Главной тенденцией в развитии современного образования можно назвать переход к личностной парадигме. Личность рассматривается как главная цель в системе образования. Реализация цели требует иных, отличных от знаниевого, методов и подходов (личностно-ориентированный, компетеностный, системно-деятельностный). Результатом в ходе применения таких подходов к построению образовательного процесса является мотивированная готовность человека на основе целенаправленного выбора знаний и сформированных умений к выполнению определенной деятельности. В ходе учебного процесса изменяется роль всех участников образовательных отношений. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» четко говорится о гуманистическом характере образования, свободном развитии личности [5]. Решение этой задачи возможно средствами внеурочной деятельности через раскрытие задатков и совершенствование различных способностей человека. Развитие индивида тем свободнее, чем богаче спектр предоставляемых обществом возможностей для мотивированного выбора, основанного на самоопределении и собственном решении.
В ходе реализации задач, поставленных федеральным государственным стандартом начального общего образования, развитие ребенка предусмотрено не только в ходе урочной, но и во внеурочной деятельности. Главная направленность внеурочной деятельности – достижение личных и метапредметных результатов. Реализуя социальное и общекультурное направление внеурочной деятельности, мы предлагаем курс, направленный на развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста «Я в мире, мир во мне». На занятиях ребята начинают с упражнений, в которых при всем желании невозможно ошибиться. В целом они смогут больше узнать о себе и об искусстве и преодолеть такие препятствия для развития, как страх возможной неудачи и низкая самооценка. Используя самые простые приемы вроде обычных ударов кистью, разбрызгивания краски, использования пунктира и размывания чернил открывают новый и удивительный мир легкой, но при этом очень выразительной манеры живописи.
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста через практическую деятельность.
Задачи программы:
- создать условия для развития художественных способностей и дальнейшей самореализации детей младшего школьного возраста на основе готовности к творческой деятельности;
- включить детей в деятельность по овладению техниками быстрого рисования для развития способности выражения своего отношения к действительности, понимания того, каким образом дети сами могут влиять на окружающий мир;
- включить детей в практику обсуждения результатов выполненных работ в группе, школе через проектную деятельность.
Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных, предметных и метапредметных результатов.
Планируемые результаты освоение программы
Личностные:
- мыслительное действие смыслообразования – понимание ребенком связи между художественно-творческой деятельностью и ее мотивом, уважение к результатам художественно-творческой деятельности;
- понимание важности интеллектуального труда для самосовершенствования человека и преобразования окружающего мира;
- развитие художественного вкуса детей;
- овладение практическими навыками художественно-творческой деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными, цветными карандашами, фломастерами, пером, тушью, пастельными мелками, углем и др.) и живописные приемы (по-сырому, лессировки, раздельный мазок, от пятна и др.), способы применения смешанной техники работы с разнообразными художественными материалами;
- различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, применять их в творческой работе;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке; в декоративных и конструктивных работах;
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- выполнять творческие работы по памяти и воображению в различных художественных техниках.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение организовывать художественно-творческую деятельность при овладении быстрыми техниками рисования: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- участие в проектной деятельности творческого характера.
Познавательные:
- наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, их характером и настроением;
- моделирование на основе знакомства с общими признаками различных техник рисования;
- структурирование знаний о классическом и современном искусстве.
Коммуникативные:
- учиться уважать мнение товарищей, учитывать его при выстраивании общего плана действий;
- договариваться в ходе коллективной работы.
Формы занятий
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные, коллективные. Урок – основная форма работы, где большая часть времени отводится практической самостоятельной работе обучающихся. По содержанию для реализации цели и задач программы необходимо проведение уроков рисунка, живописи, иллюстрирования, лепки, аппликации, декоративной работы, конструирования. Исходя из дидактической цели урока, рекомендуется комбинированная форма, когда в одном уроке сочетаются беседа, видеофрагменты, проведение конкурса, самостоятельная работа, подведение итога в виде игры.
Методическое обеспечение
Продуктивные методы организации учебного процесса (по И.Я. Лернеру и Н.М. Скаткину):
- Метод проблемного изложения.
- Эвристический метод (постановка проблемы, планирование и руководство деятельностью учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, запоминание и воспроизведение).
- Метод проектов (самостоятельное планирование обучающимися этапов, способов проведения практической работы).
Содержание программы и роль системно-деятельностного подхода как методической основы
Реализация программы предполагается через освоение стартового и базового уровней. Результатом стартового уровня является рабочая тетрадь для педагога и для ученика (приложения). Тематика заданий отражает различные стороны жизни: природу, быт, труд, спорт и т.д. А результатом базового уровня – проектная деятельность «Чудесные превращения или как стать волшебником», предусматривается индивидуальное и коллективное составление композиций и декоративных работ в технике коллажа, в форме панно. На базовом уровне образовательная задача, поставленная с учетом психофизических особенностей младшего школьного возраста ребенка, имеет практический характер, отражает в своем содержании тематические взаимосвязанные проекты, имеющие практическую направленность. Например, подготовить проект оформления школьного помещения к календарным праздникам. Это требует практического решения и делает проблему не просто фактом, а ситуацией, которая личностно переживается ребенком.
Двухуровневая структура программы предполагает различный уровень сложности.
Стартовый – изучение приемов и быстрых техник рисования. Базовый – выполнение коллективных проектов – применение умений в изменившихся условиях для преобразования окружающего мира, анализ деятельности уже на этапе выполнения, создание новой ситуации, где необходимо применить имеющиеся знания и умения, а также происходит развитие умения принять правильное решение, у детей развивается самостоятельность, навыки работы в команде, умение планировать свою деятельность, восстанавливать целостность картины при минимальных данных, фантазировать, выдвигать версии и приводить аргументы.
