Охрана памятников архитектуры, а также особенности реставрационной практики неразрывно связаны с историческими и политическими процессами, происходящими в обществе.
Актуальность исследования состоит в том, что изучение процесса становления реставрации представляет научный и практический интерес. На сегодняшний день реставрация не может развиваться без исследования опыта предыдущих поколений. Эти знания необходимы реставраторам-практикам в их повседневной работе, так как всякий реставрационный процесс начинается с изучения истории создания памятника, а также возможных реставраций в предшествующие годы.
Город Нижний Новгород (прежнее название - г. Горький) имеет богатую историю, множество памятников архитектуры и, соответственно, свою историю развития реставрации как науки. Началом становления научной реставрации в г. Горьком можно считать послевоенный период. В этот период весь Советский Союз был охвачен идеей возрождения своей Родины, поэтому во многих городах активизировался процесс реставрации и воссоздания памятников архитектуры.
Меня заинтересовал именно этот период, поэтому целью моего исследования стало изучение реставрационной практики в России второй половины ХХ столетия, а также выявление особенности нижегородской школы реставрации на примере Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (далее ГСНРПМ).
В соответствии с этим в исследовании поставлены следующие задачи:
- анализ реставрационной практики в СССР в послевоенный период;
- изучение принципов реставрации и основных видов работ на памятниках архитектуры;
- определение понятий «методы и приемы», применяемые при реставрации памятников архитектуры;
-проследить процесс становления ГСНРПМ в середине ХХ в.;
- изучить основные реставрационные работы ГСНРПМ во второй половине ХХ в.
История развития реставрации в СССР в середине ХХ в.
Процесс реставрации памятников архитектуры в нашей стране имеет давнюю историю. Особый интерес к сохранению памятников, размах реставрационных работ в нашей стране, разнообразие методик, применяемых в реставрационной практике, приходится на ХVШ - начала XX веков. Реставраторы этих столетий своей деятельностью определили общий характер научного подхода к реставрации, наметили перспективу развития её последующих концепций.
Первые труды по истории реставрации относятся к рубежу Х1Х-ХХ вв. В начале ХХ столетия появляются первые Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), способные решать проблемы учета регистрации и охраны культурного наследия. В 1934 году мастерские ликвидированы. И все же, несмотря на трагические обстоятельства атеистического времени, в крупных музеях, институтах и реставрационных организациях не прекращалась плодотворная исследовательская и нормотворческая работа, связанная с разработкой новых материалов, методик реставрации и консервации памятников, принципов музейного хранения. В 1936 г. Наркомпросом была проведена даже Реставрационная конференция. Предвоенные годы не были ознаменованы никакими важными законодательными инициативами в области охраны и реставрации культурного наследия. Одним из последних актов такого характера было Постановление ВЦИК и СНК РФ от 10 февраля 1934 г. «Об охране археологических памятников»
Необходимо отметить, однако, что в 1931 г. (в предчувствии приближающейся войны) в Афинах состоялась первая международная конференция архитекторов и специалистов по охране исторических памятников, которая признала абсолютную ценность художественного наследия прошлых эпох. В декларации излагалось положение об отказе от целостных реставраций взамен сохранения разновременных стилистических наслоений. Главным видом работ на памятнике была признана консервация. Остальное рассматривалось как ее частные случаи: анастилоз, раскрытие, дополнение, обновление. Афинская хартия положила начало формированию научной основы реставрации на международном уровне. Ее принципы были пересмотрены и расширены лишь в 1964 г., когда была принята Венецианская хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Эти документы, безусловно, оказали влияние и на становление реставрации в СССР в довоенный и послевоенный период.
