На сегодняшний день в начальной школе сложилась ситуация, когда большая часть учебной информации, предложенной в учебниках, предварительно подробно излагается и объясняется учителем, а затем для закрепления сведений школьники еще раз прочитывают текст. Это приводит к тому, что обучающиеся привыкают получать знания с помощью учителя, а не извлекать их самостоятельно в результате работы с учебной книгой [2, c.46].
Не менее значительная роль в овладении умением осуществлять поиск, обработку и преобразование необходимой информации приходится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с естественно – научными текстами учебника. Одна из особенностей, что отличает их от художественных текстов то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, определения, нет сюжета, ролей.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкий обзор природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В средней и старшей школе этот преобразование необходимой информации приходится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с естественно – научными текстами учебника. Одна из особенностей, что отличает их от художественных текстов то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, определения, нет сюжета, ролей.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкий обзор природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В средней и старшей школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Многие из перечисленных дисциплин описаны естественно - научным языком, который, несомненно, учащиеся будут учиться читать, анализировать и преобразовывать. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основу умений работать с текстами, содержащими такую информацию и преобразовывать ее.
Согласно точке зрения Н.А. Ипполитовой [3, c.18 ], В.И. Капинос [4, c. 84], Е.В. Бунеевой [5, c. 14 ] и др., при восприятии и понимании естественнонаучного текста младшими школьниками значимы следующие умения: умение отличать естественно - научный текст от художественных и деловых текстов, выделять ключевые слова, определять тему, главную и второстепенную информацию, понимать основную мысль, делить текст на части и абзацы, составлять вопросы к тексту, план и графическую схему текста, пересказывать (подробно и сжато) текст. Безусловно, данные умения формируются на таких уроках как: русский язык и литературное чтение при обращении к тексту. Тем не менее, научный текст имеет свои особенности и свою специфику особенно на уроке по предмету «Окружающий мир». Таким образом, необходимо определить, как на таких уроках ведется работа именно с естественно - научным текстом [6, с. 150].
Поэтому мы обратились к анализу школьных программ и пришли к выводу, что необходимо специальное обучение школьников работе с естественно - научным текстом, формирование у них умений по восприятию такого вида текста.
Из содержания ФГОС НОО выделим планируемые результаты освоения программ, в которых уделяется особое внимание умениям смыслового чтения при работе с текстом, которые формируются в результате изучения курса окружающий мир:
Знать цель чтения и понимать прочитанное в тексте.
Находить факты, извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Переводить информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста,таблицы,схемы.
Читать вслух и про себя тексты учебных книг и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; задавать вопросы к тексту и находить ответы; проверять правильность своих ответов).
Отделять известную информацию от новой.
Выделять главное в тексте и определять центральную мысль.
Обратим особое внимание на пункты 3 и 4, так как такое преобразование предполагает построение моделей.
О моделировании упоминается в примерной образовательной программе по окружающему миру. Оно выступает как планируемые результаты, такие как: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
В современное время в учебном процессе современной школы широко используется метод моделирования. Работа с моделями является неотъемлемой частью многих занятий на уроках: математики, информатики, русского языка, окружающего мира и других. На уроках окружающего мира педагог активно систематически использует учебные модели, для того, чтобы придать общим свойствам любого явления материальную форму. Такая форма облегчит дальнейшее понимание, а затем и преобразование изучаемого объекта. Среди моделей встречаются: наглядные информационные модели (рисунок, изображения, фотографии); смешанные информационные модели (таблицы, схемы, графы, карты); дескриптивные информационные модели (математические модели, алгоритмы). При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста таблицы, схемы, переводить информацию из одного вида в другой, выбирая наиболее удобный вид.
О применении моделирования говорится в работах Д.Б. Давыдова и А.Ч. Варданяна, З.Д. Гольдина. Научное обоснование дано в трудах П.Я. Гальперина. В концепциях названных ученых основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами работы с учебным материалом с помощью моделирования. «Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я. Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования деятельности ребенка. Такие важные положения, как требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании, применимы и в решении задач начального обучения»[7, с. 116].
Также этой проблеме уделяют внимание следующие педагоги: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие, которые говорят о том, что в основе метода моделирования лежит принцип замещения: т. е дети младшего школьного возраста производят замену реального предмета или текста его изображением или каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – упростить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Если эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта, то в результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
С введением ФГОС НОО одним из обязательных форм работы по предмету стали проекты. При реализации любого проекта по предмету «Окружающий мир» дети младшего школьного возраста сталкиваются с исследованием и необходимостью преобразования первичной информации по теме исследования. Для этого у них должны быть сформирование определенные УУД, в том числе умение моделировать [8].