Каждый из уровней может быть освоен детьми с различным уровнем развития художественных способностей, так как стартовый уровень – для детей 8–9 лет, которые только начинают осваивать азы изобразительной деятельности и базовый – для детей 9–10 лет, имеющих определенный опыт.
В основу программы заложено управление процессом усвоения необходимых знаний. Особенность системно-деятельностного подхода как методологической основы программы внеурочной деятельности заключается в том, что вход рассматриваемой системы – образовательного процесса – на любом занятии – это информация, которая подлежит преобразованию, а выход – это различные точки воздействия системы на внешнюю среду, результат преобразования информации. Роль педагога в образовательном процессе – это задание определенных состояний системы, например, движения или покоя [10]. Продуманы разные виды заданий:
1.Задания, которые показывают обратную связь в системе, т.е. влияние выхода на вход. Задания составляются с учетом предыдущих состояний. Например, посмотри и запомни, подбери и нарисуй; начни с простых узоров и линий, штриховки; нарисуй в определенной технике; помоги украсить наряд в теплых, холодных оттенках;
2. Задания, которые прогнозируют практические изменения окружающей среды в результате изучения, преобразования и воздействия информации, показывают воздействие системы на окружающий мир. Разработай собственную декоративную бумагу, примени технику рисования для оформления и дизайна.
3. Задания, направленные на тенденцию изменений выходного параметра – при моделировании развивающихся систем – на сохранение требуемого результата, например, придумай орнамент и объясни принцип его составления.
4. С целью мотивации детей к изобразительной творческой деятельности и создания ситуации успеха в ней предусмотрены следующие приемы: создай Радугу настроения, пройди тест для художника, создай Банк желаний и достижений, наполни Шкатулку успехов.
Рассмотрение таких видов заданий обусловлено целью – увеличить уровень системности для эффективного решения практических задач обучающимися: осознанный выбор информации, целеполагание, самостоятельное выполнение работы, приобретение ребенком способа действия, чтобы на выходе и получить готовность к выполнению определенной самостоятельной творческой деятельности.
Рассмотрим особенности системного подхода как методологической основы программы «Я в мире, мир во мне». Многие ученые (П.К. Анохин, А.А. Богданов) называют характерной особенностью системы избирательно-вовлеченную характеристику ее элементов – не каждый компонент становится элементом системы, необходимо учитывать причину такой избирательности. Во внеурочной деятельности есть возможность выбора обучающимся курса по интересу: «Нравится рисовать, потому что получается», «Интересно уметь сделать что-то новое», т.е. существует потребность – причинный системообразующий фактор. В программе внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» для детей младшего школьного возраста собран наиболее интересный и результативный педагогический опыт с точки зрения достижения личных и метапредметных результатов, представленный в различных учебных пособиях по изобразительному искусству, – так называемый Скетчбук в стиле зендудлинга и леттеринга (рисование и раскрашивание букв, цифр, знаков и символов) – искусство визуализации графического творчества. Оно соединяет в себе описание простых, но эффектных приемов художественной организации пространства и возможность тут же опробовать их на практике. Рассмотрены в ходе курса интересные авторские приемы графического рисования, варианты их индивидуального развития различных авторов (Е. Иолтуховская). Результатом, продуктом этой программы для ребенка младшего школьного возраста является создание самим ребенком своего собственного блокнота для рисования – Скетчбука, в который войдут наиболее интересные упражнения и техники, для создания которого педагогом интегрированы различные методы и приемы []. В блокноте у ребенка будут по каждой теме странички с освоенными техниками работы, странички, где отражены этапы овладения предлагаемой техникой и конечный результат – «Волшебная страничка» для отражения и осознания своих чувств и эмоций, внутреннего мира с помощью средств изобразительного искусства. Предлагаемая форма Скетчбука – понятный и удобный инструмент для раскрытия творческого потенциала ребенка младшего школьного возраста, а для педагога – возможность создать свой Скетчбук, в котором будут отражены технологическая последовательность работы, отражены все техники, а также теоретические знания, исторический экскурс по изучаемым темам. Отличительная особенность предлагаемого курса – создать атмосферу сотрудничества как необходимое условие для развития ребенка, дальнейшего усвоения им социального опыта. Цель предлагаемых творческих заданий – по мере развития навыков рисования – создание неповторимых работ, коллекций, в которых бы просматривался авторский стиль, что крайне важно для формирования личности ребенка в младшем школьном возрасте. Через развитие воображения, пространственного восприятия у детей появится возможность в ходе решения обычных жизненных задач находить новые нестандартные решения, осознанно передавать состояния природы, вида предметов на бумагу, научиться видеть контуры, перспективу и соотношение предметов, «работу» света и тени, собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Технология работы:
1. Знакомство с быстрыми техниками рисования. Рассматривание, словарная работа, погружение в исторический экскурс, целеполагание, отбор материалов и инструментов, показ и освоение технологии работы – первая страничка. Цель – освоение изобразительной деятельности в мировоззренческом и техническом плане.
2. Вторая страничка – самостоятельная работа в соответствии с этапами. Цель – освоение изобразительной деятельности в мировоззренческом и техническом плане.
3. Создание своей, «Волшебной странички» в творческом блокноте через осмысление освоенных техник. Цель – развитие эстетических качеств.
