В процессе выполнения исследования для решения проблемы вовлечения родителей и детей в работу с книгой были использованы различные формы организации на внеклассных занятиях на материале произведения алтайского писателя В.Б. Свинцова «Мой друг Сенька» [2]. Обращение к произведениям алтайского писателя обусловлено возможностью расширения читательского кругозора детей и формирования интереса к детской литературе родного края.
Принципиально важным в организации работы с детской книгой для нас являлось привлечение родителей, что позволило сблизить детей и родителей, организовать совместное прочтение, а затем и обсуждение книги.
Представляем следующие апробированные формы совместной деятельность детей, родителей и учителей с книгой.
Круглый стол.
Цель данной формы – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемое произведение.
Для того чтобы организовать круглый стол с учащимися и родителями, необходимо выполнить несколько действий.
Во-первых, подберите произведение, которое заинтересует и детей и родителей.
Во-вторых, необходимо выбрать ведущего, который будет организовывать, направлять разговор.
В-третьих, подготовить ряд вопросов, которые необходимо обсудить во время мероприятия.
Во время проведения данного мероприятия, все участники садятся в круг, ведущий задает вопросы, и выслушивает варианты ответов. Важно, чтобы свою точку зрения высказал каждый участник, вне зависимости верная она или нет.
Рассмотрим данную форму на примере произведения алтайского писателя В.Б. Свинцова «Мой друг Сенька».
В начале мероприятия рассаживаем детей и родителей за круглый стол. Дома участники круглого стола познакомились с биографией и циклом рассказов В.Б. Свинцова «Мой друг Сенька».
Ведущий задает вопросы:
- О чем произведение?
- Как показана жизнь щенка?
- Почему герой произведения – щенок по кличке Сенька?
- Как вы думаете, почему щенок остался один?
- Какие жизненные трудности встречаются на пути Сеньки? Почему?
- Какой урок пытается донести автор произведения?
- Как связано произведение с биографией автора?
- Какие взаимоотношения между героями показывает автор? Между отцом и сыном? Игорем и Сенькой? Сенькой и другими животными?
Такая форма позволит формировать у детей умения:
- доказывать и отстаивать свою точку зрения;
- формулировать собственную позицию и мнение;
- задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и интересы.
Читательская конференция.
Для организации читательской конференции необходимо:
выберите одно произведение; ряд произведений, объединенных одной темой; или творчество писателя;
дайте учащимся творческое задание, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, подготовить выразительное чтение отрывка, подготовить словестное описание главного героя.
дайте задания родителям, например, подготовить рассказ-презентацию автора.
заранее подготовьте вопросы по теме конференции и раздайте их участникам.
Обратимся к произведению «Мой друг Сенька». К произведению могут быть следующие творческие задания: подготовить один из рассказов к пересказу от лица Сеньки; подготовить графическое описание понравившегося отрывка. Задание для родителей: приготовить рассказ-презентацию о биографии писателя.
Рассказ о биографии может включать в себя: дату жизни, направление в творчестве, награды писателя, дом, в котором жил автор, высказывания об авторе и т.д.
Предоставляем примерный перечень вопросов для читательской конференции:
Как вы думаете, почему щенок остался один?
Какие жизненные трудности встречаются на пути Сеньки? Почему?
Какой урок пытается донести автор произведения?
Как связано произведение с биографией автора?
Какие взаимоотношения между героями показывает автор? Между отцом и сыном? Игорем и Сенькой? Сенькой и другими животными?
Какова тема творчества В.Б. Свинцова в произведение «Мой друг Сенька?
Как относятся дети к данному произведению? Почему? (отвечая на данный вопрос, учащиеся совместно с родителями и библиотекарем могут провести опрос, а на конференции представить результаты со своими выводами).
Во время мероприятия сначала выступают родители с интересными фактами из жизни писателя: информация о том, что все произведения В.Б. Свинцова основаны на реальных событиях, что он с любовью относился к животным и этим пропитаны все его произведения.
Затем начинается прослушивание подготовленных ответов на вопрос с их последующим обсуждением.
