РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Холева А.В. 1, Абрамова М.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. В жизнедеятельности человека наибольшая роль принадлежит зрительному анализатору, так как почти 80% восприятия внешнего мира происходит с помощью зрения. Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения сопровождается снижением двигательной активности, что вызывает у ребенка затруднение в выполнении движений. Такой ребенок несколько отстает в физическом развитии по сравнению со зрячим сверстником. Сложности возникают в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления, это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении.

Наиболее отстающее положение у детей с нарушением зрения отмечается в формировании физических качеств. Достаточно ярко выражены отставания от зрячих сверстников в скоростно-координационных, скоростно-силовых качествах, гибкости, выносливости.

Цель исследования являлось оценить развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить характеристику физического развития детей с нарушением зрения. 2. Исследовать и сравнить развитие физических качеств детей с нарушением зрения и здоровых детей.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрическое исследование. У школьников проводилось измерение длины, массы тела и окружности грудной клетки. Произвели оценку физического развития детей с нарушением зрения младшего школьного возраста. Сравнили с контрольной группой. Для изучения уровня развития физических качеств применяли метод тестирования (прыжок в длину с места, бег 1000м, бег 30 м, поднимание туловища за 30 с., приседания за 1 минуту, наклон вперед сидя, метание в цель с 6 м, челночный бег 3х10)

Анализ полученных результатов исследования проводился с использованием пакета стандартных статистических программ EXCEL – 7.0

Организация исследования проходила на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы № 5» г. Архангельск. В исследовании приняли участие 17 слабовидящих школьника 7-8 лет.

Для исследования оценки физического развития детей 8 лет с нарушением зрения и здоровых детей, были взяты показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные данные проанализированы по центильным таблицам.

Физическое развитие

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ниже среднего

18%

 

Среднее

53%

6%

Выше среднего

18%

53%

Высокое

11%

41%

Полученные данные длины тела детей с нарушением зрения ниже показателей здоровых детей. Так же отмечается незначительно снижение массы тела. Показатели окружности грудной клетки отстают на 4%. Все полученные данные детей с нарушением зрения сравнивались с центильными таблицами, по которым можно сделать вывод, что дети с патологией отстают в физическом развитии.

Физическое качество

Тест

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Сила

Поднимание туловища за 30 с.

19,82

21,35

Прыжок в длину с места

121,11

128,17

Выносливость

Бег 1000 м.

5,35

5,19

Приседания за 1 минуту

30,35

37,05

Скорость

Бег 30 м.

7,11

6,38

Ловкость

Челночный бег 3х10 м.

10,01

9,50

Гибкость

Наклон вперед сидя

3,82

4,70

Сила:

В экспериментальной группе результат в прыжке в длину с места и поднимания туловища за 30 секунд отстает от контрольной. Анализируя данные, мы видим, что разница между группами по подниманию туловища составила 3 раза, в прыжке 7 см.

1,66

 

Выносливость:

Средние показатели теста бег на 1000 метров экспериментальной группы хуже, чем у контрольной. Обусловлено малоподвижностью детей вследствие чего утомление наступает быстрее и идет недоразвитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Частота дыхания повышена, дольше восстанавливаются, это связано с частым переключением на второстепенные объекты и длительного воздействия слуховых раздражителей. На втором графике мы видим, разницу между группами по показателю приседаний за 1 минуту, которая составила 7 раз.

Скорость:

В контрольной группе результат по бегу лучше, чем в экспериментальной. Средние показатели теста бега на 30 метров у экспериментальной группы – 7,11 секунд, а у контрольной – 6,38. Это означает, что дети с нарушением зрения отстают в развитии физического качества, как быстрота, так как движения у них замедленны, неритмичны.

Ловкость

Средний показатель результата по челночному бегу у контрольной группы лучше, чем у экспериментальной. Так как у детей с патологией зрения присутствует несогласованность движений, наблюдается большое мышечное напряжение.

Гибкость:

Средние показатели экспериментальной группы 3,8, а у контрольной составляет – 4.7. Это означает, что дети с депривацией зрения отстают в развитии такого качества, как гибкость.

Вывод:

При сравнении антропометрических и двигательных показателей между здоровыми детьми и детьми с нарушением зрения и выявили, что по этим показателям дети с патологией отстают от своих здоровых сверстников. Это связано с рядом причин, таких как: вторичные заболевания – мышечная слабость, нарушение осанки, плоскостопие; нарушения моторики; повышенное ЧСС; слабость брюшной стенки; а так же от высокой утомляемости, невнимательности, недостаточного понятия выполнения теста, плохой ориентировкой в пространстве, короткой памяти.

Литература

  1. Бастрон О.В., Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ,2007

  2. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.Б.Нарзулаев, И.И.Диамант, Е.В.Ширенкова, Н.Н.Демидко, Г.Н.Лапина.-Томск. :Изд-во ТГПУ,2007.

  3. Теория и организация адаптивной физической культуры. Т.1. Под общей ред.проф. С. П. Евсеева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

  4. Частные методики адаптивной физической культуры. Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.

Просмотров работы: 999