4. Страничка самоанализа – четвертая – «Чему я научился, что понял, что получилось лучше всего». Визуализация в виде стеклянного сундучка, в который «складывают» разноцветные горошины, цвет которых определяется настроением от выполненной работы. Цель – развитие творческой мотивационой активности [9].
Образовательный процесс практического занятия рассматривается нами как система с такими составляющими: элемент, связь, взаимодействие, целеполагание. Учитель и обучающийся – неделимые элементы системы, характеризующиеся внешними проявлениями в виде связей, обладающие присущими только им свойствами и определенной степенью самостоятельности по отношению к данной системе. Педагогом моделируется образовательная ситуация, организуется процесс постановки образовательной задачи. У ребенка в результате появляется возможность быть в роли лица, принимающего решения на различных этапах работы: в процессе высказывания предположения, в ходе продумывания последовательности наблюдений и опыта, на этапе применения знаний и умений в изменившихся условиях, в ходе проведения собственного опыта или наблюдения.
С целью раскрытия художественных способностей детей младшего школьного возраста, их собственного творческого потенциала через овладение быстрыми технологиями и техниками рисования – простыми, простыми, но эффективными приемами художественной организации пространства: техника рисования на гофрированной, наждачной бумаге, по манной крупе, рисование набрызгом, по сырой бумаге мелками, акварельными красками, рисование на соленой ткани, процарапывание, яичная мозаика, двухслойное, зеркальное рисование, по мятой бумаге.
Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – эти средства выразительности дети осваивают во всем многообразии на протяжении курса.
Причем проблемная ситуация, которая становится основанием для коллективной деятельности и актуализирует всю ситуацию, имеет реальное, понятное для ребенка значение в социокультурном пространстве.
При организации образовательного пространства учитываются основные формы самодеятельности детей:
- общение (принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках общего дела;
- познание (освоение знаковых форм описания всеобщих законов, освоение способов управления вниманием);
- творчество (конструирование реалистических копий реальных и воображаемых объектов).
Основные возрастные задачи:
- развитие воображения как способности видеть и описывать закономерности в окружающем мире и в собственных действиях;
- развитие художественного восприятия.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих заключается в том, что систематические занятия изобразительной деятельностью детей младшего школьного возраста, предлагаемые в процессе реализации курса «Я в мире, мир во мне», а также ориентирование на создание ребенком конечного продукта деятельности способствуют развитию не только эстетических качеств, но и позволяют восполнить внутренний ресурс ребенка младшего школьного возраста для развития способности быстро воспринимать объект целиком, развивать наблюдательность, умение видеть предмет таким, какой он есть на самом деле, то есть способствуют развитию художественно-творческих способностей.
Литература для педагога
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. – СПб.: СПбГУ, 2007. 412 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995. 336 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
Об образовании в Российской Федерации :федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sudact.ru. – Загл. с экрана.
Педагогика и логика: сборник. – М.: Касталь, 1993. 415 с.
Профессиональный стандарт педагога : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты от 18 окт. 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS. – загл. с экрана.
Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
9. Ротова Н.А., Шнайдер А.В. Развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности /Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития
: материалы междунар. науч.-практ. конф. 28 окт. 2016. ШГПУ, Шадринск.
10. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. – Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.
Литература для обучающихся
Большой самоучитель рисования / Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М. : Росмэн , 2006.
Данилова Е., Михайлова Н. Школа рисования. – Санкт – Петербург : Нева, 2006.
Запаренко В. С. Энциклопедия рисования. – Санкт – Петербург : Нева, 2000.
Кожохина С. В, Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. – Ярославль: Химический завод «Луч», 2007.
Кунин В. Н. Учимся рисовать. – М. : Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Латышева О. Альбомы своими руками: пошаговый мастер-класс. – СПб.;Питер,2013.–32с.
Логинова А. Я учусь рисовать. – М. : Стрекоза, 2008.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2004.
URL: http://www.linteum.ru/article253.html
URL: http://blogs.masterclassy.ru/sposobyi-shtrihovki-v-risovanii.html
URL: http://zhezel.ru/handmade/draw/3147-shtrihovka-karandashom-video-obuchenie.html
URL: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/53-1-0-2577
URL: http://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post202688267/
URL: http://svoimi-rukami-club.ru/использование-нетрадиционных-техник-рисования-в-средних-группах/
URL: https://terrisnotebook.com/2015/02/
URL: http://weheartit.com/NetLusya/collections/97273735-sketchbuk-smeshbuk- URL: artbuk-idei?page=2&before=183867891
URL: http://weheartit.com/entry/183867308/in-set/97273735-sketchbuk-smeshbuk- URL:artbuk-idei?context_user=NetLusya&page=2
Приложения
В приложении представлено примерное тематическое планирование для педагога и как пример несколько страниц из Скетчбука для ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Тема |
Цель |
Средства выразительности |
Способ получения изображения |
Материалы |
|
УЗОРНЫЕ ПРОПИСИ |
Лист бумаги, простой карандаш |
|||||
МАНДАЛЫ |
«Штриховка» |
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. |
Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо… |
Карандаши бумага |
||
ПЕЙСЛИ -ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ |
