ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Горшкова С.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственный долг — это составная часть экономической системы, которая оказывает прямое и косвенное влияние на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции.

Управление государственным долгом, как направление финансовой политики государства, особую актуальность получило в связи с обострением геополитической напряженности в начале 2014 года. В условиях санкций со стороны США и Европейского Союза, связанных с ограничением доступа на финансовые рынки, потребовалась значительная мобилизация финансовых ресурсов на внутреннем рынке для обеспечения бесперебойного экономического развития страны.

Для экономик большинства стран в настоящее время характерным является наличие государственных внутренних и внешних долгов, причиной этого является недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей страны и обеспечения выполнения государством своих функций.

Внутренний государственный долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, связанных с движением капитала из национального частного сектора в государственный бюджет на основе заимствования. Внутренний государственный долг в настоящее время, является основным источником покрытия бюджетного дефицита Российской Федерации. Развитие кризисной ситуации и продление экономических санкций против России приведет к увеличению дефицита государственного бюджета в 2016 г., следствием чего может стать рост государственных внутренних заимствований. Согласно прогнозу Министерства финансов общий объем программы внутренних заимствований в 2016 году может составить 1,2 трлн руб., при этом чистое привлечение средств на внутреннем рынке планируется на уровне 500 млрд руб. [1]

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года утвержден в сумме 7 733 147 445,4 тыс. рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8 514 329 368,3 тыс. рублей. (Федеральный закон от 01.12.2014 №384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 28.11.2015)). [2]

Для привлечения займов государство выпускает разные виды ценных бумаг. (Рисунок 1)

Рисунок 1 – Структура рынка ценных бумаг России в 2014-2015 гг.[3]

В условиях циклического, структурного и санкционного кризиса рынок ценных бумаг является важным инструментом государственного регулирования экономики. Анализ динамики развития рынка государственных ценных бумаг за последние годы позволяет выявить тенденцию увеличения выпуска государственных ценных бумаг.

Анализ приведенных в таблице №1 данных позволяет проследить тенденцию к уменьшению государственных гарантий в сумме внутреннего долга, и увеличению доли государственных ценных бумаг в общем объеме государственных заимствований.

Доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга увеличилась с 75,6% до 76,3% и составила на конец 2015 г. 5573 млрд. руб.

Государственные гарантии в общей сумме внутренней задолженности государства снизились соответственно на конец 2015 года с 24,4 до 23,7% и составили 1735 млрд. руб, что подтверждает прогноз Минфина.

Таблица 1 - Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2012-2016 годах [4]

Показатели

На 01.01.

2012

На 01.01.

2013

На 01.01.

2014

На 01.01.

2015

На 01.01. 2016

Всего государственный внутренний долг РФ, млрд.руб., в том числе:

4 191

4 978

5 722

7 241

7 308

Государственные долговые ценные бумаги, млрд.руб.

3 546

4 064

4 432

5 476

5 573

В % к итогу

84,6

81,6

77,5

75,6

76,3

Государственные гарантии, млрд.руб.

637

907

1290

1765

1735

В % к итогу

15,2

18,2

22,5

24,4

23,7

Прочие долговые обязательства, млрд.руб.

6,8

7,0

0,0

0,0

0,0

В % к итогу

0,2

0,2

-

-

-

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о негативной тенденции: непрерывном росте внутренней задолженности РФ: с 682,02 млрд. руб. (на 01.10.2014г.), до 7307,61 млрд.руб.(на 01.01.2016 г.)

В текущей ситуации размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке будет означать оттягивание на себя средств финансового рынка, что может негативно отразиться на ситуации с ликвидностью и еще более ограничить возможности кредитования банками реального сектора экономики в целом.

Внешний государственный долг в Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом, это обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2016 года составил 50 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в мире. По относительным показателям, российский внешний госдолг составлял на 1 января 2014 г. - 3 % от объема ВВП страны, а на 1 января 2016 г. вследствие падения цен на нефть и роста дефицита бюджета – уже 4,5% от ВВП. Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). С этого момента государство постоянно придерживалось политики снижения внешнего государственного долга. [5]

На изменения объема государственного долга в 2015-2016 гг. имеют влияние множество факторов: понижение цен на нефть, конфликт в Украине, введение санкций и связанное с ним ограничение доступа российских корпораций к рынкам капитала, последовавшие затем отток капитала из России и ослабление курса рубля, что, в свою очередь, подстегнуло инфляцию.

