ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Музыка И.В. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание уважения детей к семье, подготовка личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей являются основополагающими задачами воспитания духовно-нравственной личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. Ценно, что в той картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества [1-3].

Семья для дошкольника это важный социальный институт, который связывает его жизнь с обществом. В семье создаются ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми и детьми, формируются черты характера, нравственные чувства и социально-значимые качества детей. Дошкольное детство – это сензитивный период в решении задач по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Необходимость решения данной задачи в работе с детьми старшего дошкольного прописана в современных программах, разработанных в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» основная работа по семьеведению отражена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В данном программном документе предусматривается расширение представлений ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.), углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, о семье и ее истории, формирование умений создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи, расширение представлений о месте и профессии родителей, общественной значимости их труда, поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников и пр. [4].

Авторский коллектив программы «Детство» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» запланировал задачи, направленные на воспитание доброжелательного отношение к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам. В содержании образовательной деятельности предусмотрено обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях, о членах семьи, ближайших родственниках по линии матери и отца. Предусмотрено создание условий для понимания того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения или электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь или уважение друг к другу, углубление представлений детей о некоторых семейных традициях, любимых занятиях членов семьи, о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи и важности проявления уважительного отношения к пожилым людям в семье. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрено решение следующих задач: обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Формирование представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми, закрепление представлений о себе и семье (своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей) [5].

В программе «Истоки» прописаны задачи, направленные на формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей, поддержание интереса и внимания к окружающим взрослым и детям, членам своей семьи (например, предложить ребенку узнать у них про их детство, про любимые игрушки и игры, про самые запоминающиеся эпизоды из детства и т.п., которые могут оказаться созвучными интересам и чувствам самого ребенка), побуждение проявлять доброту или заботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им. В рамках раздела «Познавательное развитие» предусмотрено обсуждение с детьми следующих вопросов: сколько им лет, что они умеют делать, какими они были маленькими, какими станут, когда немного подрастут. Педагог предлагает детям рассказать о своей семье, занятиях или увлечениях родителей, бабушек, дедушек, старших и младших братьях или сестрах [6].

Особый интерес вызывает программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста «Семьеведение для малышей», разработанная О.А. Вороновой и Л.В. Коломийченко [7]. В публикациях Л.В. Коломийченко и ее соавторов отражены основные разделы и целевые ориентиры организации работы по семьеведению, формированию у детей положительного отношения к своей семье. В данной программе представлены четыре ключевых блока:

1) знания о семье (изучение состава семьи; выделение многоролевого поведения каждого члена семьи (мужчина – папа, дедушка, сын, брат; женщина – мама, бабушка, дочь, сестра); определение взаимоотношений детей в семье (играют, помогают взрослым, дружат, поддерживают друг друга, заботятся друг о друге); выделение типов семей (многодетная, однодетная, полная, неполная); моя будущая семья (счастливая, дружная, любящая, здоровая; знакомство со знаменитыми семьями России.);

2) знание о самом себе (знание имени, фамилии, отчества, возраста; любимые игры в «Семью» и роли в них (папа/мама, сын/дочь, старший(ая) или младший(ая) брат/сестра, дядя/тетя); будущие семейные роли – папа/мам, дядя/тетя);

3) знание о маме и папе (мама и папа – члены семьи; мама – заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, вежливая, ответственная, альтруистичная и уделяющая детям много времени; папа – сильный, мужественный, трудолюбивый, заботливый, серьезный, успешный и обеспечивает материальное благополучие семьи и т.п.);

4) знание об особенностях мамы и папы девочки и мальчика (мама – женщина, папа – мужчина, ребенок – мальчик или девочка; различия по внешнему виду и видам деятельности (мужчины как отца, женщины как матери): спорт, труд, отдых; качества мужчин и женщин) [7-9].

На основе анализа всех выше указанных программ [4-7] можно выделить основные целевые ориентиры и критерии для определения сформированности у дошкольника уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье:

– ребенок уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек;

– ребенок понимает родственные отношения (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница), называет слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка);

– ребенок проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям;

– ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких друзей, уважительное отношение к членам своей семьи, старается радовать старших своими хорошими поступками;

– ребенок готов или стремиться проявлять свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности;

– ребенок проявляет интерес и уважение к профессиональной деятельности своих родителей, проявляет любовь к родителям и интересуется жизнью семьи и т.д.

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики, следует отметить, что в настоящее время накоплен опыт формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе и своей семье, использования эффективных средств и методов воспитания уважительного отношения к своим родственникам.

Таким образом, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста актуальная задача в области дошкольного образования, которая отражена в современных программно-методических документах и ФГОС. Система отношений ребенка-дошкольника с миром весьма разнообразна и сложна, поэтому в условиях современного детского сада необходима многоуровневая работа: 1) формирование у детей знаний о своей семье, родственных отношениях, семейных традициях и родословной; 2) вовлечение родителей в совместную детско-родительскую культурно-досуговую и проектную деятельность, повышение педагогической и общей культуры родителей как внутри детского сада, так и за его пределами; 3) обновление развивающей предметно-пространственной среды и усиление социального партнерства с учреждениями культурно-массовой или социально-педагогической среды для консолидации усилий по приобщению детей к семейным ценностям, сближению детей с родителями, бабушками и дедушками.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL : www.consultant.ru

  2. Кондрашова, Н.В. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредствомнародных сказок / Н.В. Кондрашова, М.О. Шорчева // Концепт. – 2014. – № 4. – URL: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm

  3. Кондрашова, Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н.В. Кондрашова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. – № 7 (81). – URL: http://ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.

  1. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

  2. Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2007. – 121 с.

  3. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования : автореферат дисс… д-ра пед. наук / Л.В. Коломийченко. – Челябинск – 2008. – 43 с.

  4. Сергеева, Р.Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р.Н. Сергеева, В.Э. Головенко, Л.В. Гильманова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: Асгард, 2015. – URL http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/

Просмотров работы: 4479