ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЕВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЕВ

Борисова М.А. 1, Волкова Е.М. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия в России активно реализуются крупные, социально значимые проекты в области культуры, направленные на вовлечение широкой аудитории, особенно молодежной, в мир истории и искусства. Это оказывает определенное воздействие на сознание и образ мышления людей, на смену ценностей и приоритетов, что ставит современные музеи в уникальные условия, поскольку они неизменно привлекают туристов, спрос на выставочную продукцию быстро растет, требуется строительство новых музейно-выставочных комплексов, реконструкция старых зданий [1].

Музеи имеют классификацию, которая относит их к определенному типу, профилю, статусу и категории. Тип музея определяется характером его общественного использования, по этому признаку музеи бывают: научно-просветительские, научные и учебные. Профиль музея определяется связью его экспонатов с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью). Основные профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные. Внутри каждой группы происходит дальнейшее уточнение профиля музея, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства.

Современные стандарты архитектурно-художественного проектирования музеев предполагают: учет доступности данной среды для всех категорий посетителей, в том числе и маломобильных; особенностей визуального восприятия и сохранности разного рода экспонатов; создание комфортной среды для посетителей музеев; возможности научной и воспитательной деятельности на их базе; экономической рентабельности такого типа зданий. Все это важно, поскольку уникальные экспонаты могут остаться незамеченными, если их неграмотно представить, долгая и кропотливая работа по сбору материалов выставки может не оправдаться, если пространство музея организовано неправильно, экспозиция может не получить должного эмоционального отклика в душе посетителей.

Архитектурная типология зданий музеев шире, чем их тематическое разнообразие. С этой точки зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости от их профиля, в рамках архитектурного проектирования, они представлены зданиями с сохраняющейся мемориальностью обстановки, зданиями с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиции, новыми зданиями музеев. Типологический ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, диорамы и панорамы. Наиболее значительные в архитектурном отношении - мемориальные комплексы, там создается образ памятника архитектурно-художественными средствами, общепринятое понимание музея как хранителя подлинных экспонатов и место их показа здесь изменено.

Исторические музеи подразделяются на три группы, с точки зрения задач архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими. Учитывая ярко выраженную специфику, музеи науки и техники могут быть выделены по архитектуре в самостоятельную группу. Наибольшее распространение в практике проектирования получили художественные и историко-краеведческие музеи.

Еще в 1957 году архитектор-модернист Ф. Л. Райт, построив музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке, создал новую концепцию представления музейного пространства, заключающуюся в разрыве связи между пространством музея и экспонатом. Прежде возводились музеи, где архитектурно-художественный образ здания отчетливо связывался с функцией музея, использовалась разработанная еще архитектором Лео Фон Кленце концепция, основанная на гармонии «между собраниями и окружающими их формами». Принципиальное отличие концепции музея Ф.Л. Райта в Нью-Йорке заключается в следующем: во-первых, разрывается связь между пространством музея и экспонатом; во-вторых, пространство музея существует вне выставленных работ; в-третьих, разработана идея «пространственной сценографии». В книге «Современные музеи» итальянский теоретик архитектуры Антонело Маротта пишет: «Райт предложил другой способ восприятия музея, в котором пространственная сценография создает открытые отношения между представленными работами и архитектурой, содержащей их. Зрительское восприятие работ меняется. Работы больше не выставляются ни в пространстве музея XIX века, поделенного на категории, ни в нейтральном пространстве, подобном модернистскому белому кубу, начала XX века, но в сложном и четко сформулированном пространстве. Таким образом, архитектор создал иную мифологию музейного пространства, сместил ось интерпретации: пространство музея существует вне выставленных работ, создавая внутреннее противоречие между формой (музеем) и ее содержанием» [2].

Вот еще один вариант современной классификации музеев нового типа (по И.В. Горбунову). 1 тип: Музей – духовный центр, здания такого типа часто претендуют на статус градостроительной доминанты. Пример: галерея Тейт Модерн (рис.1) в Лондоне – реализованный проект архитекторов Херцога и де Миерона, 70-метровая башня из стекла и бетона, пристроенная с юга к основному зданию – реконструированной электростанции стала градостроительной доминантой района. Открытие нового корпуса позволило музею стать одним из самых передовых в мире и сформировать экспозицию современного искусства нового тысячелетия.

2 тип: Демократический музей, в таких зданиях благодаря современным технологиям создаются огромные площади остекления, стирая границы между повседневностью и миром искусства. Пример: музей Мома (рис.2) в Нью-Йорке (США), архитектор Танигучи. Между 54 и 55 улицами Манхэттена находится необычное, залитое естественным светом пространство, границы которого неопределенны. Концепция музея прозрачна, как и сам музей, это Манхэттен в миниатюре – с высотками, выстроенными вокруг центрального парка, с небольшими мостиками со стеклянными парапетами, перекинутыми между пролетами шестого этажа, под потолком атриума.

