Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. В Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» экологическая безопасность определена как важнейшая составляющая национальной безопасности наряду с экономической, социальной, военной. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, среди важнейших поставлена задача по «коренному улучшению экологической ситуации в стране». При этом особо отмечается, что «национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды».
Особую опасность для экологического состояния не только отдельных регионов, но и всей планеты в целом, в силу специфичности средств и методов достижения поставленных целей, представляет военная деятельность современных государств. Действительно, боевые действия всегда были причиной больших жертв и разрушений. Однако в современных условиях непоправимыми последствиями для природы оборачиваются не только боевые действия, но и повседневная деятельность войск. Повседневная деятельность как ВС в целом, так и воинской части, военного объекта в частности оказывает на окружающую среду негативное воздействие различными антропогенными экологическими факторами. Это прежде всего радиационное, световое, тепловое, химическое, шумовое, электромагнитное загрязнение окружающей среды, загрязнение бытовыми и хозяйственными отходами, нерациональное и с нарушением технологий использование природных ресурсов и т.д. Большинство из указанных факторов одновременно прямо или опосредованно воздействует не только на природу, но и на сами войска (объекты).
Поэтому сейчас, когда жизненная необходимость сохранения окружающей среды неизмеримо возрастает, небывалую остроту приобретает особая проблема военной теории и практики – проблема экологическая.
Любое воинское формирование (от отдельного подразделения до военного округа) можно рассматривать как специфическую военную экосистему. Её главные элементы: личный состав, вооружение и военная техника (ВВТ), а также окружающая природная среда в пункте постоянной дислокации или местности, где осуществляется та или иная военная деятельность.
1. Понятие экологической безопасности
Важным составным элементом национальной безопасности является экологическая безопасность. Экологическая безопасность – это совокупность свойств объектов Вооруженных Сил РФ, окружающей их среды обитания и состояние организационных мер и технических средств, обеспечивающих исключение или сведение к минимуму воздействия неблагоприятных экологических факторов деятельности Вооруженных Сил РФ на окружающую среду, население, личный состав и объекты Вооруженных Сил РФ.
При выработке стратегии обеспечения экологической безопасности наиболее приемлемыми являются следующие подходы:
оборонительный – укрепление экологической безопасности путем уменьшения уязвимости отечественных экосистем от внешних воздействий;
адаптивный – усиление приспосабливаемое экосистем к внешним изменениям;
кооперативный – международное сотрудничество для устранения опасности воздействия на окружающую среду.
При рассмотрении путей обеспечения экологической безопасности можно выделить следующие аспекты:
– источники опасности;
– экологически опасные вещества (окислы серы, токсичные соединения, углекислый газ и др.) и физико-химические процессы (тепловое, электромагнитное и др. загрязнения);
– каналы распространения экологической опасности – природные (через атмосферные процессы, через почву, по воде) и антропогенные (международный транспорт, импорт экологически опасных технологий, производств, видов продукции, отходов и т. п.).
Таким образом, обеспечение экологической безопасности связано с тремя видами угроз:
1) экологической агрессией;
2) угрозой национальной безопасности за счет внешних экологических проблем;
3) воздействием на национальную безопасность внутренних экологических проблем.
Обеспечение экологической безопасности при внешней экологической агрессии, как правило, рассматривается в рамках военного компонента национальной безопасности. При этом учитываются вопросы международно-правового регулирования воздействия на окружающую среду, в том числе в периоды вооруженных конфликтов.
Для устранения возможности экологической агрессии – преднамеренного воздействия на качество окружающей среды противника – в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или другого враждебного использования методов модификации окружающей среды. Существует еще целый ряд международных документов, которые ограничивают возможности ведения «экологических войн».
Источниками экологической опасности являются объекты хозяйственной, бытовой, военной и иной деятельности, содержащие значимые факторы экологического риска.
Понятие риска содержится в федеральном законе «О техническом регулировании», в котором под экологическим риском понимается – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
В федеральном законе от 10 января 2002 г., № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится понятие экологический риск, под котором понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ст. 2 Законодательство в области охраны окружающей среды). Однако, кажется, весьма затруднительным определить неблагоприятные последствия для природной среды, в свете того, что практически все нормы качества природной среды разработаны с точки зрения здоровья человека. Если же рассматривать неблагоприятное событие для природной среды как нарушение природного равновесия, то встает вопрос о методике определения природного равновесия.
