ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННО-ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННО-ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Шарипова О.В. 1
1Академия ФСИН России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования ценностных ориентаций юношей и девушек на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития1. Современное российское общество характеризуется как кризисное, нестабильное, «переходное», «трансформирующееся»2.

Российское общество за последние годы претерпело глобальные изменения. Социальные изменения, произошедшие в России, привели к обострению социальных проблем, таких, как бедность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансформационного общества.

Проявление отклонений в поведении юношей и девушек в современном обществе связано в первую очередь с кризисной социализацией. Кризисы могут породить конфликт с обществом, социальной группой, разочарование. Юношеский возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров. С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, юношеский возраст – это возраст маргинальности, поисков тождественности, основанной не на актуальном положении юноши / девушки в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными успехами положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности).

Поэтому современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере юношей и девушек, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе.

Однако вопрос о том, как именно ценностная трансформация общества отражена в моральном сознании юношей / девушек, как меняются их ценностные ориентации, то есть их представления о том, что является принципами общения и взаимодействия между людьми, представляется недостаточно изученным.

Целью исследования является определение психолого-педагогические особенностей формирования жизненно-ценностных установок у курсантов.

Объектом исследования являются образовательное пространство Академии ФСИН России.

Предметомисследования являются психолого-педагогические особенности, которые необходимы для формирования жизненно-ценностных установок у курсантов.

Задачи исследования:

  • рассмотреть развитие ценностных ориентации в юношеском возрасте;

  • подобрать методы и методики диагностики ценностных ориентации курсантов четвертого курса психологического факультета академии ФСИН России;

  • проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: покидая Родину с целью обучения в другом городе, курсант не теряет ценностей, касающихся семьи.

Методы и методики исследования: Методика «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича, диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

Глава I. Теоретико-методологический подход к анализу ценностей и жизненных установок у курсантов образовательных учреждений ФСИН России

1.1Основные подходы к определению жизненно-ценностных установок

Понятие «ценностные ориентации» появилось достаточно давно и рассматривается различными науками. Слово «ценность» впервые упоминается еще в античных источниках. Диогеном Лаэртским в описании философских рассуждений стоиков, для стоиков «ценность … есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, … польза, содействующая жизни, согласной с природой;… в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком»3.

Впервые упоминание понятия «ценность» в категориальном смысле принадлежит немецкому философу XX века Ф. Лотце, которое изучалось в науке аксиология. У понятия «ценность» были многочисленные синонимы, например: «благо», «добро», «красота», «истина», «сила», «величие», «счастье», «справедливость», «закон», «блаженство», «идея», «польза» и многие другие. В средние века утверждаются три высшие ценности: истина, добро и красота4.

Отечественные социологи активно осваивают теоретико-методологические основания анализа ценностной трансформации современного общества.

Некоторые авторы не разделяют подобную позицию и скорее согласны с теми авторами, которые полагают, что понятие ценность отражает лишь одну сторону значимости - позитивную. Как пишет А. М. Коршунов, «в обществе любые события, так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Но только некоторые из них - положительно значимые - составляют ценность» связи с этим он дает такое определение ценности. «Ценность- это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом»5.

Ценность, по определению М. С. Кагана, необходимо рассматривать как феномен, возникающий в «объектно-субъектном отношении». Ценность — это «значение объекта для субъекта», а оценка - «эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом». Субъектом в данном случае может выступать отдельный индивид, личность, небольшая контактная группа (семья, коллектив), большая неконтактная социокультурная группа (нация, профессиональная группа, поколение) и, наконец, человечество в целом. При этом конкретный человек всегда выступает носителем всей «пирамиды» ценностей, которая выражает интересы и идеалы этой «пирамидальной» структуры субъекта6.

Следующим образом определяет понятие ценность ученый Ж. Т. Тощенко. Он полагает, что «ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться». При этом ученый подчеркивает, что именно ценности являются основой нравственных принципов человека, обосновывая «нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми»7.