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. |
Лист бумаги, простой карандаш. |
||||
ДУДЛИНГ. ОСЕННИЙ МАРАФОН |
Рисование штрихом |
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. |
Лист бумаги, простой карандаш. |
|||
ЛИНИЯ И ШТРИХ. РИУНОК КАРАНДАШОМ НОСОРОГА. ПО МОТИВАМ ХУДОЖНИКА АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА. |
Рисование штрихом |
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. |
. |
Лист бумаги, простой карандаш |
||
УКРАШЕНИЕ СТЕН РАМКАМИ С ФЛОРИСТИКОЙ |
Отпечатки листьев |
фактура, цвет. |
ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. |
бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. |
||
КРУЖОЧКИ. ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ |
Техника «влажное на влажном» |
Познакомить с работами художника Василия Кандинского. |
Нарисовать круги любого размера одним цветом по всей бумаге. Добавьте точки. Нарисуйте круги и точки другим цветом. Раскрасьте фон и обведите уже нарисованные круги. Попробуйте рисовать другие формы. |
|||
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Делайте сложное простым |
Карандаш Бумага |
|||||
СТРОГАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ПОМОТИВАМ РАБОТ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА |
КОЛЛАЖ |
Самый простой способ создать композицию – сделать коллаж из черный и белой бумаги. Пусть процесс создания коллажа заставит захватит вас и откроет новые возможности. Приклейте кусочки на бумагу. |
Черная и белая бумага Клей Краски кисти |
|||
Техника рисования красками и скотчем |
Рисование красками и скотчем |
|||||
ЦВЕТОВЫЕ ПЯТНЫШКИ ПО МОТИВАМ РАБОТ ПАУЛЯ КЛЕЕ. «ПОДЪЕМ» |
Учить визуальному наложению цвета на текстуру. |
Сделать простую композицию на листе бумаги для акварели. Начните с окружности, затем нарисуйте 4 пересекающиеся линии. Раскрасьте акварельной краской. Поэкспериментируйте с наложением цвета. Когда рисунок высохнет, нанесите штрихи по окрашенному верхнему слою. |
Бумага для акварели, акварельные краски, несколько маленьких кистей, карандаш |
|||
Точка к точке. |
Техника рисования "Пуантилизм» Рисуем абстрактный стиль. – ватными палочками |
Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить рисовать ватными палочками |
ЛЕТТЕРИНГ – ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Пуантилизм - рисование с помощью точек разного цвета (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Рисуем в технике пуантилизм, используя разные изобразительные материалы: просто свои пальчики, тампончики, ватные палочки, кисти, фломастеры, маркеры. |
Ватные палочки, краски |
||
ГОПОЖА РАДУГА |
Лист бумаги, акварель или гуашь, кисти |
|||||
ТРИ СЕСТРИЦЫ- КРАСКИ ЖЕЛТАЯ, СИНЯЯ И КРАСНАЯ |
3 ОСНОВНЫХ ЦВЕТА |
Лист бумаги, акварель или гуашь, кисти |
||||
ПРИНЦЕССА ОГОНЕК Вечерний закат |
Теплые и холодные цвета |
Лист бумаги, акварель или гуашь, кисти |
||||
ПРНЦЕССА ЛЬДИНКА ЗИМНИЕ МОТИВЫ |
РИСОВАНИЕ НА СТЕКЛЕ |
Лист бумаги, акварель или гуашь, кисти |
||||
Цветовые контрасты. |
Как получить телесный тон. |
Учимся смешивать цвета |
Лист бумаги, акварель или гуашь, кисти |
|||
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ. ПОРТРЕТ. МОНА ЛИЗА Леонардо да Винчи |
Рисование с помощью координатной сетки |
Познакомить с техникой рисования -координатная сетка. Учить рисовать с помощью координатной сетки. |
Портрет .Лицо – основа портрета |
КООРДИНАТНАЯ СЕТКА Карандаш эскиз |
||
КАРТИНЫ – ПеревёртышИ |
||||||
Аппликация. Портрет |
Коллаж |
Познакомить с техникой рисования |
||||
ОРНАМЕНТЫ и МОТИВЫ |
Рисование принтами -обычными предметами. |
Познакомить с техникой рисования принтами -обычными предметами. |
||||
Оттиск поролоном |
пятно, фактура, цвет. |
ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон |
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. |
|||
Оттиск смятой бумагой |
пятно, фактура, цвет. |
ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. |
блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. |
|||
РИСУЕМ КУЛЕЧКАМИ |
Как передать разнообразие оттенков. |
Познакомить с техникой рисования -оберточной пленкой. |
Для работы надо приготовить альбомные листы, акварельные краски МЕДОВЫЕ, кисть № 5-6, воду и целлофановые кульки, предварительно разрезанные вдоль и поперек. Единственное, о чем надо не уставать просить детей, это работать кистью быстро, не давать краскам высыхать на бумаге. Если все-таки краски, наложенные первыми, успели просохнуть - помочь смочить их водой. Быстро наносим акварель на лист. Накладываем целлофан на центр рисунка, смачиваем кончики пальцев водой и НЕЖНЫМИ вращающими движениями создаем морщинки кулька на бумаге. Направляем вращение пальцев в любую сторону. Кулек прилипает к бумаге с краской, а в морщинках собирается вода и акварель. В этих местах бумага посветлеет. Дайте бумаге просохнуть, не торопитесь снимать кулечек. через время снимаем кулек и смотрим, что получилось. У вас набор листов с причудливыми узорами. Это великолепный фон для рисунков, эксклюзивный материал для аппликации, для снежинок, осенних листиков, букв и т. д. |
|||
АРХИТЕКТУРА ЧУДЕСНЫЙ ЗАМОК |
ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ КАРТОНА |
|||||
МОИ ПУШИСТИКИ. РИСОВАНИЕ ПИТОМЦЕВ |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Познакомить с техникой рисования - «Тычок» жесткой полусухой кистью. |
фактурность окраски, цвет. |
Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. |
жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. |
|
Собираем натюрморт. |
Рисование пальчиками |
Познакомить с техникой рисования ПАЛЬЧИКАМИ |
пятно, точка, короткая линия, цвет. |
ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. |
|
Рисование ладошкой |
Рисование ладошкой |
пятно, цвет, фантастический силуэт. |
Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. |
||
ИГРА С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ.Маленькие ножки идут по дорожке. | ||||||
Скатывание бумаги |
фактура, объем. |
ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. |
салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. |
|||
Оп- арт или оптические иллюзии |
Познакомить с работами художников движения «оп-арт». Игра с формами: прямоугольниками и кругами. |
