Цель исследования: анализ деятельности отделения абилитации и оценка эффективности оказания абилитационной помощи детям первых трех лет жизни.
База исследования: Санкт-Петербургская детская городская поликлиника №30. Для проведения исследования была разработана специальная карта изучения ребенка, на которую выкопировывались сведения из медицинской документации (объем наблюдений - 50 единиц). Также был проведен хронометраж рабочего времени педиатра развития данного отделения (в течение 20 рабочих дней). В исследовании применялся и социологический метод (было проанкетировано 70 родителей детей с ограниченными возможностями).
Для оценки эффективности оказания абилитационной помощи детям первых трех лет жизни был проведен анализ деятельности и изучена структура работы абилитационного отделения. Основной задачей отделения абилитации является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям и их семьям, максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями в познавательной области развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование и игру), в социальной области (навыки социального взаимодействия с родителями, с другими людьми, понимание и выражение эмоций), в развитии навыков коммуникации, в частности речи (альтернативные способы коммуникации).
Анализ работы отделения показал, что в динамике число посещений к педиатру развития постоянно увеличивается (за период с 2012 по 2014 гг. темп прироста составил 14,7%). В структуре этих посещений 40,3% приходится на первичные; 38,2% - на консультативные; 21,5% - на посещения, во время которых проводились индивидуальные или групповые занятия с детьми.
При утверждении индивидуальной программы абилитации в каждом конкретном случае учитывается, в первую очередь, характер патологии ребенка и степень выраженности ограничений его жизнедеятельности. За 2012-2014 г среди обратившихся в отделение детей были выявлены следующие нарушения развития. У 25,3% имела место неврологическая патология, включая перинатальную энцефалопатию, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психомоторного развития, детский церебральный паралич, эпилепсию, синдром Дауна и органическое поражение нервной системы. У каждого пятого ребенка имелась соматическая патология (19%). У каждого десятого пациента (12,6%) была выявлена ортопедическая патология (косолапость, плоскостопие, нарушение осанки, кривошея). У 6,6% детей выявлена патология зрительного аппарата, в том числе ограничение полей зрения, астигматизм, атрофия зрительных нервов, врожденные аномалии глаз. В меньшем проценте случаев выявлялись другие заболевания. Каждый третий ребенок был соматически здоров (целью их посещений была подготовка к детскому саду, а также в эту группу входили дети с задержкой речевого развития).
В отделении абилитации были уточнены диагнозы направления и установлено следующее. У почти половины наблюдавшихся детей имела место задержка речевого развития, у трети детей выявлен синдром двигательных нарушений, у каждого пятого ребенка имелось два и более заболеваний. Педиатр развития выявил следующие функциональные нарушения. Наиболее частым является несоответствие возрастной норме по навыкам мелкой моторики, что имело место у 76% находившихся под наблюдением детей. Более чем в трети случаев отмечалось наличие трудностей с установлением контактов (36,3%) и отставание в игровых навыках (36,1%).
Известно, что уровень развития ребенка во многом определяется уровнем его контакта (взаимодействия) с родителями (в первую очередь, матерями). Проведенный анализ результатов тестирования по специальным методикам показал, что полное взаимопонимание и взаимодействие имело место только чуть более чем в половине случаев (55,2%). В остальных же, уровень этого взаимодействия отличался от оптимального (в сторону либо чрезмерной опеки, либо недостаточного внимания к ребенку), в т.ч. в каждом десятом случае поведение матерей по отношению к ребенку можно охарактеризовать как «холодное».
В ходе исследования была дана характеристика поведенческого фактора у детей. Доля гиперактивных детей составила 36%. Каждый третий ребенок (30%) был пассивен.
В работе был проведен хронометраж рабочего времени педиатра развития. Рабочее время специалистов отделения распределяется на ведение практической работы с семьями и детьми и организационно-методическую деятельность. Практическая работа с семьями и детьми предполагает проведение консультаций, первичных приемов, индивидуальных и групповых занятий. Общая длительность приема педиатра составила 2417 минут. Согласно существующим нормативам количество времени на одного специалиста, работающего на полную ставку, не должно превышать 20 часов в неделю. Сопоставление нормативной и реальной длительности приема показало, что в среднем врач «перерабатывает» 17 минут.
