ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ В ГОРОДЕ САМАРА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ В ГОРОДЕ САМАРА.

Елютин Н.В. 1
1ФГБОУВО Самарская государственная сельскохозяйственная академия,ИУТАР,группа-ЛУ141 Самара, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Самара – шестой по величине город в Российской Федерации. Самара стоит на берегу Волги и является административным центром Самарской области. Город располагается в часовом поясе, который опережает московское время на 1 час. Самара заняла лидирующую позицию в рейтинге городов-миллионников по объему торговых площадей. Согласно исследованию компании «Cushman&Wakefield» на 1000 жителей города приходится свыше 550 квадратных метров бутиков, лавок и магазинов

Что мы понимаем, под профессиональными торговыми центрами? Это торговый объект, который обладает определенными характеристиками. В частности, наличие якорных арендаторов, таких как крупные супермаркеты, гипермаркеты, магазины электроники. Атакже наличие крупных федеральных и международных брендов в торговой галерее, а также современные технологии в строительстве и эффективность этажей, правильная организация потоков посетителей и удобства для них. В рейтинге мы рассматривали все города России с населением свыше 100 тысяч человек, в которых присутствуют профессиональные торговые центры. Среди крупнейших в Самаре, о которых имеет смысл говорить, как о профессиональных торговых центрах, это конечно «Мега-Самара», «Гудок», «Амбар», «Вива Лэнд», «Космопорт», «Аврора-Молл».

В городе действительно большое количество торговых центров, но их локализация по областному центру не равномерна, в связи, с чем для местных девелоперов еще остаются ниши, которые следует заполнить торговыми площадями: Надо сказать, что до сих пор в Самаре есть места, которые потребуют дальнейшего наращивания торговых площадей в городе, в угоду того, что география их должна быть распределена по территории города более — менее равномерно. Наиболее проблемным местом в городе был Куйбышевский район, но с вводом «Амбара» эта позиция закрыта, в основном. У нас остается слабо обеспеченной территория Зубчаниновки и выезда из города в сторону Кинеля. Там ближайший магазин - это ТЦ «Вива Лэнд». Не очень хорошо состоят дела районов не центральной части, это поселок Управленческий и Красная Глинка. Там тоже наблюдается недостаток торговых площадей и удаленность от уже существующих площадей. Еще один, самый крупный и самый населенный район, который до сих пор не обеспечен торговыми площадями - это исторический центр города. Как раз вводом «Гудка» эта ниша будет, в основном, закрыта».

Самара и ранее входила в пятерку городов России по объему торговых площадей в городе. В ноябре прошлого года в подобный рейтинг попали Самара и Тольятти. Тогда, по данным брокерской компании JLL и Colliers International, областной центр занял третье место, а Тольятти оказался на пятнадцатом. Первая позиция досталась Краснодару.

Общепринятая практика мерить количество торговых площадей на 1000 жителей на деле не показательна. При общей высокой обеспеченности Самары торговыми площадями рассредоточение этих площадей по городу далеко не равномерное: отдельные районы исторически испытывают дефицит, а строительство в городе новых ЖК порождает новые локации для размещения торговых объектов

Как распределяются торговые площади по городу и, соответственно, между его населением, я решил наглядно представить на карте города Самары, на которую были нанесены действующие торговые центры и новостройки города, находящиеся на средней и высокой стадии готовности.

Новые жилые проекты (а их сегодня насчитывается 34) обозначены на карте оранжевым цветом, торговые центры - зеленым. Зоны влияния последних обозначены разноцветными кругами: светло-красными - зоны покрытия суперокружных ТЦ (30 минут транспортной доступности), зелеными - окружных ТЦ (15 минут транспортной доступности), фиолетовыми - районных ТЦ (15 минут пешеходной доступности).

Итак, зоны покрытия суперокружных торговых центров (согласно классификации) сформированы окружностью транспортной доступности до 30 минут. Как видно по карте, в эти зоны попадает почти весь город. Однако данное торговое покрытие распределяется далеко не равномерно относительно разных районов города. Очевидно, что самыми насыщенными качественными торговыми объектами являются Октябрьский и Советский районы, и особенно зона вдоль Московского шоссе.