Сложно учесть экологические риски в отношении военных объектов, т.к. эти объекты являются специфическими.
В результате различного по продолжительности и интенсивности негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, возникают сложности при определении пространственной границы существования экологического риска, длительности существования риска во времени, а также группы лиц ему подвергающихся
В сфере личности и человека экологическими опасностями являются: нарушение природной среды (загрязнение атмосферы, гидросферы, истощение, эрозия почвы и т.д.), ухудшение экологических условий жизни. В России 85 % населения дышат воздухом, не соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям; 50 % – пьет воду и ест еду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, 30 % заболеваемости обусловлены экологическими факторами Следствием выше перечисленного, а также непрерывного роста населения, становится уменьшение природных ресурсов на долю одного человека.
На сегодняшний день общая площадь закрепленного за квартирно-эксплутационными органами Минобороны России казарменно-жилищного фонда составляет примерно 0,1 % от всей площади РФ. Эти территории являются мощным земельным ресурсом Российской Федерации при правильном стратегическом планировании их использования.
Обеспечение экологической безопасности – это важный фактор дальнейшего развития военных объектов, так как они могут полноценно использоваться, будучи безопасными для человеческого здоровья. Скорость проведения и стоимость экологической очистки территории важная проблема военных объектов.
Таким образом, проведенный нами анализ современного представления об экологической безопасности позволил выявить основные тенденции развития данного термина, а также определить, что главным объектом ее обеспечения считается человек, субъектом экологической безопасности являются угрозы его жизни и здоровью, обусловленные негативным изменением окружающей среды, в результате антропогенного и естественного воздействия.
2. Экологические проблемы военных территорий
Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользователей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива.
Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в настоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.
Острую проблему для Вооруженных Сил РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50% складов и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, и др.
Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5–10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.
Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений.
В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.
Остро стоит проблема загрязнения окружающей среды сточными водами военных городков. Обеспеченность военных объектов комплексами очистных сооружений составляет 77 % от расчетной потребности: имеется 521 комплекс очистных сооружений, необходимо строительство 253 комплексов. Кроме того, 355 комплексов очистных сооружений требуют реконструкции и ремонта. Недостаточное финансирование строительства, ремонта и реконструкции природоохранных сооружений в Вооруженных Силах Российской Федерации не позволило должным образом решить задачу снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Значительное количество парков техники не оборудованы пунктами мойки с системами оборотного использования воды. Неочищенная вода с этих объектов загрязняет почву, поверхностные и грунтовые воды. В парках требуется построить 609 пунктов мойки (36% необходимого количества).
Серьезной проблемой для Вооруженных Сил Российской Федерации остается размещение твердых бытовых отходов на несанкционированных свалках. Зачастую пункты сбора и временного хранения отходов не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. До сих пор не убрано более 29 тыс. т твердых бытовых отходов на общей площади 70 га. Для предотвращения нарушений технологии утилизации таких отходов в 2012 г. была продолжена поставка в отдаленные гарнизоны установок для термической утилизации отходов.
Ухудшение состояния окружающей среды оказывает негативное влияние на жизнедеятельность Вооруженных Сил РФ, снижает их боевую готовность.
3. Методы обеспечения безопасности военных объектов
Для обеспечения экологической безопасности на военных объектах были выделены следующие меры:
– правовые и нормативно-методические;
– административные;
– эколого-экономические;
– научно-методические;
– инженерно-технические;
– социальные;
– образовательные.
В рамках программы международного сотрудничества между министерствами обороны Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Королевства Норвегия по вопросам окружающей среды в Арктике (АМЕС) принята в эксплуатацию система радиоактивного мониторинга «Пикассо» на ФГУП «10 СРЗ» Минобороны России, что позволит внедрить экологически безопасные технологии обращения с радиоактивными отходами на Северном флоте.