Что же такое оптический обман или оптические иллюзии? Это явление, действительно, существует, когда наш мозг ошибается в восприятии каких либо линий или цветов. Например,Иллюзия – это мираж, то, что существует не таким, как выглядит, искажение реальности. 1. Обведите свою руку карандашом. Начинаем делать линии, в месте нарисованной руки делаем дугу Дорисовываем линии, делаем также коричневые линии. Раскрашиваем разноцветные линии. http://www.klass39.ru/urok-izo-opticheskie-illyuzii/ Источники http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/risovanie/abstraktnye-risunki/kak-narisovat-illjuziju |
||||
ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» Фибоначчи СПИРАЛЬ ФИБОНАЧЧИ |
Техника рисования ватными палочками. |
Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить рисовать ватными палочками |
Печатная копия «золотого сечения», копирка, карандаш, клейкая лента, бумага, краски |
|||
Оттиск поролоном |
пятно, фактура, цвет. |
прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. |
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. |
|||
Оттиск пенопластом |
пятно, фактура, цвет. |
прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. |
мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. |
|||
МАСКИ Африканская маска |
Восковые мелки + акварель |
Познакомить с техникой рисования восковыми цветными мелками. |
цвет, линия, пятно, фактура. |
рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным |
восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. |
|
МОРСКИЕ ВОЛНЫ. РЫБКИ |
Свеча + акварель |
Познакомить с техникой рисования |
цвет, линия, пятно, фактура. |
рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым |
свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
|
БАБОЧКИ. СТРЕКОЗЫ. |
Монотипия предметная |
Познакомить с техникой рисования -монотипия. Учить создавать отдельный образ. |
пятно, цвет, симметрия |
складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. |
плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. |
|
В МОРСКИХ ГЛУБИНАХ ОКЕАНА . ОСЬМИНОГ. |
Черно-белый граттаж (грунтованный лист) |
Познакомить с техникой рисования ГРАТТАЖ |
линия, штрих, контраст. |
натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. |
полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. |
|
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. САЛЮТ. |
Цветной граттаж |
Познакомить с техникой рисования ГРАТТАЖ Познакомить с техникой рисования масляной белой пастелью или свечой. |
линия, штрих, цвет. |
натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью |
цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
|
ЧУДЕСНЫЕ ПРВРАЩЕНИЯ Кляксы. |
Кляксография с трубочкой |
Познакомить с техникой рисования «Кляксография» |
пятно. |
зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение. |
бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) . |
|
Звездное небо Кап!Кап! Плюх! |
Техника «набрызг» |
Познакомить с техникой рисования - НАБРЫЗГ ИЗ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА |
. |
Способ рисования: на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску. Сложность техники: Из- за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до и, по необходимости, во время работы. Примерные темы для использования техники: “Листопад” (с трафаретами из природного материала), “Космос” (с трафаретами из бросового материала), “Снежинки” и т.д. |
кисть, пульверизатор, краски, бумага. |
|
НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА |
Набрызг, рисование зубной щёткой. |
Познакомить с техникой рисования - зубной щеткой. |
точка, фактура. |
набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе. |
бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) . |
|
ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С БЕРЕЗАМИ (Фантастический замок.) |
Способы изображения деревьев. Способы: Сквидж - пластиковая карта, «продувания» из соломинки |
Познакомить с техникой рисования- Сквидж - пластиковая карта, «продувания» из соломинки |
Как написать заснеженный пейзаж, используя всего: три цвета (охра, синий, темно-коричневый) несколько кистей и пластиковую карту! |
КРАСКИ ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА |
||
Тиснение |
фактура, цвет. |
рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист. |
тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш. |
|||
Отражение в воде. |
Монотипия пейзажная |
пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. |
складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю – наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. |
бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. |
||
рисование тушью |
Техника японской живописи «суми- ё» - рисование тушью |
|||||
СНЕЖИНКИ Не ждите снегопадов и метелей – красивые снежинки можно нарисовать. |
Техника выполнения витражей – клеевые картинки |
Познакомить с техникой выполнения витражей – клеевыми картинками. |
Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Пример витража: Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки).Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть. Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками |
Клей Бумага карандаш |
||
ЧУДЕСНЫЕ ВАРЕЖКИ |
Техника - зеркальное отражение |
Познакомить с техникой рисования –зеркальное отражение |
||||
РАЗ –КАРТОШКА! |
«Монотипия» (отпечатка) . |
Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение. |
||||
Оттиски с помощью трафаретов |
Трафарет. |
Познакомить с техникой рисования по трафарету тампоном. |
Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт |
лист бумаги формата А3; палитру; гуашь; баночку с водой; блюдце; тычёк из поролона; кисти № 5–8; картофелины; кисть малярную; тряпочку; стекло такого размера, чтобы было больше листа бумаги. |
||
Техника рисования масляной пастелью по бархатной бумаге. |
Познакомить с техникой рисования масляной пастелью по бархатной бумаге. |
Карандаш по бумаге движется легко и растушевывается пальцем, создавая более мягкие оттенки, а дети от этой техники просто в восторге! Рисунки получаются яркие и веселые. |
||||
Три-три –три! |
