Дом музыки представляет собой десятиэтажное здание с трехэтажным стилобатом и двухэтажным подвалом, уходящим на 6 метров под землю. Высота здания составляет более 46 метров. Общая площадь комплекса — около 42 000 квадратных метров.
На куполе здания расположена эмблема с изображением скрипичного ключа высотой 9,5 метров и массой более 6 тонн (автор — Зураб Церетели). Сложнейший роликовый механизм позволяет столь тяжелой конструкции вращаться по принципу флюгера. Композиция выполнена из нержавеющей стали, её центр — ключ и листья — покрыт сусальным золотом. Флюгер был водружён на крышу здания с помощью вертолета.
Рис. 1. Московский международный Дом музыки.
Московский международный дом музыки включает в себя 3 зала: Светлановский, Камерный и Театральный, а также летнюю Музыкальную террасу. Кроме 3 залов Дом музыки имеет большую студию звукозаписи, ресторан, музыкальный магазин и выставочный зал, а также подземную парковку.
Светлановский зал рассчитан на 1699 мест и предназначен для проведения концертов классической и популярной музыки. Зал назван в честь выдающегося русского дирижера Евгения Светланова. Он облицован сибирской лиственницей – лучшим в мире «акустическим» деревом. Обработка всех стен, пола и значительной части потолка единым материалом создает композиционную целостность зала.
Светлановский зал Московского международного Дома украшает уникальный, самый большой в России орган, выстроенный всемирно известным консорциумом немецких фирм Glatter Gotz (Овинген) и Klais (Бонн). Общее количество труб органа – около 6000. Высота органа превышает 14 метров, ширина – более 10 м, глубина – 3,6 м. Общий вес инструмента – 30 тонн. Внутри органа смонтированы специальные проходы, лестницы, площадки для настройки и технического обслуживания инструмента.
Рис. 2. Светлановский зал; орган зала.
Камерный зал, вмещающий 556 зрителей, расположен в цокольных этажах под Светлановским залом и, по контрасту с ним, решен в совершенно иной стилистике – классической, с полукруглыми фигурными балконами и в приглушенных зелено-пурпурных тонах.
Периметр (закругленная трапеция) образуется рядом колонн, поддерживающих полукольцо лож верхнего яруса - их закругленные рельефные барьеры усиливают впечатление традиционности. Сложный потолок - с заглубленным центральным плафоном и с полусферической хрустальной люстрой, как бы стягивающей пространство зала, цветовое решение которого также отсылает к традиции: светлые колонны и ограждения лоджий, деревянный козырек над эстрадой, темно-зеленые кресла и ковровое покрытие, темно-красные стены лож и обивка парапетов.
Театральный зал предназначен для многоцелевого использования, поскольку в нем предусмотрена система трансформации партера и сцены, с убирающимися первыми пятью рядами кресел партера. Благодаря этому, изменяя пространство зала, можно создать разнообразные комбинации расположения зрителей и исполнителей. Соответственно, количество мест в зале колеблется от 400 до 524 в зависимости от вида мероприятия.
В этом зале могут проводиться любые виды театрального действа, концерты, показы мод, презентации и другие общественные мероприятия. Цветовое решение зала и фойе выполнено в изысканных фиалковых тонах в сочетании темно-коричневым и серым.
Рис. 3. Камерный зал; Театральный зал.
Светлановский, Камерный и Театральный залы имеют автономные входы, прекрасно оформленные фойе с буфетными стойками, артистические и другие вспомогательные помещения. [4]
Основной объем здания имеет, на первый взгляд, неожиданный для такого функционального назначения, но в итоге абсолютно оправданный местоположением и композиционной ролью Дома круглый план. Столь же сначала неожиданным и столь же обоснованным в реальности оказывается сплошное остекление башнеобразного цилиндра. Стеклянная оболочка не только создала необычный образ, эффектно выделяясь на фоне стенового решения остальных элементов комплекса, но и позволила осветить естественным светом вестибюли, фойе, буфеты, лестницы, переходы, открыть, особенно с верхних галерей-фойе, великолепные виды на реку и на городской ландшафт. Слушатели и зрители получили возможность в хорошую погоду выходить в антрактах на просторные легкие балконы. А в темное время суток Дом музыки - новый и мощный светящийся ориентир, визуальный фокус целого района Москвы.
Рис. 4. Московский международный Дом музыки, вид в ночное время.
Купольное покрытие Большого зала - диаметр 50 м - из стальных криволинейных ферм, опирающихся по контуру на железобетонное кольцо шириной 3 м; в центре купола фермы объединены стальным кольцом. Для устранения возможных вибраций от движения транспорта концертные и репетиционные залы отделены от подземной части специальными резино-металлическими виброизоляторами.
Объем цилиндра пластически расчленен и обогащен шестью треугольными в плане эркерами эвакуационных лестниц и кольцом колонн из светло-серого гранита. Дугообразные "ветви"- завершения колонн придали последним особое изящество и, так сказать, упругость, позволив увеличить пролеты между опорами.[3]
Рис. 5. Разрез Дома музыки.
На XI Международном фестивале «Зодчество-2003» здание было удостоено высшей профессиональной награды — Хрустального Дедала.
На основании вышеизложенного, очевидно, что Московский Международный дом музыки это уникальный концертный зал, способный по техническому оснащению составить конкуренцию лучшим концертным площадкам мира. Для москвичей и гостей столицы важно, что благодаря ему культурная палитра города стала разнообразнее и ярче. В Доме музыки можно послушать великолепных исполнителей классической музыки, фольклора, джаза, посмотреть драматический спектакль, мюзикл, оперу, балет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агеева Е.Ю., Концертные залы: история развития/ М.В. Мокерова, Е.Ю. Агеева// Межвузовский сборник статей лауреатов конкурсов. Выпуск 16. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архитектур. - строит. ун-т, 2016. – 264 с. – С. 114-116.
Агеева Е.Ю., Архитектурные особенности Большого национального театра в Пекине / М.В. Мокерова, Е.Ю. Агеева // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2016». [Текст]: [труды научного конгресса]. В 3 т. / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 502 с.
Рекомендации по проектированию концертных залов. Разработаны: ГУП МНИИП "Моспроект-4" и ЗАО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Утверждены указанием Москомархитектуры от 27.04.04 г. N 16.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://www.mmdm.ru/