В 2012 г. работы по ликвидации загрязнения земель нефтепродуктами велись на 35 военных объектах. В полном объеме эти работы выполнены на 6 объектах, на остальных 29 уровень загрязнения снижен на 50%.
В целях предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду военной деятельности продолжается разработка нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов) для военных объектов. В 2013 г. были проведены работы по нормированию допустимого воздействия на окружающую среду в 535 воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, разработано 1339 нормативов.
Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду – разработка и апробация научно обоснованных критериев и норм предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду и человека, а также норм и правил природопользования на основе общих методологических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей воинских частей.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для осуществления инструментального экологического контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации создается ряд технических средств широкого спектра: от переносного комплекта технических средств экологического контроля на военных объектах до подвижной лаборатории экологического контроля для экологической службы военного округа (флота).
В течение 2013 г. приняты на снабжение Вооруженных Сил прибор экспресс-оценки экологической обстановки на территории (акватории) военного объекта – «Биотокс-К» и индивидуальный аналитический комплект эколога.
Прибор экологического контроля «Биотокс-10М» предназначен для быстрого количественного контроля степени интегральной токсичности проб воды и водных вытяжек, спиртов, воздушной среды, почвы, а также отдельных химических соединений, материалов, включая полимеры, для медицинских, санитарно-гигиенических и экологических целей. В основу работы прибора положен биолюминесцентный анализ.
Новая технология экологического контроля с использованием высокочувствительных специализированных микробных сенсоров «Эколюм» разработана на кафедре микробиологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Особенностью этих сенсоров является их способность изменять интенсивность биолюминесценции при наличии в анализируемых пробах токсических веществ различной химической природы.
Принцип действия прибора «Биотокс-10М» основан на регистрации слабых световых потоков биосенсора «Эколюм» (ТУ 6-09-20-236-01) с помощью фотоэлектронного умножителя, работающего в режиме счета анодных импульсов.
Сочетание нового биохимического датчика с современной электронной аппаратурой позволяет в самых различных пробах обнаруживать с высокой достоверностью, практически исключающей ошибочные выводы, чрезвычайно малые количества токсических соединений и их смесей.
Прибор "Биотокс-10М" выполнен в виде моноблока для работы в настольном варианте. На лицевой панели расположены – кнопка включения прибора, светодиодный индикатор включения, 16-ти кнопочная панель управления и ЖК-дисплей. C левой стороны прибора расположено кюветное отделение. На правую боковую панель вынесен разъем для подключения сетевого адаптера или бортового аккумулятора.
Биотокс-10М может применяться для:
– экспресс-контроля отходов и сбросов промышленных предприятий;
– контроля технологических процессов в режиме реального времени;
– определения уровня токсичности новой продукции;
– оценки профвредности рабочих мест на предприятиях;
– исследования питьевой воды, водоемов, почвы и воздуха на содержание вредных веществ;
– контроля токсичности материалов и лекарственных средств;
– контроля безопасности продуктов питания.
Основные технические характеристики:
1. Размеры прибора 295 х 140 х 60мм
2. Размеры транспортной упаковки 395 x 300 x 140 мм
3. Масса прибора не более 2 кг
4. Масса прибора в транспортной упаковке с комплектом поставки не более 4,6 кг
5. Потребляемая мощность не более 2 Вт
6. Время готовности к работе не более 10 мин.
7. Уровень шумов нулевого сигнала не более 200 имп/сек
8. Измеряемый диапазон интенсивности свечения биосенсора от Х0 до 999999 имп/сек.
9. Величина измеряемой токсичности от 1 до 99.
Разработка технических средств экологического контроля, экологической защиты и восстановления окружающей среды предусмотрена в проекте Государственной программы вооружения до 2015 года, реализация которой позволит принять на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации современные технические средства экологической безопасности.
Проводится работа по переводу организации обеспечения экологической безопасности на территориальный принцип и формированию Межведомственной системы обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в рамках Межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения. Это позволит осуществить централизацию руководства деятельностью в сфере экологической безопасности.