3 тип: «Стены без музея», архитектура таких музеев претендует на скульптурность, и сама становится основным экспонатом. Пример: здание Музея Гуггенхайма в Бильбао (рис.3), архитектора Фрэнка Гери, 1997 года постройки, расположенное на берегу реки Нервион, которое раньше занимали склады и железнодорожные пути. Здание музея представляет собой стальной каркас, состоящий из широких секций трехметровой решетки с облицовкой, пластичность которой была достигнута сочленением отдельных частей. Тысячи индивидуально выполненных титановых фасадных панелей кажутся свободно парящими и преобразуют архитектурное сооружение в гигантскую скульптуру. В филиале Музея С. Гуггенхайма в Бильбао Ф. Гери продолжил изменять традиционную концепцию Кленце, разрывая уже связь между привычным образом архитектурного объекта в целом и самим человеком, он создал новый образ архитектурного сооружения, образ здания, не похожего «ни на что», в лучших традициях постмодернизма. «С момента создания филиала Музея С. Гуггенхайма в Бильбао началось не только полное обновление пришедшего в упадок бывшего индустриального города, но и новый этап в музейной архитектуре. Со дня открытия и по сей день он остается самой посещаемой в мире точкой культурного туризма в сфере градостроительства и архитектуры» [3].

Здание филиала Музея Гуггенхайма в Бильбао стало настоящим технологическим прорывом и наглядно продемонстрировало потенциал компьютерного проектирования, для расчета конструкций и фасадных поверхностей использовалась программа CATIA (computer aided tree-dimensional interactive application), разработанная для самолетостроения. Таким образом, возможности формообразования при проектировании музеев существенно расширяет использование 3D-моделирования как способа контроля информации при проектировании зданий и сооружений [4]. Средствами информационного моделирования, благодаря принципу творческого самовыражения можно существенно повысить качество проектных работ [5]. Это сегодня очень актуально, поскольку формирование творческих способностей профессионалов в архитектурно-строительной области происходит в инновационной среде обучения [6], частью которой являются компьютерные технологии [7].

Рис.1. Галерея Тейт Модерн. Лондон Рис.2. Музей Мома. Нью-Йорк Рис.3. Музея Гуггенхайма. Бильбао

В традиционном варианте основные виды деятельности музеев определяют объемно-планировочное решение здания. Музей, еще в старых словарях определялся как учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Таким образом, основными видами деятельности музея являются: формирование и хранение коллекций; научно-исследовательская работа; организация постоянной экспозиции; устройство выставок; культурно-просветительская деятельность. Для обслуживания данных процессов, необходимы следующие функциональные блоки, включаемые в здание музея: входная группа помещений; экспозиционная часть; кино-лекционный зал; административные, рабочие и подсобные помещения, библиотека; лаборатории и мастерские; фондохранилища; технические помещения.

В качестве музейных зданий издревле использовались объекты культурного наследия, которые изначально не были предназначены для такой цели, например, Нижегородский государственный художественный музей располагается в доме купца Д. В. Сироткина и Доме военного губернатора [8]. В общей планировке музеев обычно следует избегать непрерывной круговой последовательности залов; лучше всего располагать их так, чтобы был доступ в каждый блок от входа. В стороне от них размещают помещения упаковки, экспедиции, администрации, фотолаборатории, реставрационных мастерских, аудиторий. По такому принципу организован Нижегородский государственный художественный музей, одна из экспозиций которого находится в доме купца Сироткина, где от входа можно попасть в каждый зал музея (рис.4):

Рис. 4. Планы особняка Д.В. Сироткина, авторы братья Веснины. Нижний Новгород. Верхневолжская набережная

Принцип непрерывной круговой последовательности залов можно наблюдать в Британском музее в Лондоне (рис.5). Залы с различными экспозициями располагаются друг за другом вокруг библиотеки, каждый зал, где выставляется экспозиция, оформлен в соответствии с ее тематикой, но для человека достаточно сложно переключать свое внимание на совершенно другую тему и воспринимать новую информацию, сразу переходя из одного зала в другой без какого-либо промежуточного помещения. По такому же принципу построена галерея Уффици во Флоренции (рис.6).

Рис. 5. План Британского музея. Лондон Рис.6. План галереи Уффици. Флоренция

Для крупных музеев наиболее оптимально вертикальное функциональное зонирование: верхние этажи - под экспозицией, сформированной вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала, хранилища, административные помещения, лекционный зал и различные помещения обслуживания - на нижних этажах. При таком решении вестибюль – композиционный узел, с которого начинается развитие пространства по вертикали, где особая роль в формировании внутреннего пространства отводится лестницам, пандусам, коридорам, галереям. Для небольших музеев предпочтительным является горизонтальное функциональное зонирование, когда пространство делят на две части, в одной располагаются служебные помещения (упаковки, экспедиции, администрации, фотолаборатории, реставрационных мастерских, аудиторий), в другой помещения, связанные с экспозицией. Такая композиция здания удобна и в отношении освещения.

