищевой промыш-ленности. – Кемерово, 2014. – 308 с. ISBN 978-5-89289-820-1
Шрейдер Ю. А., Шаров А. А. Системы и модели. – М.: Радио и связь, 1982. – 152 с., ил. – (Кибернетика).
Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии Российской акад. наук; Гл. ред. В. С. Степин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-2-244-01115-9 (в пер.).
Т. 3: Н — С. — 692 с.: ил. — ISBN 978-5-244-01118-0.
Системный анализ. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7111 . Дата обращения: 3.11.2016.