Обращение к реставрации в Советской России, а также к изучению ее научных подходов в 1940-е - 1960-е годы было вызвано трагическими последствиями, в которых оказалось архитектурно-градостроительное наследие после Великой Отечественной войны. Нужно было практически заново создавать основы и методики реставрационных работ на памятниках. Масштаб требуемых восстановительных работ на историческом наследии страны был колоссальный. Так в 1944 г., еще до окончания войны постановлением Правительства ЦК КПСС восстанавливаются упраздненные в 1934 г. Центральные реставрационные мастерские, получившие теперь новое название — Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские. В декабре того же 1944 г. специальная проектно-реставрационная мастерская была организована в Новгороде
Но по-настоящему поворотным этапом истории охраны и реставрации памятников культуры в нашей стране стали 1947—1949 гг., когда Правительство РСФСР, а затем и Правительство СССР приняли ряд важнейших актов, благодаря которым были спасены тысячи памятников истории и культуры. С этого момента система охраны памятников превратилась в реально действующую государственную структуру.
Постановление СМ РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры» от 22 мая 1947г. определило «Считать неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики, подлежащим государственной охране». Государство уже не отказывалось нести значительную часть расходов по содержанию и реставрации памятников. «Работы по ремонту, восстановлению и реставрации памятников архитектуры осуществляются областными, краевыми исполкомами... Средства, необходимые для ремонта, восстановления и реставрации памятников... при отсутствии специальных средств, предусматриваются в местном бюджете». В охранные договоры должны были включаться «обязательства, предусматривающие порядок использования, охраны, содержания и необходимый ремонт (реставрацию) памятников». Предусматривались (§ 5) достаточно суровые меры в отношении пользователей, «не обеспечивающих сохранность и правильное использование памятников, а также не выполняющих требований органов архитектуры». Им грозило изъятие используемых зданий из их ведения, возмещение за свой счет «убытков и восстановление повреждений памятников». Устанавливался (§ 7) запрет на снос и передвижку памятников архитектуры, хотя и оговаривалось, что «в исключительных случаях» такие акты могут допускаться, но «только с разрешения Управления по делам архитектуры при Совмине РСФСР» [20, с. 63].
Принципиально важное, значение имели еще два положения, впервые сформулированные в «Постановлении» 1947 г. ( § 1), под понятием «памятник архитектуры» имеется в виду единый культурный комплекс, в который помимо здания включаются также «связанные с ними декоративные убранства (монументальная живопись, скульптура, мебель)». А в § 6 дается четко сформулированное ограничение на формы использования памятников: «…запретить использование для каких бы то ни было целей, кроме музейных или по прямому назначению, памятника».
Таким образом, необходимо сделать очень важный вывод о том, что делу становления процесса реставрации в СССР в послевоенный период способствовал ряд политических решений и правительственных документов, направленных на сохранение памятников архитектуры. В результате появляется документ, имеющий важное значение для развития реставрационного дела в послевоенный период. Это постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры». В нем отмечалось, что в деле охраны памятников существуют серьезные недостатки; руководство охраной и реставрацией архитектурных памятников осуществляется крайне неудовлетворительно. Одним из пунктов постановления стало поручение Комитету по делам архитектуры при СМ СССР «организовать в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры специальные научно-реставрационные производственные мастерские на хозяйственном расчете». В результате в 1945-1948 гг. повсеместно организуются Специальные научно-реставрационные мастерские (СНРМ), ими проводиться крупные реставрационные работы на памятниках национального зодчества. Размах реставрационных работ был столь масштабен по всем республикам, что через несколько лег они дали большой материал для методических выводов.
Президиуму АН СССР предписывалось образовать научно-методический совет по охране памятников культуры с привлечением видных специалистов в области изучения и реставрации объектов наследия, представителей Комитетов по делам архитектуры, искусств и делам культурно-просветительных учреждений при СМ СССР и союзных республик, возложив на Совет осуществление научно-методического руководства, совершенствование научных методов реставрационных работ и установление научной классификации памятников культуры.
Впервые выделяются три основные аспекта «ценности» — художественный, историко-культурный, научный, — которые могут по-разному сочетаться в одном и том же объекте охраны. Одновременно ценностная классификация определяет категорию охраны, круг ответственности центральных и региональных органов разного уровня — общесоюзных, республиканских, местных.