Таблица 2 - Объем государственного внешнего долга Российской Федерации в 2012-2016 гг. (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

Отчетная дата

Всего,

млн. долл. США

Темп прироста, %

в т.ч. государственные гарантии РФ млн. долл. США

Темп прироста, %

01.01.2012

35 801,4

-10%

1 008,9

10%

01.01.2013

50 769,2

42%

11 389,8

1029%

01.01.2014

55 794,2

10%

11 399,1

0%

01.01.2015

54 355,4

-3%

12 083,2

6%

01.01.2016

50 002,3

-8%

11 875,9

-2%

Однако Россия даже в этих условиях понижает уровень своего долга. За 2015 г. уровень государственного внешнего долга понизился на 3%, а в 2015 г. – еще на 8 %.(Таблица 2)

В структуре государственного внешнего долга государственные гарантии в общей сумме долга составляли на начало 2012г. – 3%, 2013 г. – 22 %, 2014г. – 20%, 2015 г. – 22%, 2016 – 24%.

В структуре государственного внешнего долга по видам долговых обязательств на 01.01.2016 наибольший вес имеют еврооблигационные займы – 72%, предоставление гарантий России в иностранной валюте – 24%, остальная часть приходится на задолженность перед международными финансовыми организациями (2%), бывшими станами СЭВ, странами не вошедшими в Парижский клуб (2%).[6, с.335]

Стратегические вопросы развития государственного долга РФ находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Оперативное управление государственным долгом РФ осуществляют Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также Центральный банк России, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты Министерства финансов Российской Федерации.

Основные показатели уровня государственного долга Российской Федерации в 2015 г. имели значения ниже порогового уровня: доля в ВВП – 15,6%; доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета – 3,8 %; отношение государственного долга к доходам федерального бюджета – 86,6 %; отношение государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг – 13,1 %; отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг – 1,7 %. Лишь один показателей – коэффициент, характеризующий отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, – незначительно превышает пороговый уровень (10%) и составил 12,5 %; Однако есть ряд новых негативных тенденций в динамике и структуре государственного долга, которые требуют внимания.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в феврале 2016 г. подтвердило рейтинг России в иностранной валюте на уровне "ВВ+" с негативным прогнозом, что ограничивает возможности России в привлечении внешнего финансирования экономики и увеличивает его стоимость.

В последнее время в России наблюдается тенденция к росту внутренних заимствований, что с одной стороны способствует сохранению капитала в стране, но с другой стороны, известно, что масштабные внутренние государственные заимствования приводят к вытеснению частных заемщиков с внутреннего рынка. В таких условиях компаниям и банкам становится труднее и дороже привлекать финансовые ресурсы на внутреннем рынке.

Особенностью долговой ситуации России является наличие значительных объемов квазисуверенной задолженности (долга в расширенном понимании – совокупного долга). Уровень совокупного суверенного внешнего долга в динамике на 01.01.2016 г. составил 515 млрд. долл., что может в кризисной ситуации потребовать масштабной государственной поддержки.[7]

В настоящее время серьезными проблемами управления государственным долгом РФ являются: высокая стоимость государственных заимствований и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга; проблема рефинансирования государственной задолженности; необходимость увеличения государственной внутренней задолженности в условиях сокращения возможностей для заимствований за рубежом; снижение международного рейтинга России до уровня "ВВ+" с негативным прогнозом, т.е. верхней ступени "спекулятивного" уровня; условные обязательства бюджета, в том числе задолженность квазигосударственных компаний и банков, а также частных компаний и банков; непроизводительный характер долга.

Существующая в России система управления внешним долгом позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. Эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и прочие).

Список литературы:

  1. Дефицит бюджета РФ в 2016 году составит 2,2 трлн рублей // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ruscur.ru/news/0/10/20/102024.shtml (дата обращения: 08.09.2016).

  2. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2016г.)

  3. Найданова Э. Б. Оценка и прогноз рынка государственных ценных бумаг в условиях экономического кризиса // Экономические науки. – 2016. - № 40-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://novainfo.ru/article/4140 (дата обращения: 09.12.2016).

  4. Ларина Г. С., Абышева А. В. Взгляды западных экономистов XVIII-XX вв. На государственный долг // Актуальные вопросы экономических наук . 2012. №25-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vzglyady-zapadnyh-ekonomistov-xviii-xx-vv-na-gosudarstvennyy-dolg (дата обращения: 08.09.2016).

  5. Вгляд. // Деловая газета. 13 июля 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://vz.ru/news/2016/7/13/821293.html(дата обращения: 01.12.2016).

  6. Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 334-339.

  7. Внешний долг Российской Федерации в национальной и иностранной валютах (детализированное аналитическое представление)//Банк России [Электронный ресурс]. URL:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_det_an_cur.xlsx (дата обращения: 12.11.2016)

  8. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 09.12.2016).

8

Просмотров работы: 6076