Наиболее яркое отражение использования земли нашло себя в сельском хозяйстве. Развитие сельского хозяйства во многом зависит от эффективности государственного регулирования, которое вытекает из основных принципов и направлений аграрной политики, применяемой в отношении аграрного сектора экономики властными структурами федерального, регионального и муниципального уровней.
Государственная аграрная политика, официально узаконенная на федеральном уровне, и является основой для всех органов власти, в отношении сельского хозяйства страны. Однако региональная политика является наиболее слабым звеном в аграрной политике нашей страны, что, несомненно, ставит под удар наш природно-ресурсный и социально-экономический потенциал.
Кроме того, государственная аграрная политика, несмотря на ее долгосрочный характер, в периоды существенной трансформации внешних условий, прежде всего, связанных с глобальными процессами в мировой экономике, нуждается в корректировке.
В настоящее время Российская Федерация и ее аграрный сектор находятся на новом этапе глобализации мировых хозяйственных связей, в связи с присоединением страны к Всемирной Торговой Организации (ВТО).
ВТО — это всемирная торговая организация, регулирующая товарооборот между странами-участниками. Вступление в организацию нового государства возможно с разрешения всех её членов. В ВТО не могут входить страны, к которым применена поправка Джэксона-Веника, что определяет экономику данного государства, как не рыночную.
Функционирование сельского хозяйства в условиях ВТО обусловлено многочисленными требованиями и правилами этой международной организации, что вызывает необходимость реализации согласованной с ними аграрной политики.
Можно выделить несколько задач исполнительной власти Российской Федерации в части региональной аграрной политики для обеспечения ее развития в целом.
Итак, первая задача, она же приоритетная, обеспечение размещения и территориальная специализация сельскохозяйственного производства в соответствии с региональными условиями и особенностями ведения сельского хозяйства с целью получения максимального экономического и социального эффекта от этих мер.
Второй задачей является обеспечение эффективного и справедливого межрегионального обмена сырьем и продовольствием, сельскохозяйственной продукцией не ущемляющего экономические интересы и социальные права жителей страны, как в районах производства, так и в районах их потребления.
Третей задачей является преодоление неоднородности регионов РФ по уровню экономического развития сельского хозяйства и связанной с этим явлением резкой дифференциацией уровня жизни сельского населения.
Четвертой задача, состоит в создание предпосылок для выхода из состояния кризиса депрессивных сельских территорий, имеющие особую значимость для экономики страны.
Основное место в стратегии функционирования сельского хозяйства России в рамках Всемирной Торговой Организации, занимает резкое расширение сельскохозяйственного экспорта.
Однако сочетание внешних и внутренних условий производства сельскохозяйственной продукции в регионах с низкими рентными возможностями сделает ее неконкурентоспособной без существенной бюджетной поддержки со стороны государства. В связи с этим распределение объема поддержки сельского хозяйства между субъектами Российской Федерации с требованиями ВТО, должен учитывать размеры потенциального дифференциального рентного дохода в каждом из них.
Как показали исследования, в новых условиях возрастает актуальность более широкого использования механизма партнерства в сфере АПК, в рамках такого механизма государство может брать на себя финансирование расходов при реализации инвестиционных проектов, не ограниченных условиями ВТО.
Однако присоединение к ВТО требует кардинального пересмотра инвестиционной политики в АПК, что связано, как с возникающими новыми возможностями, так и ограничениями, накладываемыми требованиями Всемирной Торговой Организации.
Инвестиционная политика регионов должна различаться в зависимости от их рентного потенциала, в субъектах Российской Федерации с высокими рентными возможностями потребуется меньшая бюджетная поддержка инвестиционного процесса, а основная тяжесть инвестирования в основной капитал ложится на бизнес. А в регионах со сложными и экстремальными условиями аграрного производства потребуется массированная бюджетная поддержка инвестиционного процесса вплоть до государственных капитальных вложений.
Инвестиционная политика государства на уровне федерального центра и регионов должна предусматривать поддержку инновационных проектов, обеспечивающих техническую и технологическую модернизацию аграрного сектора экономики, в таком случае будет дополнительная доходность инвестиций в виде инновационной ренты.
Присоединение России к ВТО дает определенный шанс для изменения бюджетной составляющей региональной аграрной политики и трансформации направлений субсидирования в целях формирования единой системы регионов.