загрязнение военный экологический радиоактивный
4. Экологические требования к военным и оборонным объектам
В статье 41 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» говорится:
1) Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
2) Перечень чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники, определяется законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» распространяет экологические требования, установленные для размещения строительства и эксплуатации предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов. Должностным лицам органов государственного экологического контроля предоставлено право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; Таким образом, военная сфера, создающая наиболее высокий процент вредного воздействия на природную среду, была возвращена в систему гражданского правого регулирования охраны окружающей среды. Вместе с тем учитываются специфические особенности функционирования данной отрасли. В частности, предварительное согласование мест строительства объектов военной деятельности подчиняется требованиям сохранения государственной тайны. Поэтому такие гарантии законности как участие общественности, проведение референдума и тол подобных мероприятий, здесь исключаются.
В равной степени на военные учреждения (предприятия воинские части и т. п.) распространяется требование о возмещении вреда, причиненного природной среде от стационарной передвижной деятельности военных подразделений, военных оборонных объектов. Такой вред подлежит возмещению потерпевшим - предприятиям, организациям, гражданам в случае факта экологического правонарушения, так и при правомерном причинении вреда, если это предусмотрено законом. В частности подлежит возмещению правомерный вред причиненный военным ведомством во время проведения учений, маневров и иной деятельности военных формирований в мирное время.
Заключение
При решении проблем обеспечения экологической безопасности Вооруженные Силы РФ рассматриваются со следующих позиций: в силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными энерго и материалоемкими техническими системами, Вооруженные Силы являются реальным и потенциальным источником загрязнения экосистемы; сами Вооруженные Силы осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков.
Вооруженные Силы обладают мощным материальным и научно-техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в решении как собственных, так и государственных экологических проблем.
Литература
1. Лагунова А. И. Экологическая безопасность регионов России. В 2-х частях. Ч.2. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 231 с.
2. Лапина М. А. Обеспечение экологической безопасности правоохранительными органами: зарубежный опыт: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – 115 с.
3. Ильичев А. В. Начала системной безопасности. – М.: Научный мир, 2003, – 456 с.
4. Куценко В. В., Гурова Т. Ф. Экологическая безопасность: методологические подходы и способы реализации. Учеб. - метод. Пособие/ Под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – 160 с.
5. Буркин А.И., Воздвижников А. В., Национальная безопасность России, – Москва, 2005 г, Изд. «РАГС» – 520 с.
6. Россинская М.В. Основы обеспечения эколого-экономической безопасности региона: монография / М.В. Россинская. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. – 186 с.
7. Экологическое управление: Учебное пособие/ Под общ. Ред. А. Д. Урсула. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 284 с.
8. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. – М.: МГФ «Знание», 1999. – 704 с.
9. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Изд-во «Мысль», 1990. – с. 41–42.
10. Экология. Юридический энциклопедический словарь/ под ред. Проф. С.А. Боголюбова. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 448 с.
11. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 930 с.
12. Концепция экологической безопасности России, 1993
13. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1999 г.)
14. Мышко Ф. Г. Обеспечение экологической безопасности России. Теоретические, правовые и организационные проблемы, – М.: Экономическое образование, 2002 . – 85 с.
15. ФЗ от 10 января 2002 г., №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
16. Проект ФЗ «Об общем техническом регламенте «Об экологической безопасности»
17. Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов, – Москва, 2003 г, Военное издательство. – 111 с.
18. РФФИ, Объем продаж высвобождаемого военного имущества по округам. – РФФИ, – 2001.
19. Высвобождение недвижимого военного имущества: практика работы в странах Европейского Союза и Российской Федерации./Проект: «Передача бывших военных территорий для гражданского использования» EuropeAid/120026/C/SV/RU – Москва, 2006г. – 277 с.
20. Передача бывших военных территорий для гражданского использования. Отчет о начальной стадии. Июль 2005 – сентябрь 2005. / Проект ТАСИС «Передача бывших военных территорий для гражданского использования» EuropeAid/120026/C/CV/RU – Москва, 2005 г. – 510 с.
21. Материалы Международной практической конференции «Передача высвобождаемых военных объектов и территорий в гражданское использование: проблемы и пути повышения эффективности». / Поддержка внедрения механизмов регулирования земельных и имущественных отношения EuropeaAid/113842/C/SV/Russia – Москва, 2005 г. – 82 с.