Техника фроттаж |
Познакомить с техникой рисования по текстурной пластинке цветными мелками или масляной пастелью. |
Слово «фроттаж» происходит от французского frotter — «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж. Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своими руками – готова! Главная задача - найти рельеф, подобрать цвет. |
|||
Рисование кружевами |
Тампонирование. Кружевные принты |
Познакомить с техникой рисования оттиска кружевами |
Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое… |
|||
БУКВИЦА. |
Печатка - принты из букв |
Познакомить с техникой рисования оттиска буквами. |
Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное) . |
|||
Рисование солью. |
Познакомить с техникой рисования солью |
Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью |
||||
Бумажные комочки |
При изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы. В зависимости от размера кусочка бумаги получается и величина комочка. Затем маленькие комочки или большой комочек наклеиваются на основу. |
Картинка-основа с нанесенным контуром предмета; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея); клеенка - подкладка. |
||||
Воздушные шарики ГУСЕНИЦА |
Отпечаток воздушным шариком |
Познакомить с техникой рисования воздушным шариком |
||||
Силуэты. Разнообразие силуэтов. |
Силуэты. Разнообразие силуэтов. Рисование профиля (вырезание из бумаги) |
Познакомить с техникой рисования профиля - вырезание из бумаги. |
||||
ОБЛАКА |
Рисунок на мятой бумаге. |
Познакомить с техникой рисования на смятой бумаге. |
Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок. |
|||
Рисование мятой бумагой |
Оттиск смятой бумагой. |
Познакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой. |
. |
Такие картинки создаются двумя способами Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага |
||
Обитатели водной стихии |
Техника рисования по мокрому листу |
Познакомить с техникой рисования на влажной и сухой бумаге. |
. |
Как правильно смочить лист для рисования Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки. Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой. Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы. Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры. Учимся делать фон.Есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Можно сделать фон в конце работы восковыми мелками |
||
МРАМОРИРОВАНИЕ |
Окраска бумаги |
Познакомить с приемом окраски бумаги под мрамор |
||||
РИСУЕМ ФОН |
Окраска бумаги раствором чая, кофе. |
Познакомить с приемом окраски бумаги чая и кофе. |
||||
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. |
Рисование мыльными пузырями |
Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. |
- гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости . Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются. |
|||
Водная рябь |
Мыльная живопись Волнистые линии |
Познакомить с приемами изображения воды. |
||||
Техника «Диапития» |
Познакомить с техникой рисования «Диапития» |
Тампоном с краской нанесите легкий слой на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. |
||||
НИТКОГРАФИЯ |
Техника «Ниткопись» |
Познакомить с техникой рисования «Ниткопись» |
Понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение. |
|||
Метод ниткографии. |
Познакомить с техникой рисования ниткографии. |
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. |
||||
Техника рисования манной крупой. |
Познакомить с техникой рисования манной крупой. |
В каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. |
||||
КОЛЛАЖ. ВЕСЕННИЕ МОТЫВЫ |
Коллаж. |
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда школьник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. |
||||
РИСУЕМ ПИТОМЦЕВ |
Техника рисования предметами - вилкой |
|||||
Разрисовка маленьких камешков. |
Познакомить с техникой рисования маленьких камешков. |
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину. |
||||
Рисование крупными бусинами.
РИСОВАНИЕ ПУГОВИЦАМИ |
Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки. |
|||||
Рисуем пластилином! Роспись пластилином по стеклу. |
Используем в качестве основы стекло для создания картины в технике обратной аппликации и обязательно защищаем край стекла изолентой, чтобы дети не поранились. Но следует учесть, что данная работа делается под пристальным присмотром взрослых. |
|||||
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗВАНИЕМ ПЕСКА |
Занятие проходит в два этапа:- на первом этапе подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным). После этого даем клею подсохнуть. После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) . После выполнения первого этапа приступаем ко второму- рисованию. |
|||||
Техника рисования опилками. |
На поверхность изделия карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются цветными опилками. Лучшая древесина – это берёза и осина, опилки должны быть белыми. Если нет возможности заготовить берёзовые или осиновые опилки, то сгодятся опилки хвойных пород. Заготовленные опилки просушиваются и просеиваются через мелкое сито. Сырые опилки просеиваются очень плохо. После этого подготовленный материал прокрашивается красками. Мы пользуемся гуашевыми красками. Краски разводятся водой в нужной концентрации. Количество воды определяется опытным путём. Чем больше воды, тем бледнее будет красящий материал, следовательно, и будет меняться насыщенность цвета самих опилок. Подготовленные опилки засыпают в марличку, завязывают (не плотно) и заливаются красящими растворами (тщательно помешать). Для лучшей пропитки опилки оставляем в растворе на сутки (периодически перемешивая, после чего развязываем марлю, выкладываем их на плёнку и просушиваем возле батареи. Прокрашенные и просушенные опилки храним в пластиковых контейнерах. |
Классификация акварельных техник и приемов
Этот скейчбук предназначен для тех, кто увлекается живописью и любит рисовать, кто готов окунуться в удивительный мир искусства. Веселые Феечки помогут выполнить будущим художникам, скульпторам и дизайнерам много увлекательных и интересных заданий, которые улучшают и развивают воображение и фантазию, память и творческое начало.