После выхода постановления правительства встал вопрос о реорганизации уже действующих мастерских и создании новых. К 1945 г. реставрационные мастерские существовали уже в Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Они являлись проектно-реставрационными организациями и занимались в первую очередь подготовкой научно-технической документации. В 1948– 1949 гг. Главным управлением охраны памятников была разработана программа, по которой предполагалось создание 15–20 научно-реставрационных мастерских и 25 реставрационных участков.
В конце 1940-х годов появились также документы, регламентировавшие формы и методы реставрационного дела. Так в разделе III инструкции Комитета по делам архитектуры при СМ СССР от 8 апреля 1949 г. «О порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятника архитектуры» были сформулированы цели и задачи реставрации, давалось четкое разграничение реставрационных и ремонтно-реставрационных работ.
Реставрационные работы определялись задачами восстановления или воссоздания искаженного, деформированного или утраченного облика памятника, а ремонтно-реставрационные работы – задачами восстановления и физического сохранения памятника без изменения его художественно-исторического облика. Предписывалось все работы проводить, независимо от объема, характера и поставленных задач, на основе «исчерпывающих научных исследований» и выполнять их с использованием доброкачественных материалов, на высоком техническом уровне с разрешения главного управления по охране памятников (для памятников общесоюзного значения) и отделов по охране памятников (для всех остальных памятников). В документе подробно расписывалась процедура получения разрешения на ведение работ, необходимый объем документации и порядок ее утверждения, характер надзора за исполнением работ и санкции контролирующих органов.
Все эти документы систематизировали и обобщали накопленный в реставрационной сфере опыт. Но выход инструкций не уменьшил потребности в руководствах по проблемам восстановления первоначального облика памятников или их отдельных частей и деталей, тем более что каждый случай в реставрационной практике имел свои особенности, зачастую был уникальным и не вписывался в схематические конструкции. В те годы существовал острый дефицит методической литературы, недостаток квалифицированных мастеров-исполнителей, да и опыт ведения реставрационных работ в регионах был минимальным.
В конце 40-х – начале 50-х годов XX в. в рамках реализации программы по созданию реставрационных мастерских такие мастерские организуются в Казани, Костроме, Молотове (Перми), Рязани и Ярославле. Все они в той или иной мере не избежали характерных для периода становления трудностей и проблем, но находили собственные решения поставленных целей и задач. Так для решения о создании ГСНПРМ в Н.Новгороде, важным фактором стало наличие в городе значительного количества «ценнейших и уникальных памятников архитектуры», являющихся историко-художественным достоянием страны, но находящихся под угрозой разрушения.
Чтобы проследить последовательность формирования реставрации, мы составили следующую таблицу истории развития реставрации в России и СССР, в которой отразили наиболее значимые события.
Дата |
Наименование |
Содержание |
Основные аспекты отношения к архитектурному наследию в России в конце XVII начале XIX вв. |
-интерес к древнерусским крепостям; -разрушенные детали вычинивались с повторением их в прежнем виде; - введение при реставрации современных архитектурных мотивов, прежде всего классицистических; -в первой половине XIX в реставрация отдельных фрагментов, башни или ворот; -к концу XIX в. складывается понимание необходимости сохранять крепостное сооружение целиком как единый исторический памятник. |
|
1864-1917г. |
Императорское Московское археологическое общество(МАО) основано А.С. Уваровым |
-занимались реставрацией и охраной памятников старины, вели издательскую деятельность; -первое отреставрированное обществом здание палат Аверкия Кириллова(Москва); -МАО проводило археологические съезды, на которых на всеобщее обозрение выставлялись вновь открытые памятники старины. |
1910 г. |
в Санкт-Петербурге было создано Общество защиты и со- хранения в России памятников истории и старины |
-изучение церковного зодчества; -сбор материалов о памятниках архитектуры Петербурга и губерний; -регистрация памятников Ладожского и Гдовского уездов. |
1918 г. 1924-1934г. |
Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Председатель комиссии И.Э. Грабарь Комиссия преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) |
-по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. -состояла из отделений живописи, архитектуры, скульптуры, декоративного искусства; -вели учет памятников; -решались вопросы регистрации и охраны культурного наследия. |
1921 г. |