Однако возникает противоречие, которое заключается в том, что у детей младшего школьного возникают затруднения при работе с моделями, вследствие того, что они не понимают норм и правил их составления, так как не принимали участия в этом процессе, а только получали образцы или шаблоны, которые заполняли. Работа педагога с учащимися по составлению моделей должна быть целенаправленной и систематической, но на сегодняшний день складывается такая ситуация, что данная работа происходит эпизодически. Потенциал предметов в этой области реализуется не в полном объеме, в частности курса «Окружающий мир», и это выводит нас на проблему исследования: «Каковы особенности реализации процесса формировании у младших школьников умения преобразовывать тексты естественно - научного содержания в модели изучаемых объектов и процессов на уроках окружающего мира?»
Актуальность выявленного противоречия и проблемы определили выбор темыисследования: «Моделирование как метод формирования умений преобразовыватьтексты естественно - научного содержания у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира».
Цель исследования –выявить и теоретически обосновать особенностииспользования моделирования для формирования у детей младшего школьного возраста умения преобразовывать тексты естественно - научного содержания на уроках окружающего мира, разработать комплекс заданий, нацеленный на формирование данного умения.
Объект исследования –процесс преобразования текстов естественно-научногосодержания при помощи метода моделирование у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования –особенности организации работы с детьми младшегошкольного возраста при использовании моделирования как метода формирования умения преобразовывать тексты естественно - научного содержания на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятий «естественно – научный текст», «преобразование тексов» на основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Описать моделирование как метод преобразования текстов.
3. Выявить особенности использования моделирования как метода для формирования у детей младшего школьного возраста умения преобразовывать тексты естественно - научного содержания.
4. Составить комплекс заданий, направленных на формирование умений преобразовывать тексты естественно - научного содержания с помощью моделирования.
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что моделирование является одним из методов работы по формированию умения преобразовывать тексты.
Так же выявили, что для преобразования текста в модель необходимо произвести качественное прочтение, предложенной в тексте информации. Основной подход к формированию качественного чтения у младших школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте, который реализуется через смысловое чтение.
В результате изучения психолого–педагогической литературы сделали вывод о том, что моделирование – это метод который позволяет рассмотреть и понять различные объекты процессы и явления с различных сторон, построить связи между ними, а значит хорошо подходит для изучения тем по предмету окружающий мир в начальных классах.
Определили, что при формировании умений преобразовывать тексты естественно - научного содержания необходимо обратить внимание на следующие особенности:
учитывать возрастные особенности обучающихся.
учитывать информативность, занимательность и познавательность текстов, т.е. использовать все виды заданий (предтекстовые, притекстовые, послетекстовые);
использовать приемы смыслового чтения; учить различным видам чтения.
необходимость целенаправленной работы по моделированию, иначе данный метод не будет столь эффективен.
следует обучить школьников этапам построения модели, благодаря этому учащиеся смогут самостоятельно, без помощи учителя, строить модели.
создание, совместно с классом, единой базы условных знаков.
Для выявления уровня сформированности умений преобразовывать естественнонаучные тексты в модель у обучающихся 3 класса был подобран диагностический инструментарий (см. табл 1).
Для работы с учащимися были использованы следующие методики:
методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной);
методика «Выделение существенных признаков» (С.Я.Рубинштейн);
методика «Пиктограмма» (А. Р. Лурия ).
При проведении диагностики учащихся мы выяснили, что у разных учеников сформированность умений преобразовывать тексты естественно – научного содержания в модели различна.
Анализ литературы и методик по теме исследования позволил выделить уровни сформированности у младших школьников умений преобразовывать тексты естественно
– научного содержания в модели на уроках окружающего мира.
Результаты проведенных диагностик, позволили выявить уровень сформированности по использованию моделирования для преобразования текстов естественно – научного содержания на уроках окружающего мира. Можно сделать вывод, что большинство учащихся класса имеют средний уровень сформированности умений. Так же результаты диагностик показывают, что приблизительно четверть учащихся класса (25%) показывают низкий уровень сформированности умений преобразовывать тексты естественно – научного содержания.
На полученные результаты влияет то, что в учебно-методическом комплексе недостаточно заданий направленных на формирование умения преобразовывать тексты естественно - научного содержания в модели.