Еще в XIX веке распространились две схемы организации внутреннего пространства музеев – радиальная и сегментная. При радиальной схеме в центре находится постоянная экспозиция, по радиусам - отраслевые отделы для специалистов, комнаты для занятий и хранилища. При сегментной схеме музей состоит из нескольких самостоятельных объемно-пространственных элементов, содержащих выставочную зону и помещения для хранения, возводимых поочередно по мере необходимости. В крупных музеях эти элементы могут развиться до отдельных специализированных музеев.

Маршрут осмотра экспозиции может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени – для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения - определяющие моменты в построении композиционных схем зданий музеев. При проектировании требуются разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальным воплощением в натуре. Экспозиция должна обеспечивать удобное обозрение всех экспонатов и не утомлять посетителей, что требует ограничения числа представленных шедевров, свободного их размещения и разнообразия. Примером музея с принудительным маршрутом осмотра является музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Факторами, влияющими на визуальное восприятие, например, картины, являются как физические характеристики произведения, так и способ его показа. Величина экспозиционного зала обычно находится в прямой зависимости от размера произведения искусства. Обычно для удобного просмотра крупной картины зрителю нужно удалиться от нее на расстояние, в 2 раза превышающее ее самый большой размер. Так картина художника К. Е. Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам», размером 698х594 см, экспонируется в специально выстроенном помещении (рис.7), примыкающем к дому Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде [9].

Рис.7. «Воззвание Минина к нижегородцам», художник К. Е. Маковский. Нижегородский государственный художественный музей. Г. Нижний Новгород

Таким образом, к особенностям проектирования музеев можно отнести следующие: создание сложной объемно-планировочной структуры здания в связи с многогранностью деятельности музея; необходимость разработки и учета единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции, ее индивидуальным воплощением в натуре, особенностями ее визуального восприятия; учет принципа максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов и персонала; создание доступной среды для всех категорий граждан, включая и маломобильных [10]; использование инновационных технологий проектирования и строительства, современных строительных и отделочных материалов, соответствующих категории здания и требованиям технического регламента безопасности зданий и сооружений; учет экономической рентабельности сооружения, его экологической безопасности для окружающей среды [11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  
    1. Батюта, Е.М. Особенности архитектурного облика ряда исторических городов России и Западной Европы /Е.М.Батюта //Приволжский научный журнал. -2010. -№ 1 (13).- С.151-156

    2. Marotta, A. Contemporary Museums /A.Marotta. – UK: Skira, 2010. – 351 с.

    3. Шульц, Б. От королевского дворца до здания – аттракциона / Б. Шульц. – Speech: museum. Germany: Dom Publishers, 2013. – 288 с.

    4. Киреева, Е. П. 3D-технологии при проектировании и строительстве зданий и сооружений [Текст] / Е. П. Киреева, Э. Г. Юматова // V Всероссийский фестиваль науки // сборник докладов / Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 – С. 244-247

    5. Трофименко А.А. Принцип творческого самовыражения, как основное условие обучения компьютерной графике в вузе [Текст] / А.А. Трофименко, Е. А. Воевода, Э. Г. Юматова // В сборнике: V Всероссийский фестиваль науки. Сборник докладов. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. – С. 238–241

    6. Волкова, Е.М. Роль графической подготовки в формировании будущего инженера-строителя /Е.М. Волкова, Г.Д. Батюта// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016.- Т. 18.- С. 85-89.

    7. Юматова Э. Г. Формирование информационной среды обучения графическим информационным технологиям студентов специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» [Текст] / Э. Г. Юматова // Приволжский научный журнал/ Нижегор. гос. архитекур.-строит. ун.-т. – Н.Новгород, 2015. – № 3 (35) – С.257–253.

    8. Батюта, Е. М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода. Текст. диссер. на соискание ученой степени канд. архит. в 2 т./ Е.М. Батюта //Нижег.гос. архит.-строит. университет. Науч. руководитель: докт. философ. наук, профессор С.В. Норенков. - Н. Новгород, 2004. - 1 т.-157 с.

    9. Волкова, Е.М. Особенности архитектурного облика исторических городов Поволжья (Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода) / Е.М. Волкова //Приволжский научный журнал, №4(20). Периодическое научное издание. - Н. Новгород, ННГАСУ, 2011. - 286 с., С.147-151, цв. вкл.

    10. Батюта, Г. Д. Доступная архитектурно-строительная среда / Г.Д.Батюта// Студенческий научный форум 2013:V Международ. студенческая электронная науч. конференция по направлению Технические науки (Строительство). Ссылка на статью: http://www.scienceforum.ru/2013/112/2462

    11. Батюта, Г. Д. Экологические проблемы города / Г.Д.Батюта// 15-й Международ. науч.-промышленный форум «Великие реки, 2013» [Текст]: [труды конгресса] в 3т /Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. Е.В.Копосов - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 424 с. С. 319-321

 

8

 

Просмотров работы: 3345