Всероссийская реставрационная конференция |
-утверждены основные положения реставрации памятников архитектуры; -представлена методика работ с целью сохранения или возрождения первоначального исторического вида здания; -базовым для реставрации стал аналитический метод. Принципы были выдвинуты В. В. Сусловым П. П.Покрышкиным, К. К. Романовым. |
1931 г. |
Афинская конференция по вопросам реставрации памятников культуры |
-ввела в употребление термин «всемирное наследие»; -признала абсолютную ценность художественного наследия прошлых эпох; - отказ от целостных реставраций, взамен сохранения разновременных стилистических наслоений; -главным видом работ на памятнике была признана консервация. |
1944 г. |
Восстановлены Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские ГЦХРМ (ранее упраздненные ЦГРМ) |
|
22 мая 1947 г. |
Постановление СМ РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры» |
-неприкосновенность историко-художественного наследия; -работы по реставрации памятников архитектуры осуществляются областными, краевыми исполкомами; -осуществляется финансирование из местных бюджетов; -разработан порядок использования, охраны, содержания и необходимый ремонт (реставрации) памятников; -запрет на снос и передвижку памятников архитектуры; -теперь памятник архитектуры рассматривается как культурный комплекс включающий в себя все декоративные убранства; - назначение памятника либо музейное, либо не подлежит изменению. |
14 октября 1948 г. |
Совет министров СССР, Постановление № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» |
-организованы в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры специальные научно-реставрационные производственные мастерские на хозяйственном расчете -образован научно-методический совет по охране памятников культуры с привлечением видных специалистов в области изучения и реставрации объектов наследия. - составление списков объектов, стоящих на государственном учете и вновь выявленных, -выделяются три основные аспекта «ценности» — художественный, историко-культурный, научный |
1949 г. |
Ведомственные инструкции «О порядке учета, регистрации и содержания памятников искусства» «О порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной» |
-сформулированы цели и задачи реставрации, давалось четкое разграничение реставрационных и ремонтно-реставрационных работ. - разработаны инструкции» определения сфер ответственности за сохранность памятника между государственными учреждениями и ведомствами и процедуры осуществления надзора за правильным их использованием. |
Таким образом, к середине ХХ в. сложились основные понятия реставрации и виды работ на памятнике архитектуры.
Как уже мы выяснили, реставраторы начала XX вековопределили общий характер научной реставрации, наметили перспективу развития её теоретических концепций. В частности, постепенно сложились основные виды реставрационных работ, применяемые на памятниках архитектуры. К ним относятся: консервация, ремонтно-реставрационные работы, реставрация и реконструкция памятника с приспособлением и воссоздание.
Реставрация — комплексный вид работ, проводимые в целях выявления и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия.Ее основная цель — продление жизни памятника. При реставрации происходит полноеего изучение на основании научно-исследовательских, изыскательских работ. Таким образом достигается наиболее достоверное, основополагающие образное и стилевое решение архитектуры здания, и обеспечение его долголетнегосуществования.Реставрационные работы обширны и разнообразны. На выбор наиболее подходящего решения реставрации,влияет ряд факторов: архитектура памятника, степень его искажения, стиль, инженерно-техническое состояние его конструкций, место сооружения в городской застройке, а также климат.
Во второй половине ХХ века одним из видов проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия являлась не только реставрация, но и полное воссоздание, цель которого состояла в полном восстановление разрушенного сооружения. Для этого были необходимы наличие архивных, архитектурных, проектных решений, с привлечением научно-обоснованных аналогий, близких по стилистическим признакам. Этот вид реставрации особенно широко стал использоваться в послевоенном СССР.
Ремонт памятника — это периодически проводимые работы по его поддержанию, включающие строительно-технологических мероприятия по устранению физического износа и восстановлению декоративно-художественного облика сооружения обычными строительными методами. При этом, как правило, основная структура памятника затрагивается в минимальной степени. Главные виды ремонтных работ — смена и окраска кровель, восполнение утрат штукатурки, возобновление покраски стен и т.п. Предварительное изучение памятника в этом случае необходимо для выявления ценных элементов, подлежащих особо бережному сохранению.