А еще в этом путешествии по стране Рисовании можно найти интересные факты из истории искусства и о знаменитых художниках, таких как Василий Кандинский и Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.
Смело иди по дороге искусства: рисуй и раскрашивай. Ведь это так чудесно - творить кисточкой и карандашами!
Девиз для детей:«Найди необычное в обычном!»
Для взрослых:« Не навреди!»
« Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»
Разработала: ШНАЙДЕР А.В.
учитель начальных классов
Нетрадиционное рисование
Нетрадиционное рисование -
искусство изображать,
не основываясь на традиции.
ИСОВАТЬ по-новому, по-своему, индивидуально, на новый лад,
неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально,
самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Арт - альбом, арт- журнал, творческий блокнот для зарисовок.
Что такое скетчбук. А также тревэлбук и арт- журнал.
В чем разница.
Арт –буки и арт – журнал – явление не новое, скорее, хорошо забытое старое.
Скетчбукинг – популярное направление в рисовании.Скетчбукинг – ведение альбома с зарисовками.(Скетч – это быстрая зарисовка).
Арт-бук – это коллаж или несколько коллажей, созданных на определенную тему и собранных в одной тетради. Основное отличие арт-бука от арт-журнала заключается в том ,что арт-бук создается на определенную тему, а в арт-журнале под одной обложкой собраны работы на различные темы. Арт-буки и арт-журналы – это выражение эмоций, выброс энергии, поток сознания и отключение мышления. Главное в создании арт-бука или арт- журнала – это начать творить и найти смелость уйти от стереотипов.
В арт-буках и в арт-журналах не используются специальные материалы, только собственная фантазия и поток мысли, выраженные при помощи всего, что попалось под руку. Средствами выражения здесь могут быть краски, карандаши, фломастеры, гелевые и капиллярные ручки и все-все, что только можно найти дома. А, может, вы увлечетесь так, что захочется приобрести что - то необходимое под конкретную работу.
Тревел-бук (в скрапбукинге называется travel–book) - это арт-бук или путевой журнал, посвященный путешествию. Во время поездки ведутся путевые заметки. В нем можно собрать акварельные зарисовки, наброски карандашом и ручкой. А так же билеты, картинки из путеводителей, карты, фотографии, памятные бумажки, чеки, бирки и др.
Все это богатство собирается в одно целое, дополняется собственными мыслями, и называется, например, «Заметки путешественника».
СКЕТЧБУКИНГ предлагает уникальные и экспериментальные техники и идеи для начинающих художников, которые смело открывают и пробуют новые формы выражения и становятся уверенными в своих силах.
Это великолепная программа – новый источник творческой деятельности, по которой можно учиться, экспериментируя и играя, т. к. не существует правильных и неправильных результатов. В ней много забавных и ярких занятий живописи акварелью и гуашью, по изготовлению принтов - (печати из предметов) с использованием воздушных шариков и пузырчатой пленки и многое другое.
СКЕТЧБУКИНГ - СВОБОДА САМОВЫРАЖЕНИЯ.
Рисовать умеет каждый человек!
Не важно, сколько вам лет, чем вы занимаетесь, во что верите!
Представьте, что у вас пропали кисточки.
Можно рисовать (чем?):
ладошками, пальчиками рук, ребром ладони,
ножками,
спичечными коробками,
катушками ниток, нитками,
штампиками,
зубной пастой,
пластилином,
свечкой,
губкой,
поролоном,
пуговицами,
ватными палочками,
кофе,
трубочкой или соломинкой …
А можно рисовать (на чем?):
по сырой бумаге акварельными красками и мелками,
набрызгом при помощи трафарета,
процарапыванием,
выдуванием,
на наждачной бумаге,
на гофрированной ткани,
на солёной ткани,
на манной крупе,
на стекле,
на доске…
А можно рисовать (как ?):
Технология рисования по сырой бумаге акварельными красками.
Технология рисования по сырой бумаге мелками.
Технология рисования выдуванием.
Технология рисования набрызгом.
Технология рисования на манной крупе.
Технология рисования на гофрированной ткани.
Технология рисования на наждачной бумаге.
Технология рисования на солёной ткани.
Технология рисования процарапыванием.
Технология «Двухслойное рисование»
Эту технологию мы назвали «Жестокая».
Технология «Яичная мозаика».
Технология «Зеркальное рисование».
Техники рисования Зентангл, Дудлинг, Дотворк, Зенарт, точечное рисование Леттеринг.
Все техники:
просты для освоения в любом возрасте и для людей, которые никогда не рисовали;
их можно совмещать друг с другом;
рисунки получаются яркими и разнообразными!
Рисование чудесных узоров и соединение их в одно целое – это создание уникальных картин, чувство слышать себя, свои мысли, мысленно расслабляться и отдыхать во время рисования!Это мир удивительных открытий и свершений!
Пробуйте, у Вас все получится!
Технология рисования по сырой бумаге акварельными красками.
Намочить бумагу.
Нанести мазок краски любого цвета.
Вымыть кисть.
Под первым мазком нанести другой цвет.
Бумагу приподнять за верхний край так, чтобы краски, стекая вниз, свободно смешались.
Технология рисования по сырой бумаге мелками.
Намочить бумагу и разместить на мокрой салфетке, чтобы бумага не высыхала.
Нанести рисунок мелками.
Технология рисования выдуванием.
Поставить каплю краски на бумагу.