33,3% общей продолжительности приема составляет время консультаций (804 минуты), время индивидуальных и групповых занятий - 1613 минут (66,7%). Длительность последних отличалась в разных группах детей. Наиболее длительными были занятия в группе детей по подготовке к детскому саду (в среднем 60,6 минут). Среди детей с наличием различных патологических состояний продолжительность занятий была максимальной у детей с наличием двух и более заболеваний (в среднем 50,3 мин.) и с синдромом двигательных нарушений (49,9 мин.). Далее по продолжительности занятий следуют дети с синдромом дефицита внимания (46,3 мин.) и задержкой речевого развития (42,9 мин.).
Анкетирование родителей (которое проводилось не только в базовой, но и в других детских поликлиниках, не имеющих отделений абилитации) показало, что их информированность в вопросах абилитации находится на недостаточном уровне. Треть опрошенных не знала, что обозначает термин «абилитационная помощь» (33,3%). В отделении абилитации получали помощь всего 7,6% детей. Нельзя не отметить также, что значительная часть (64,2%) опрошенных родителей прибегала к платным услугам для проведения реабилитации детей. В частности, на это указали все родители детей с диагнозом аутизма и около половины – с диагнозами детского церебрального паралича, синдромом Дауна, задержкой психического развития.
Критериями эффективности работы абилитационного отделения являются улучшение двигательных навыков, совершенствование крупной и мелкой моторики, профилактика вторичных осложнений (контрактуры, скелетные деформации), повышение двигательной активности, стремление к действиям, появление мотивации, улучшение эмоционального фона, улучшение взаимодействия «Мать – Дитя», улучшение коммуникативных навыков, улучшение психологической обстановки в семье. Результаты работы отделения абилитации подтверждают эффективность данной организационной формы. Комплексный подход специалистов отделения позволяет добиться улучшения состояния у 98% детей. Ухудшение в состоянии (0,8%) отмечалось у детей, имеющих прогрессирующие заболевания (тяжелое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, множественные нарушения) и вызвано течением болезни. Отсутствие динамики (1,2%) наблюдалось в случае нерегулярного посещения занятий на отделении. Данные случаи относятся к семьям с выраженными социальными проблемами.
Таким образом, в условиях перехода на новые критерии живорожденности и увеличения числа детей, родившихся с глубокой степенью недоношенности, очевидна необходимость широкого развития в системе детского здравоохранения различных организационных структур, ориентированных на раннее выявление не только органических, но и функциональных нарушений, а также их своевременную коррекцию.Программа раннего вмешательства, включающая комплекс абилитационных мероприятий, может быть успешно проведена в условиях отделения абилитации детской поликлиники. Для повышения абилитационной информированности родителей следует размещать информацию об отделении абилитации в дошкольных образовательных учреждениях, Школах здоровья, женских консультациях. Необходимо организовать и включить в систему абилитационной помощи психолого-патронажную службу с беременными женщинами из групп медицинского и социального риска. Начиная с родильного дома, необходимо своевременно оказывать психолого-медицинскую помощь семье при рождении ребенка с нарушениями в развитии. Необходимо издание соответствующих санитарно-просветительных материалов для родителей и методических материалов для педиатров, освещающих различные аспекты абилитации детей.
Полученные нами данные, касающиеся результата хронометражных исследований, могут быть использованы при планировании и организации работы аналогичных отделений абилитации.
Список использованной литературы.
1. Агапитова, С.Ю. Ежегодный доклад за 2015 год /С.Ю. Агапитова. - СПб., 2016. – 400С.
2. Здравоохранение в России / Федеральная служба государственной статистики. – 2015.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/main/rosstat/ru/statistics/publicaitions/catalog/doc1139919134734.