Консервация– совокупность мер, обеспечивающих сохранение архитектурного облика на длительное время, в дошедшем до нашего времени виде с позднейшими историческими напластованиями. Консервация сооружения оставляет неприкосновенной его подлинность и не грозит уничтожением каких-либо элементов, ценность которых пока еще не ясна, но может быть выявлена в будущем.
Различают два типа консервации. Один из них — мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение: установка подпорок, устройство навесов и т.п. Другой тип консервации включает сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов, среди них укрепление оснований и фундаментов, усиление основных несущих конструкций, установка связей, мероприятия по борьбе с влажностью, и т.п. Все эти средства укрепления и сохранения памятника могут быть также охарактеризованы как инженерная реставрация.
Существует отдельный вид консервационных работ - консервация руин.Под руинами подразумеваются сооружения, которые дошли до нашего времени уже в разрушенном виде. Часть таких памятников-руин составляют остатки древних построек, вскрытые археологическими раскопками. Руинированное сооружение обычно не имеет законченной архитектурной композиции, фрагментарность и живописность придают ему специфическую эмоциональную выразительность. Однако часто ощущается необходимость подчеркнуть признаки былой упорядоченности архитектурного сооружения. Эта задачу выполняет— анастилоз, установка на место подлинных фрагментов, сохранившихся до настоящего времени, но перемещенных при разрушении памятника со своего первоначального места в сооружении.
Расширение консервационного метода можно считать фрагментарную реставрацию. Она сводиться к раскрытию только одного фрагмента, с последующем освобождением его от искажающих наслоений. Такая реставрация состоит из раскрытия памятника путем удаления поздних искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов.
Целостная реставрация в отличие от фрагментарной, осуществляет возврат к прежнему состоянию памятника во всей полноте. Сохранение наслоений зависит уже не столько от их художественной и исторической ценности, сколько от датировки. Работы в этом случае носят наиболее сложный характер, включая в себя элементы консервации, фрагментарной реставрации, а также и воссоздание утраченных частей.
Реконструкция — коренное переустройство, переделка, направленная на устранение морального и физического износа здания в целом или отдельных конструктивных элементов и систем. При реконструкции выполняют частичную или полную перепланировку помещений, повышают уровень инженерного благоустройства, в ряде случаев изменяют назначение здания. Составной частью реконструкции является модернизация — приведение в соответствие с современными требованиями эксплуатационных качеств и инженерного оборудования здания. Мероприятия по модернизации направлены на снижение морального износа здания.
Перечисленные работы можно в целом свести в таблицу по охране объектов культурного наследия.
Становление Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. (ГСНРПМ)
Остановимся подробнее на рассмотрении выявленных методов и приемов реставрации на примере деятельности Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ГСНРПМ).
Мастерская была образована в 1957г. на базе горьковского участка республиканской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, существовавшей с 1949г. Участок же образовался после постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1949 года «об организации в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры специальных научно-реставрационных производственных мастерских на хозяйственном расчете», главным управлением охраны памятников была разработана программа по которой предполагалось создание 15–20 научно-реставрационных мастерских и 25 реставрационных участков. По словам исследователя Нижегородской архитектуры О.В.Орельской «…это был «золотой» период в развитии нижегородской реставрации». За время существования мастерская отреставрировала более 70 историко-архитектурных памятников г. Горького и области. Первым руководителем ее был С.Л.Агафонов. Директором мастерской в 1957-58 был Рязанов В., с 1983 Колчин Н.И. Главным архитектором в разное время были Агафонов С. Л., Широкова Г. А. Главные инженеры Вир В.П., Симонов Е.С. Дыньков Н.Г.
Нижний Новгород богат памятниками архитектуры, однако реставрационная активность мастерской, в послевоенные годы, была направлена, преимущественно, на восстановление кремля, что и послужило официальной причиной создания ГСНПРМ. Деятельность мастерской состояла из последовательных этапов реставрации объекта, предварительные исследования, которые включали в себя полное обследование памятника на момент проведения работ, а также инженерные изыскания, эскизное предложение возможного образно-художественного решения, архитектурные и инженерные решения, способствующие полной реализации принятого решения. Однако временной промежуток между обследованием объекта и реализацией его проекта, не всегда был последовательным, разница между стадиями длилась в несколько лет, а порой даже могла остаться только в бумажном варианте.