По факту же в Самаре есть два района, в которых наблюдается явный дефицит торговых объектов. Это Куйбышевский район и несколько поселков Красноглинского района. Они характеризуются полным отсутствием крупноформатной торговой недвижимости. Самые крупные торговые объекты в этих районах представляют собой либо встройку в жилых домах (площадью до 1,5 тыс. кв. м), либо небольшие (до 3 тыс. кв. м) специализированные магазины: стройматериалы, мебель, авто- и мототехника и т.д. При этом в данных районах проживает значительное число жителей: в Куйбышевском - 79 тыс. человек, в Красноглинском - 83 тыс. человек. Даже по отдельности это больше, чем в центральных районах города (Самарский - 30 тыс. чел., Ленинский - 63 тыс. чел.). Тем не менее количество торговых объектов в этих районах чрезвычайно мало по отношению к количеству жителей.

В первой локации (Красноглинский район в зонах пос. Управленческий и Красная Глинка) из близлежащих мультиформатных ТЦ можно выделить МК «Московский», но он расположен рядом с пос. Мехзавод, который географически удален от остального поселков района, что усугубляется почти полным отсутствием между ними транспортного сообщения (общественного транспорта), здесь есть только один крупный торговый объект, однако специализированный - ТЦ «Красная Горка» (5 тыс. кв. м, Красноглинское шоссе, 10). В Управленческом ситуация с торговыми объектами чуть лучше - есть один техноторговый ТЦ «Серега» (около 3 тыс. кв. м, ул. Сергея Лазо, 24а) и ТЦ «Виктория» (около 2 тыс. кв. м, ул. С. Лазо, 13), в котором сосредоточено более 20 магазинов одежды и промтоваров формата no-name.

Вторая локация - Куйбышевский район. Здесь дефицит качественной торговли ощущается значительнее, а в будущем нехватка торговых площадей может стать даже критичной. В Куйбышевском районе торговые площади представлены лишь отдельно стоящим ТЦ «Орион» (общая площадь - 4500 кв. м, средняя ставка - 500 руб./кв. м/мес.) на Пугачевском тракте (116 км) и комплексом встроенных торговых площадей на Сухой Самарке, на ул. Белорусской, 131, большую часть которых занимает супермаркет «Перекресток». Остальной ритейл - это продуктовые магазины формата no-name, аптеки и магазины сети «Горилка». Большинство предложений представляют собой низкокачественные площади в домах до 1970 года постройки. Исключение составляют лишь встроенные площади на ул. Белорусской на Сухой Самарке (в жилых домах с вводом после 2000 г.), но данные предложения отсутствуют на открытом рынке по причине их высокой востребованности.

Таким образом, при всем многообразии различных торговых центров в городе Самара, их расположение оставляет желать лучшего. Так некоторые районы города просто «усыпаны» торговыми площадями примером этому может служить близость расположения таких ТЦ как ТРК «Космопрот», ТЦ «Южный», ТЦ «Русь», Молл «Аврора «и Молл «Парк Хаус». И даже при такой плотности ТЦ в этих районах они продолжают расти.

Взять, к примеру, ТЦ «Бристоль», который строят на месте бывшей табачной фабрики по адресу: улица Авроры, дом 140. Сам ТЦ представляет собой отдельно стоящее здание, состоящее из двух секций: офисной и торговой.Офисная часть представляет собой 7 этажное здание общей площадью 5900,5 м2. Торговая часть представляет собой 4 этажное здание общей площадью 35294,51м2 (включая подземный паркинг площадью 7266,69 м2). Торговая часть включает в себя 8 кинозалов, боулинг, фудкорт, детский развлекательный центр, 2 гипермаркета, торговые площади под бутики и магазины. Ряд технических решений позволяет располагать открытую парковку на кровле здания площадью 6150,74м2.

По моему мнению, в городе Самара из-за неправильного распределения торговых площадей вытекает множество проблем. Одна проблема — это нехватка таких площадей в некоторых районах города, а другая проблема наоборот их перенасыщенность. Проблемы перенасыщенности можно было бы решить, переоборудовав эти ТЦ в спортивные комплексы, батутные центры и т.д. Ведь городу на самом деле не хватает именно спортивно-оздоровительных центров, стадионов, спортивных площадок. А ведь на носу Чемпионат мира по футболу 2018 года и данная проблема очень актуальна.

Приложение 1.

Список используемой литературы

  1. http://www.malls.ru/

  2. http://progorodsamara.ru/

  3. http://www.livejournal.com/

Просмотров работы: 486