ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО

Гизатуллина Г.Р. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что телевидение представляет собой эффективный механизм управления человеком, а дети являются наиболее зависимыми от получаемых сообщений. И взрослый с уже сложившейся психикой, и ребенок в равной степени подвергаются воздействию информации, транслируемой с экранов телевизоров. Но если взрослый человек, опираясь на свое мировосприятие, ценностные установки и выработанные жизненные ориентиры, еще как-то может оградить себя от навязываемых стереотипов поведения, общения, стиля жизни, игнорируя поступающую информацию, критически относясь к ней или просто отказавшись от просмотра сомнительных программ и мультфильмов, то ребенок в данной ситуации оказывается беспомощным.

С годами накоплена определенная база в области изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики (О.В. Козачёк, О.А. Воронина, М.И. Медведева, Н.П. Гришеева, В.И. Абраменкова, А.Л. Богатырёва). Ученые отмечают, что у детей дошкольного возраста чрезвычайно развито подражание, через которое развиваются важнейшие механизмы поведения. Дошкольники подражают поведению героев мультфильмов, используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультипликационном кино. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное. Только совокупное действие подражания, заражения и внушения, при котором каждый из данных феноменов исполняет свою роль, обеспечивает все многообразие вариантов этих отношений и складывается в единый общий механизм формирования ребенка [4] .

Решение проблемы отражаемых в мультфильмах трансформированных образов мужчины и женщины становится все более актуальной в условиях современной неоднозначной психо-сексуальной культуры. В системе дифференциации половых ролей произошли изменения, которые привели к ломке традиционных гендерных стереотипов и частичному оформлению новых культурных идеалов мужественности и женственности.

Наборы мужских и женских качеств более не противоречат друг другу, между ними почти нет границ, они взаимопереходят и обогащают друг друга. Происходит смещение ролей и гендерных установок, традиционно закрепленных за мужчиной и женщиной. Все больше набирает силу тенденция соревнования женщины с мужчиной, отстаивание ей своей независимости и самостоятельности. По существу, это равноправие сводится к тому, что женщина за образец для подражания берет мужскую модель поведения. А в некоторых семьях мужчины, наряду с работой по обслуживанию домашней техники, берут на себя чаще всего воспитание детей – традиционное занятие женщины.

Все чаще можно наблюдать наличие традиционных мужских качеств, таких как самостоятельность, независимость, склонность к риску, выполнение «тяжелых» видов работ и в поведении женщин, а также типично женских качеств (инфантильность, эмоциональность, чувствительность и т.п.) в мужском образе. Данную тенденцию можно наблюдать как в реальном поведении людей, так и в образах современной культуры, отраженных в СМИ, на телевидении в рекламе, фильмах и мультфильмах, в литературе.

Цель данной статьи – обосновать влияние мультипликационного кино на гендерное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым прямым образом вплетена полоролевая дифференциация. Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, половую социализацию и развития самосознания. Все или почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными, и в реальной жизни ребенок развивается, осознает себя как представитель определенного пола. Исходя из этого, женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста [4].

Целью полоролевого воспитания в отечественной педагогике традиционно считается формирование маскулинных качеств (мужественность, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представителям женского пола) у мальчиков, фемининных (женственность, заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов) – у девочек (В.В. Абраменкова, Д.А. Колесов, Т.А. Репина, Н.К. Ледовских и др.).

Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерной социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин [1].

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде женских и мужских образов, из которых потом строится его модель мира. Глядя на стереотипы «мультгероинь», девочки впитывают особенности женского поведения. У мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, который они будут потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. В современном мультипликационном кино зачастую образ женщины, ранее романтичный и загадочный, наделяется чертами физиологичности и жестокости. Попутно высмеиваются традиционные для российских женщин качества, которые прославлялись в советских старых мультфильмах: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также можно отметить у некоторых героев неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье – родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах такими чертами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать.

Нравственные эталоны и ценности, образы женственности и мужественности подменяются грубостью, жестокостью, стиранием границ между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Эта двойственная позиция требует дальнейшего, более тщательного изучения [2].

Нами было проведено диагностическое исследование по выявлению представлений детей 5-6 лет о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола (диагностическая методика А.М. Щетининой, О.И. Ивановой)

Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком и состояла из двух блоков вопросов. Цель первого блока – выявить представления ребенка о своем образе "Я-мальчик" или "Я-девочка" и особенности идентификации ребенка со своим полом, о позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок был направлен на выявление представлений ребенка о своей настоящей половой роли.

Детям были заданы следующие вопросы:

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка )?

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен, задаются уточняющие вопросы: Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?

8. Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь?

9. Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей мужем или женой, папой или мамой?

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?

12. Каким бы ты хотел (а) стать мужчиной (женщиной)?

13. Каким бы ты хотел (а) стать папой (мамой)?

В результате беседы были выявлены следующие результаты.Книзкому уровню было отнесено 37% ответов детей. О данном уровне свидетельствовали неустойчивость пола, его обратимость (ребенок допускает возможность превращения мальчика в девочку и наоборот); эмоционально нестабильное отношение к себе, оценка себя как не очень хорошего или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.

При среднем уровне (43%) дети понимали, что пол необратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивали себя в целом положительно, считая плохими лишь отдельные свои качества, если таковыми их считают другие; знали, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляли их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называли некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.

О высоком уровне (20%) свидетельствовали понимание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и к выполнению своих полоролевых функций в семье; представление об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы и проведенного диагностического исследования были разработаны рекомендации по подбору мультфильмов для родителей и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. В общем виде ряд предлагаемых рекомендаций выглядит следующим образом:

– определение основных целей и задач по формированию представлений о гендерном поведении у детей дошкольного возраста;

– организация досуговых мероприятий;

– контроль и наблюдение за просмотром детьми мультфильмов;

– подбор мультипликационного кино, соответствующего целям и задачам гендерного воспитания;

– совместный просмотр мультфильмов с разъяснительными беседами и замечаниями;

– закрепление демонстрируемых образов в семейно-бытовой культуре.

Литература:

  1. Козачёк, О.В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О.В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73.

  2. Абраменкова, В.И. Дети и телевизионный экран / В.И. Абраменкова, А.Л. Богатырева // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 28–31.

  3. Гришаева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников /Н.П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 8. – С. 75–76.

  4. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: / Н.Е. Татринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 27 с.

Просмотров работы: 903