В ходе анализа деятельности мастерской нами была разработана таблица - сведений о памятниках истории и культуры по которым проведены ремонтно-реставрационные работы с 1970-1983г.
№ |
Наименование и местонахождения памятника |
Авторы и участники проекта реставрации |
Дата разработки |
Характер реставрационных работ |
г. Горький |
||||
1. |
Нижегородский кремль
|
Агафонов С.Л Пименов Л.И Столяренко |
1972 1972 1979 |
Воссоздание Воссоздание Приспособление под колокольню, молодежный пост №1 |
2. |
Печерский монастырь
|
Агафонов С.Л Пименов Л.И Столяренко С.Н |
1972 1975 1978 |
Реставрация с приспособлением |
3. |
Благовещенский монастырь
|
Пименов Л.И Широков В.А Лир В.А Бессонов Г. |
1975 1979 1979-83 |
Реставрация с приспособлением Противоаварийные укрепительные работы Реставрация |
4. |
Дом Петра I(Чатыгина) |
Лапин Л.И |
1973 |
Реставрация приспособление под отделение ВООПИК |
5. |
Палаты Пушникова |
Пименов Л.И |
1969-81 |
Реставрация |
6. |
Дом Олесова |
Пименов Л.И Широков В.А |
1974-76 |
Реставрация и приспособление под отделение архитектуры |
7. |
Музей быта народов Нижегородского Поволжья |
Самойлов Ю.Г Лапин Л.И Погодина Фролова |
1968-72-81 |
Реставрация с приспособление под музейную экспозицию |
8. |
Собор Александра Невского |
Агафонов С.Л Сундиева О.Е «Граждан Проект» |
1983 |
Воссоздание шатров |
9. |
Петропавловская церковь им.Кулибина |
Курлин А.Н |
1976 |
Приспособление под учреждение культуры |
10 |
Нижегородский острог. Тюремный замок |
Широков В.А |
1981-83 |
Реставрация с приспособлением под музейную экспозицию |
11 |
Усадьба Добролюбовых ул. Октябрьская 2а |
Кармазина Е.Л |
1983 |
Реставрация с приспособлением под музейную экспозицию |
Горьковская область |
||||
12 |
Лысковский район Макарьевскийжелтоводский монастырь
|
Пименов Л,И Широков В.А |
1972 1974 1983 1983 |
Противоаварийные укрепительные работы Реставрация |
13 |
г.Лысково Спасо-преображенский собор |
Широков В.А |
1976-82 |
Реставрация фасадов |
14 |
Вознесенская церковь |
Столяренко С.Н Кагоров В.М |
1983 |
Реставрация |
15 |
г.Арзамас Рождественская церковь |
Столяренко С.Н |
1983 |
Приспособление под производственную базу ГСНРПМ |
16 |
Ильинская церковь |
Кагоров В.М |
1983 |
Реставрация (прежде не использовалась) |
17 |
село Б. Болдино
|
Погодин З.Г Фролова Н.Н Курлин А.Н Кагоров В.М |
1976 1983 1983 |
Реставрация с изменением функции Реставрация Воссоздание |
Анализ основных реставрационных работ ГСНРПМ
Основополагающей работой мастерской в первые годы стало восстановление Нижегородского кремля. Работы по кремлю возглавил Игнатий Викентьевич Трофимов, он начал обследование памятника, а после его отъезда в Москву два года спустя, научным руководителем реставрационных работ, а также ведущим архитектором мастерской стал Святослав Леонидович Агафонов. С 1951 по 1966 год под его руководством велись реставрационные работы в Горьком и других городах Горьковской области.
Реставрационные работы Нижегородского кремля шли долгое время, с 1949 по 1980е гг. Реставрация кремля была разбита на три очереди.
