ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Хайруллина А.Г. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тенденции глобального бизнеса резко меняются в условиях экономики XXI в. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоёвывать своё «место под солнцем». Всё большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, компетенция персонала, повышение эффективности функций управления.

Основу содержания эффективного управления современной организации составляет набор следующих методов: стратегическое управление, самоорганизация и контроллинг, состоящих, в свою очередь, из совокупности инструментов – приемов, «орудий» управленческого труда, применение которых приближает предприятие к эффективному управлению [1].

В первую очередь рассмотрим метод стратегического управления. Он позволяет собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе выявления ключевых компетенций организации и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Основные его черты – систематический анализ факторов внешней и внутренней среды, отношение к персоналу как к основе организации, что позволяет использовать активность работников в разработке и реализации стратегии, обеспечивая гибкость при реагировании на изменения внешней среды.

Метод самоорганизации базируется на концепции самообучающихся организаций. Концепция самообучающейся организации, которая впервые четко была сформулирована в 1990 г. П. Сенге, является обобщением развиваемого в последние десятилетия направления по исследованию общих принципов эволюции сложных систем, и в частности их способности к самоорганизации. Возникновение самообучающейся организации является элементом эволюции индустриального общества. В ближайшем будущем станут преуспевать организации, которые на всех уровнях управления научатся использовать преданность людей делу и их способность учиться быстрее своих конкурентов. Обучающиеся организации строятся на следующих пяти дисциплинах, под которыми понимается совокупность теории и приёмов, которые нужно освоить и использовать на практике:

− постоянное совершенствование личного мастерства;

− создание коллективного, общего видения единой цели;

− групповое (командное) обучение во время работы;

− непрерывное приспособление и изменение интеллектуальных моделей (стереотипов мышления) руководителей и специалистов организации;

− системное мышление [2].

Насущной задачей для отечественных предприятий является овладение возможностями, предоставляемыми данными обучающими дисциплинами, чтобы заложить фундамент будущего развития, т. е. овладеть системой получения знаний внутри организаций. В качестве инструментов метода самоорганизации нами выделяются следующие: личное совершенствование на основе обучения и самообучения персонала; система мер по проектированию сильной организационной культуры; делегирование полномочий с предоставлением экономических прав подразделениям; создание горизонтальных организационных структур управления на основе самоуправляемых рабочих групп (команд); внутреннее предпринимательство (интрапренерство); совместное обсуждение целей и согласование организационных, групповых и личных интересов в процессе постоянного диалога менеджеров всех уровней; введение стимулирующей системы оплаты труда на основе участия в прибылях. Философия самообучающейся организации является базисом новой управленческой парадигмы, и принятие всех неотъемлемых атрибутов обучающейся организации в современных условиях представляет собой необходимое условие обеспечения эффективного менеджмента для российских предприятий [3].

Метод контроллинга представляет собой набор стандартов профессионального управления. Инструменты контроллинга сопровождают и поддерживают внутрифирменный процесс управления и принятия решений на всех уровнях управления, связывая воедино функции планирования, организации, координации и регулирования, учета и контроля, информационного обеспечения, мотивации и стимулирования. К ним относятся: производственный и финансовый анализ показателей хозяйственной деятельности (традиционный); анализ по финансовым коэффициентам оперативного контроллинга; «панель» управления на основе сбалансированной системы показателей (BSc); управленческий учет; сегментированный учет и отчетность; приемы маржинального анализа; система бюджетирования; план-фактный анализ и контроль по отклонениям [2].

Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и оперативных целей, а его практическая задача – направлять менеджеров путем подготовки и предоставления необходимой информации на принятие решений и комплекс необходимых действий. В этом своем значении метод контроллинга выполняет функцию «управления управлением» предприятием, является синтезом планирования, управленческого учета, контроля, анализа и др. [3].

Таким образом, контроллинг решает проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании.

Несмотря на то, что термин «контроллинг» имеет английские корни, исторически наибольшее влияние на концепцию контроллинга оказала немецкая школа бизнес-администрирования. Данная концепция постоянно развивается. Пока среди её сторонников нет единодушия даже в опреде- лении понятия «контроллинг».

Однако, несмотря на это, можно выделить задачи, общие для контроллинга:

1) планирование – определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т. е. превращение целей предприятия в планы;

2) управленческий учёт – отражение в удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на внутренних пользователей информации, в отличие от учёта бухгалтерского или налогового;

3) организация потоков информации внутри предприятия;

4) мониторинг процессов, проходящих на предприятии, в необходимом временном режиме;

5) контроль – оценка свершившегося и соответствия фактических показателей плановым.

Основной целью контроллинга является ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием, для чего необходимо координировать управленческую деятельность по достижению целей предприятия; обеспечивать информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений и рациональности управленческого процесса.

Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям:

− по области применения – какие задачи помогает решить данный инструмент;

− по периоду действия – оперативный или стратегический.

Цель стратегического контроллинга – обеспечивать выживаемость организации и «отслеживать» движение организации к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование организации на длительную перспективу путём формирования системы планирования и управления потенциалом пред- приятия. Задача стратегического контроллинга состоит в своевременном установлении причин отклонений отчётных подконтрольных показателей в целях внесения своевременных поправок в стратегию предприятия до возникновения оперативных сбоев и проблем [5].

Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты/прибыль. Основными подконтрольными показателями в оперативном контроллинге служат: рентабельность капитала, степень ликвидности, производительность. В оперативном контроллинге стратегически важно оценивать эффективность управления фирмой. Инструментами здесь являются методы сравнительного анализа, метод отклонений, индексный анализ, аддитивные модели, план-факторный анализ [4].

Таким образом, следует тщательно взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Например, вряд ли предприятию, действующему на монопольном рынке (либо в условиях олигополии), нужны инструменты для подробного анализа конкурентов. В подобных случаях система бюджетирования является наиболее подходящим методом планирования.

Использование же такой системы в компаниях, полностью зависящих в получении доходов от творческого потенциала сотрудников, часто даёт отрицательный эффект из-за снижения мотивации.

Обобщая вышесказанное, предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счёт упрощения процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Галлямова, Т.Р. Налоговый контроль как один из факторов финансовой безопасности государства [Текст] / Т. Р. Галлямова // В сборнике: Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. –2015. – с. 25-29.

2. Галлямова, Т.Р. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях [Текст]: монография / Т. Р. Галлямова. – Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2014. – 43 с.

3. Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент [Текст]: учебник / Общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 268 с.

4. Зарипова, Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: международная научно-практическая конференция (28 декабря 2015г.) Ч 1.- с.111-114.

5. Зарипова, Г. М. Кредитная поддержка предпринимательства в России [Текст] / Г.М.Зарипова // Современное социально -гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы третьей международной научно -практической конференции (28 октября 2013.) Том 3. -Пермь. -с.45.

Просмотров работы: 942