Таблица 1 Критерии сформированности умений младших школьников
преобразовывать тексты естественнонаучного содержания в модели
Критерий |
Показатель |
Уровни |
Диагностический |
материал |
|||
Сформиро- |
Умение |
Высокий: могут выделять в тексте |
Выделение |
ванность |
выделять |
ключевые слова, главную и |
существенных |
смысловог |
ключевые слова |
второстепенную информацию. Умеют |
признаков» С. Я. |
о чтения |
в тексте, главную |
определять тему и понимают основную |
Рубинштейн |
и |
мысль. |
||
второстепенную |
Средний: выделяют главную и |
||
информацию. |
второстепенную информацию. Могут |
||
Умение |
определять основную мысль. |
||
Низкий: неверно выделяют ключевые |
|||
определять тему |
слова, главную и второстепенную |
||
и понимать |
информацию. Неточно определяют тему и |
||
основную мысль |
основную мысль. |
||
Сформиро- |
Умение |
Высокий: все рисунки соответствуют |
«Пиктограмма» (по |
ванность |
кодировать и |
смыслу заданного слова, носят |
А.Р. Лурия) |
умения |
преобразовывать |
обобщенный, учащийся воспроизвел все |
|
моделиров |
информацию, |
слова |
|
ать. |
содержащуюся в |
Средний:рисунки частично соответствуют |
|
тексте |
замыслу, очень конкретны и с большой |
||
степенью детализации, слова учащийся |
|||
воспроизвел все или частично. |
|||
Низкий: рисунки не соответствуют смыслу |
|||
заданного слова, подробны и конкретны, |
|||
не обобщены, отчетливо прослеживается |
|||
однообразие; слова воспроизведены |
|||
частично или не воспроизведены совсем. |
|||
Умение |
Высокий: Выделяют смысловые единицы |
«Нахождение схем к |
|
соотносить |
текста , отношения между ними и находят |
задачам» (по А.Н. |
|
информацию, |
среди данных схем соответствующую. |
Рябинкиной) |
|
выраженную в |
Средний: Выделяют смысловые единицы |
||
тексте с моделью |
текста, но находят в данных схемах их |
||
части, соответствующие смысловым |
|||
единицам. |
|||
Ниже среднего: Не умеют выделять |
|||
ключевую информацию; не |
|||
идентифицируют соответствющую схему. |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что учащиеся частично умеют преобразовывать информацию, но не хватает целенаправленной работы для совершенствования этих умений.
Для следующего этапа реализации опытно исследовательской работы нами был разработан комплекс заданий направленных на формирование умений детей младшего школьного возраста преобразовывать тексты естественно – научного содержания в модели.
При составлении комплекса заданий мы опирались на создание таких универсальных заданий и упражнений, которые можно будет использовать на каждом уроке, по любой теме. В основу комплекса легли задания из учебника по предмету окружающий мир, которые были переработаны таким образом, что бы выполняя их, учащиеся строили модели (заполняли таблица, делали зарисовки, составляли схемы и др.).
Комплекс заданий создавался на основе учебника: Окружающий мир. 3 класс. Автор А.А. Плешаков Использовался раздел «Наша безопасность». В рабочей программе учителя на этот раздел выделено 6 часов. Так же для изучения данного раздела в рабочей программе представлены такие темы: «Огонь, вода и газ», «Чтобы путь был счастливым», «Дорожные знаки», «Опасные места», «Природа и наша безопасность», «Экологическая безопасность».
Комплекс состоит из заданий, направленных на:
определение темы и выделение основной мысли;
выделение ключевых слов в тексте, главной и второстепенной информации, выделение нового;
определение последовательности;
кодирование и преобразования информации, содержащейся в тексте;
составление таблиц;
использование готовых моделей, для составления моделей по образцу;
соотнесение модели с информацией, выраженной в тексте;
описание на основе иллюстрации или предложенного плана изученных объектов или явлений.
Перед работой с такими заданиями учителю начальных классов вместе с обучающимися необходимо выявить алгоритм построения моделей при преобразовании текста, который можно записать в тетради как памятку. Такой алгоритм можно составить c помощью различных приемов. Например «мозговой штурм». Так же можно предложить школьникам поработать в группах и после презентации выбрать более подходящий алгоритм.
Так же важно, чтобы обучающиеся знали, каким образом будут оцениваться их работы, поэтому таким же образом, под руководством учителя, школьники могут составить критерии оценивания моделей.
Все представленные задания в комплексе могут быть использованы как на этапе изучения нового, так и при закреплении и контроле знаний. Так же задания могут быть адаптированы для изучения различных тем по предмету окружающий мир.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 / [Текст] / - 5 е изд., перераб. - М.: Просвящение,2011. - С.54.
Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа до и после [Текст] / Н.А. Ипполитова —1999. — № 5. — С. 16—23.
Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Книга для учителя [Текст] / В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994.– 196 с
Бунеева, Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? [Текст] /Е.В. Бунеева // Русский язык в школе.- 1995. - №6. - С.11 – 18
Храмкова Е. Ю. Работа с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс "Школа 2100") [Текст] / Е.Ю. Храмкова // Вестник ЧГПУ. 2011. №1 С.149-155.
7. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В.В. Давыдов.- М.: Просвещение, 1992.- 235с.
8. Арасланова А.А., Березина Г.А. Учебные проекты как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / А.А. Арасланова, Г.А. Березина//Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 54-58.