- Первая осуществлялась до 1956 года. Тогда были выполнены значительные работы по стенам от Белой башни до Часовой, восстановлены верхние ярусы Белой, Часовой, Северной, Тайницкой башен, стоявших без кровли.
- В декабре 1958 года вышло распоряжение Совета Министров РСФСР об организации Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника, основным ядром которого стал Нижегородский кремль. Это способствовало активизации работ и продолжению второго этапа, завершившегося к 1961 году, когда С.Л. Агафоновым был в целом завершен эскизный проект реставрации кремля. (рис.1)
Рис. 1 Нижегородский кремль в XVII в. Реконструкция С. Л. Агафонова
-Третий этап охватывает период с начала 1960-х до начала 1970-х годов. Главной задачей было не просто воссоздать облик кремля, а как можно достоверно и точно приблизиться к его первоначальному облику.Для этого все возможные сохранившиеся элементы и конструкции стен сохранялись, зачастую перекладывались заново. Также важно отметить, что при реставрации применялся специальные, идентичныеподлинным, строительные материалы. В ходе работ, были проведены серьезные геологические укрепления, так как подвижность грунта могла нарушить расположения башен Борисоглебской и Зачатьевской, однако каждая из башен восстановлена на своем прежнем месте. К восстановлению каждой башни кремля применялся индивидуальный подход, не одна из башен не является повторением.Тщательное изучение сохранившихся фрагментов и анализ принципов построения структуры, а также отдельных конструктивных частей и деталей всех воротных башен кремля дало возможность С.Л.Агафонову с высокой степенью достоверности реконструировать первоначальный облик Зачатской башни.Для достоверного восстановления проводились полные научные исследования ГСНРПМ, на основании раскрытия поздних наслоений, архивных материалов, графических иллюстраций Олеария. (рис.2)
Рис. 2 Кремль в XVII в. Гравюра А. Олеария (1656 г.)
Кроме работ по Нижегородскому кремлю Горьковская мастерская в 1962-1981г. выводила из тяжелого аварийного состояния Печерский Вознесенский монастырь. На территории монастыря проводились комплексные конструктивные и инженерные работы по восстановлению. Удалось осуществить полную реставрацию храмов, чему способствовало размещение в 1970-1980 на территории монастыря самой ГСНПРМ. Монастырские церкви, превращенные в советское время в производственные помещения, приобрели свое первоначальное назначение.
Реставрация монастыря проводилась по всем объектам, так проект реставрации архиерейских палат имел ряд вопросов: датировки памятка, его архитектурно-художественного убранства, а именно формы окон и их наличников. С.Л. Агафонов, руководивший реставрационными работами в монастыре в 1960-е - 1970-е годы и изучавший архитектурный ансамбль, временем возникновения палат назвал рубеж XVII – XVIII веков. Такая датировка основывалась на общем архитектурно-художественном анализе объекта и его декоративного убранства в сравнении с другими памятниками русского средневекового зодчества. Архитектором В.Я Чащиным была выполнена реставрация оконных проемов и их наличников (рис.3). При этом окна первого этажа получили арочное завершение. В целом проведенные тогда работы имели характер консервации с элементами фрагментарной реставрации.
Рис.3 Архиерейские палаты Нижегородского Печерского монастыря. Вариант проекта реставрации с воссозданием общего облика на XVII век.
Нижний Новгород имеет на своей территории три ценнейшие памятники ХVП в.: Дом Петра I (дом Чатыгина), палаты Пушникова, дом Олесова, которые также были отреставрированы ГСНПРМ.
Рассмотрим ход реставрации дома Петра. В 1960 году, в результате проведенного обследования здания, было установлено его аварийное состояние (архитектор Е.А. Окишев, инженер Н.Г. Дыньков). Тогда же архитектором ГСНРПМ Е.А. Окишевым был разработан проект реставрации дома.
- Первый этап реставрационно-восстановительных работ был выполнен в 1960-1961 годах: заполнение мест сгнивших связей, удаление позднейшего декора, разборка контрфорсов, реставрация северного фасада. Однако работы были приостановлены (рис.4).