Взять трубочку, подуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны. Получится звёздочка.
Если подуть из трубочки не сверху, а, как будто толкая вперёд, получатся веточки. Чтобы получить мелкие веточки, трубочку следует покачивать из стороны в сторону.
Технология рисования набрызгом.
Нарисовать на бумаге любую фигуру.
Аккуратно вырезать. Получатся 2 шаблона.
Разместить шаблоны на бумаге. При помощи кисточки (зубной щётки) с краской сделать набрызг.
Технология рисования на манной крупе.
Картон намазать клеем ПВА.
Посыпать сверху манную крупу.
После высыхания лишнюю крупу смахнуть.
Нанести рисунок.
Технология рисования на гофрированной ткани.
Дно одноразовой тарелки проклеить клеем ПВА.
Разложить ткань на тарелке, сминая её в складки.
После высыхания, ткань покрасить.
На отдельной бумаге нарисовать фигурки. Дать им высохнуть, после чего вырезать и приклеить на ткань.
Технология рисования на наждачной бумаге.
На наждачную бумагу нанести рисунок и разукрасить восковыми мелками.
Технология рисования на солёной ткани.
Приготовить солёный раствор (полстакана воды и 2 столовые ложки соли).
Ткань намочить в растворе и натянуть на пяльца.
Рисовать можно как на сухой, так и на мокрой ткани
Технология рисования процарапыванием.
Разукрасить бумагу тушью.
После высыхания нанести рисунок и процарапать его иголкой.
Технология «Двухслойное рисование»
Картинку с абстрактным рисунком натереть свечкой.
Покрасить гуашью с добавлением мыла.
Процарапать отдельные кусочки.
Технология «Мятая бумага».
На тонкий лист бумаги нанести рисунок.
Разукрасить восковыми мелками.
Рисунок смять в комок (чем больше мнёшь, тем рисунок интереснее).
Расправить рисунок и закрасить тёмной негустой краской.
Смыть кисточкой чистой водой.
Технология «Яичная мозаика».
Яичную скорлупу вымыть, удалить плёнку, высушить, мелко растолочь.
Покрасить разного цвета красками и разложить сушить.
Участки рисунка смазать клеем ПВА и посыпать цветной скорлупой.
Технология «Зеркальное рисование».
Лист бумаги сложить пополам.
Половину листа смочить водой, нанести рисунок.
Сложить пополам и придавить книгой.
Развернуть: вместо одного рисунка – два.
У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ --------
---------- Я ДОВОЛЕН
ХОЧУ ПОПРОБОВАТЬ ЕЩЕ РАЗ ----------
--------- ПОДЕЛЮСЬ СЕКРЕТОМ С ДРУГОМ
------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИДУМАЙ И ДОПИШИ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ
Это сказка о том, как в Волшебной стране искусства под названием «ВЕСЕЛОЕ Рисование» были по соседству два маленьких государства Живописи и Графики.
В ГОСУДАРСТВЕ ЖИВОПИСИ жили госпожа Радуга и три сестрицы - краски Красная, Желтая и Синяя.
К чему бы сестрицы не прикасались, за чтобы не брались, все всегда у них получалось. У каждой из них была своя маленькая помощница фрейлина – Феечка.
А в ГОСУДАРСТВЕ ГРАФИКИ всем управляла Черная краска по имени Мрака – Каляка и тихая Беляночка.
Жители СТРАНЫ - цветные карандаши, фломастеры и капиллярные ручки были дружными и трудолюбивыми.
Но вот однажды случилось…
ШКАТУЛКА МОИХ УСПЕХОВ
СУНДУЧОК МОИХ ЖЕЛАНИЙ
ШКАТУЛКА ЖЕЛАНИЙ
Госпожа Радуга
ОТТЕНКИ ПАЛИТРЫ
ТЕПЛЫЕ
ОТТЕНКИ ПАЛИТРЫ
ХОЛОДНЫЕ
ОТТЕНКИ ПАЛИТРЫ
ОТТЕНКИ ПАЛИТРЫ
ПАЛИТРА
ПОПРОБУЙ. У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ!
Подбери цвет и раскрась красками
ПОПРОБУЙ. У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ!
Подбери цвет и раскрась красками
ПОПРОБУЙ. У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ!
Подбери цвет и раскрась красками
ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ
НАРИСУЙ РАДУГУ
СОЧЕТАНИЕ
КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВ
Василий КАНДИНСКИЙ
1866 – 1944
русский художник
Кандинский использовал геометрические формы, чтобы выразить свои чувства.
ПОДБЕРИ КОНТРАСТНЫЙ ЦВЕТ И РАСКРАСЬ ЗОНТИКИ
ПАБЛО ПИКАССО
1881-1973
испанский художник ,скульптор,
график, керамист и дизайнер
раскрась работы
РАСКРАСЬ
ЗАПОМНИ НАЗВАНИЯ КРАСОК
МАНДАЛЫ
Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Рисуют по разным случаям. Важно понимать, что разрисовывание мандал – урок, который научит способности быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки. Полностью заключенные в круг узоры называют зендалами.
Как правильно раскрашивать мандалы?
На раскрасках мандал и зендал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, можно использовать и другие цвета
Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.
По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь. Рисунок мандалы признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.
Взрослые и дети собирают целые альбомы из раскрашенных мандал, с интересом следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем. Остаётся всё больше белых не закрашенных частей, а в тот момент, когда человек посчитает одну из мандал самодостаточной, и не закрасит на ней ни одной части, считается последним шагом искусства, означающего, что человек нашел себя.