НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Улучшение качества и эффективности процесса обучения студентов самая основная задача, которую необходимо решать высшему учебному заведению, чтобы его выпускники могли составить конкуренцию среди большого количества профессионалов на рынке труда. Чтобы достичь успеха в решении этой задачи необходимо уделять внимание не только самому учебному процессу, но и системе контроля и оценивания знаний, которая вовлечена в систему обучения и включает в себя как промежуточные проверки знаний, так и экзаменационную сессию.

Всем хорошо известно, что все проверки и контроль знаний студентов призваны обеспечить качество получаемых ими знаний и повысить уровень их развития. На сегодняшний день, функция оценивания, призвана не только выявлять недостатки в знаниях студента, а также она проводит анализ всего образовательного процесса и работу преподавателей в частности. И помогает найти правильный путь для улучшений. Нужно отметить, что мы говорим не столько об изменении самих средств оценивания, хотя многие инструменты и процедуры этого процесса должны улучшаться и меняться, сколько об изменении самих целей оценивания и философии оценки. Оценивание является не подведением итогов, а лишь этапом, после которого будет идти новая ступень развития, на которой произойдет повышение качества образования. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс оценивания необходим не столько для констатации фактов, сколько для поиска улучшений. Из всего выше сказанного следует, что главная задача проведения проверки знаний студентов это повышение качества работы отдельно взятого преподавателя. А значит и повышение эффективности всей учебной системы, в которой находятся оцениваемые люди, и достижение нового уровня работы всей организации в целом.

Как нам хорошо известно, во многих описанных методиках оценивания, да и в жизни очень часто применяют несколько главных этапов контроля. К ним можно смело отнести текущий контроль, промежуточный и итоговый. Каждый из этих видов контроля призван оценить достижения учащихся разных целей (здесь и критическое мышление, и умение решать поставленные задачи, и умение обращаться с техникой и оборудованием, и т.д.), свои временные рамки и свои способы и средства (написание рефератов, статей и эссе; групповая работа и обмен опытом; защита отчетов по практике и лабораторным; сдача зачетов и экзамена и многое другое). Все эти проверки имеют свою степень объективности, проверяют качество усвоенного материала с разных сторон и несут различное психологическое и воспитательное значение. Для того чтобы улучшить качество проверки знаний студентов необходимо использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя, проверенные годами методы, но и вносить новые технологии, вводить авторские идеи. Нельзя сказать что классические формы проверки знания так уж плохи, но с развитием в области науки они требуют доработки, что бы объединить в себе контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Существующая сегодня в вузах система призвана контролировать лишь уровень получаемых учащимися знаний и способность их воспроизводить, однако это не нравится большей части студентов и преподавателей. Необходимо поменять формы контроля и самоконтроля и переориентировать их на умение студента самостоятельно получить нужное ему знание и суметь применить его в нужной ситуации в практической форме. Оценка знаний должна способствовать тому чтобы студенты учились на своих ошибках, могли научиться выделять суть из всего потока получаемых знаний, на основе полученной оценки выявить пробелы в знаниях и увидеть что у них получается, а что нет. Именно оценка лучшее средство преподавателя заставить студента учиться, указать ему правильную мотивацию и сформировать его как личность.

Для этого необходимо выявить те показатели и функции оценки которые покажут учебный процесс со всех сторон, и помогут выявить проблемы на всех уровнях.

Какими же качествами должна обладать система оценивания? Конечно же главные из них – объективность, систематичность, наглядность. Но как бы мы не хотели, по своей сущности, оценка всегда субъективна.

В виду того что современная система оценок не совершенна, ученые во всем мире стремятся улучшить её, сделать более гибкой и совершенной. Примером могут служить попытки в Европе и Америке вовсе отказаться от символьной и цифровой системы оценивания. Так известны попытки внедрения, так называемых диагностических листов, куда вносились словесные описания уровня знаний студентов, мотивы получения этих знаний, и т.д. в Англии имеются специальные «профили», представляющие собой сводную таблицу – матрицу с внесенными тестами и результатами. Отечественные ученые тоже упорно работают над созданием своей системы учета и контроля знаний студентов. Одна из таких систем предполагает двенадцатибальную систему отметок с четким описанием уровней усвоения знаний и особым инструментом подсчета баллов.

Из всего этого видно что ученые не оставляют попыток создания объективной системы контроля и оценивания знаний, однако на их пути еще много проблем как в плане организации так и морально-психологических.

Нынешние преподаватели должны стремится уйти от простого сохранения «объективного знания» и его передачи своим студентам. Они должны заставить учащегося проявить самостоятельность и научить, не бояться инициативы.

Проявленная студентами самостоятельная деятельность будет раскрывать их способности и интересы.

Вся система обучения должна сформировать такую среду, где каждый студент имеет возможность выработать у себя особую компетенцию в знаниях присущую его интеллектуальным и прочим способностям.

Дальнейшие исследования должны помочь выработать методы для развития самооценки студентов, придать занятиям привлекательность, развить творческие способности студентов и активизировать их умственную и мыслительную деятельность.

Литература:

1. Милевич А.С. К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. – С. 61-64;

2. Алексеев Н . Г . Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2.

3. Иванов Д . А . Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.

Просмотров работы: 572