Рис.4 Обмерный чертеж главного фасада Дома Петра I (Чатыгина) 1960г. Выполнили Агафонов С.Л Рязанов К Потапов И
-Реставрация здания продолжилась лишь в 1972 году. Второй этап реставрационно-восстановительных работ завершился в 1974 году (архитектор В.А. Лапин). Были восстановлены окна южного и восточного фасадов, устройство тесовой кровли, осуществлены работы по интерьерам и др. При работах 1973 года искажен рисунок кокошников окон третьего яруса, особенно южного фасада (рис.5). В помещениях отреставрированного дома разместилось Горьковское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое оказывало значительную помощь при сохранении памятников истории и культуры и на средства которого частично проводилась реставрация.
Рис.5 проект реставрации главного фасада Дома Петра I (Чатыгина) 1961г. Выполнили Агафонов С.Л Рязанов К.И Окишев Е.А
На основе анализа общей направленности всех видов реставрационных работ, осуществленных ГСНРПМ, мы составили следующую таблицу:
|
Нижегородский кремль |
Печерский монастырь |
Дом Петра I |
|
1949-1981 |
1962-1981г |
1960. 1972-74 |
|
Агафонов С.Л Пименов Л.И Столяренко Ю.Г |
Агафонов С.Л Пименов Л.И Чащиным В.Я Широков В.А |
Окишев Е.А Дыньков Н.Г Рязанов К.И Лапин В.А Широкова Г.А |
|
Фрагментарная |
Целостная |
Целостная |
|
Стилистический (Анализ иллюстраций Олеария) Археологический (Изучение архивных данных, и реставрационной практики кремлей России) |
Стилистический (Сравнение с другими памятниками русского средневекового зодчества.) |
Стилистический (Сравнение с другими памятниками 17 века. Палаты Поздноевых в Пскове |
|
-Воссоздание. -Ремонтные реставрационные работы; |
-Ремонтные реставрационные работы; -Приспособление |
-Ремонтные реставрационные работы; -Приспособление |
|
-Реконструкция с сохранением функции -Авторские дополнения |
Реконструкция с возращением функции |
Реконструкция с элементами музеефикации |
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования получены следующие выводы:
Установлено, что изучение становления процесса реставрации представляет научный и практический интерес, поскольку современная реставрация не может развиваться без осмысления опыта предыдущих поколений.
Выявлено, что делу становления процесса реставрации в СССР в послевоенный период способствовал ряд политических решений и правительственных документов, направленных на сохранение памятников архитектуры.
В процессе исследования выявлены основные направления работы ГНСПРМ, приемы и методы , применяемые в реставрационной практике, которые могут быль использованы современными реставраторами.
Список использованной литературы
1. Орельская, О. В. "Святослав Агафонов. Возродивший кремль"— Н. Новгород: Студия «Промграфика», 2001-192с.
2. Сотников, Б. Е. Архитектурно-историческая среда : учебное пособие / сост. Б. Е.Сотников. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 208 с.
3. И.С. Агафонова, А.И. Давыдов Проект реставрации архиерейских палат нижегородского Печерского монастыря и его реализация. [Электронный текст]/ Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры, 2010г.
4. Петров, И. В Арефьев, А. П. Нижегородский кремль. К 500-летию памятника архитектуры XVI века. Нижний Новгород: Комитет по делам архивов Администрации Губернатора Нижегородской области, 2003. – с. 132.
5. Соколова Т.Н. Формирование некоторых тенденций реставрационной методики в послевоенное время. /История и теория реставрации памятников архитектуры. Сборник. Москва - 1986
Грабарь И.Э. Научные основы реставрации памятников искусства. - Вестник Академии наук СССР, 1944. № 3, с. 108
6. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»Основные виды работ на памятниках архитектуры и область их применения
7.Л.И.ЛифшицИстория законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX—XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М., 2008
8. Государственный архив специальной документации Нижегородской области Фонд № Р-5 Опись № 1 особо ценных дел постоянного хранения за 1949-1992 гг.
9. ГАСДНО. Ф.Р-5. Оп.5. Д.4. Л.3. Л.1.