Результатом данной формы обсуждения может быть выставка детских рисунков, проект по творчеству писателя, стенгазета. В такой форме у детей формируются умения анализировать материал, сравнивать, обобщать, доказывать свою точку зрения, создавать мини-проекты [1].
Тематические вечера:
Такие вечера могут быть разных типов, например:
вечер вопросов и ответов.
Для организации такого вечера:
во-первых, заранее дайте произведение , которое необходимо прочитать;
во-вторых, попросите детей составить список интересующих вопросов по данному произведению, по истории создания произведения
в-третьих, обработайте все собранные вопросы и создайте корректный список.
в-четвертых, пригласите на вечер библиотекаря, литературоведа, который занимается изучением творчества данного писателя, которые будут отвечать на вопросы читателей.
вечер-диалог -форма проведения дискуссий, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.
вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.
вечер-портрет - позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Специфика вечера-портрета заключается в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов.
Все тематические вечера позволят ребенку более глубоко проникнуть в творчество писателя, в само произведение. Благодаря им, учащиеся смогут понять мотивы писателя, выделить мораль произведения, расширить свои представления. К тому же такие вечера являются хорошим помощником в формировании коммуникативных умений ребенка.
Игры - соревнования.
При подготовке к такому мероприятию:
продумайте систему оценивания ответов – это могут быть жетоны, баллы, фигуры, наклейки, рисунки;
обсудите форму работы: групповая (командная) или индивидуальная;
подготовьте задания, формулировка которых должна быть понятной и иметь один верный вариант ответа.
Вернемся к произведению «Мой друг Сенька». Для подготовки игры-соревнования необходимо составить задания по произведению. Например, кроссворд, узнай героя по описанию.
Кроссворд:
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
Вопросы:
Кто напал на Сеньку в деревне? (гусак)
С кем играл Сенька в лесу? (ворона)
Каким цветом была шерсть у Сеньки? (коричневая)
Как звали главного героя произведения? (Сенька)
Кто прорвался в огород к Сеньки? (курица)
Как звали лучшего друга Сеньки? (Пушок)
Какого зверя поймал охотник в капкан? (волчица)
Задания для «Узнай героя по описанию»:
Кокетливая болонка. Потягивается, жеманно щурит глаза под нависающими кудряшками и вдруг, заметив Сеньку, взвизгивает и бросается к нему (Барселона).
Ее поймал лесник в капкан. Она лежала неподвижно, вытянув лапы и положив на них крупную остроносую голову. Ее глаза были закрыты. Ни один волосок, ни один мускул не отреагировал на скрип калитки, когда Сенька вошел во двор (Волчица).
Совсем маленький, слепой и беспомощный. У него коричневая короткая шерстка, которая грела плохо, поэтому он сильно дрожал. Его лапки были короткими и плохо держали, поэтому он ползал на брюхе (Сенька).
Описанные выше формы работы позволили, с одной стороны, сформировать у учащихся умения, представленные во ФГОС НОО:
аргументированно доказывать свою точку зрения;
формулировать собственную позицию и мнение;
задавать вопросы;
учитывать разные мнения и интересы;
анализировать, обобщать, сравнивать;
выделять главную и второстепенную информацию;
работать с книгой до чтения, во время и после чтения;
ориентироваться в книге и в мире книг [3].
С другой стороны, развить интерес у детей к произведениям алтайских писателей, как показала беседа с библиотекарем, дети выбирали книги В. Новичихиной, И. Атаманова, В. Нечунаева, А. Никольской, В. Свинцова. И самое главное, родители, участвуя совместно с детьми на внеклассных занятиях, поняли значимость обсуждения прочитанной книги, совместный выбор книги для предстоящего чтения и личностную заинтересованность к читательским интересам своего ребенка.
Список литературы
1. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ Т.Н. Калечиц. - М. «Просвещение»,1980 г. – 87с.
2. Свинцов В.Б. Мой друг Сенька [Текст]: Рассказы / В.Б. Свинцов. – Барнаул, Алтайский дом печати. – 2008. – 80с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва : Просвещение, 2014. — 34 с.