С точки зрения исследователей проблем ценности, особое значение имеет понятие ценностные ориентации, которое наиболее глубокую теоретическую и эмпирическую интерпретацию получило в работах В. А. Ядова. Понимая под ценностными ориентациями «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения», российский ученый видит в них важнейшие регуляторы социального поведения индивидов.

В своей теории диспозиционной структуры личности В. А. Ядов подчеркивает, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. Именно ценностные ориентации, считает В. А. Ядов, выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора8.

Таким образом, ценностные ориентации — это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а также способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.

Рассмотрев понятия ценности и ценностные ориентации можно сделать вывод о том, что ценности зародились раньше, чем ценностные ориентации, однако, ценностные ориентации практически отождествляются с ценностями: те же функции (регуляция поведения личности или социальной группы), тот же механизм формирования (процесс социализации), те же критерии классификации и типологии (по субъекту; по сферам жизнедеятельности; по соотнесенности с потребностями и т. д.).

1.2 Роль семьи в формировании жизненно-ценностных установок

С точки зрения формирования личности, важным моментом психологической готовности молодых людей вступать в брак является его готовность задуматься над смыслом своих действий, то есть первым шагом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Существует целая система противоречий, возникшая между понятиями брака в процессе первичной социализации личности и требованиями, с которыми она сталкивается в своей будущей личной жизни9. Н. И. Шевандрин выделяет следующие факторы, которые способствуют образованию неадекватных установок в брачно-семейных отношениях молодого поколения: аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей о воспитании своих детей; отрицательные отношения между родителями; конфликтные отношения в семье; вмешательство родственников в дела семьи и воспитание детей10. Большая заслуга в реализации добрачного воспитания молодежи, подготовки молодежи к семейной жизни принадлежит В.А. Сухомлинскому. Семейное воспитание как форма воспитания подрастающего поколения в обществе включает в себя, по словам В.А. Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, членов семьи и объективное влияние повседневной жизни, семейных отношений на детей11.Анализируя опыт семейного воспитания, педагог показал, что «семья с существующими в ней отношениями между родителями и детьми - новая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания». Сухомлинский В.А. глубоко убежден, что семья должна быть начальной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит - участвовать в формировании нравственных принципов и концепций, и развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения12. В работах В.В. Бойко показано, что воспитание любви к детям является одним из показателей репродуктивного поведения и определяется в основном бессознательными установками, которые при противоречии с декларируемыми мнениями могут приводить к расхождению желаемого и фактического количества детей. Особое значение в образовании девочек имеет воспитание у них адекватных установок материнства13. После анализа изложенного теоретического материала можно сделать вывод, что в ходе подготовки молодежи к семейной жизни появляется зависимость от ряда факторов, одним из которых и является родительская семья, которая заложила основу для формирования их личной семейной ориентации. Итак, в заключение можно сказать, что трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентирован на неудачи, антиобщественное поведение родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от тех ценностей и норм, которые приняты в обществе и даже противоречить им. В семье, как правило, формируется своя социально – ценностная ориентация, которая и передаётся детям. Сегодня наиболее активный период социализации молодого поколения происходит в сложных условиях экономической и политической нестабильности, сопровождающийся разрушением традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных изменений семья призвана стать эффективным инструментом для создания новых ценностей и норм поведения.

1.3 Формы и методы формирования жизненно-ценностных установок

Психосоциальные процедуры, используемые в социальной работе, главным образом направлены на изменения социального функционирования человека в контексте его межличностных отношений. Под социальным функционированием понимается взаимодействие между двумя главными аспектами – индивидом и окружающей его социальной средой.

Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными случаями в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами. В этой системе представлены условия субъект-субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем.

Взаимодействие в индивидуальной работе происходит через систему последовательных действий со стороны социального работника и лица, обратившегося за помощью. Самое главное, между специалистом и клиентом должен быть установлен контакт.

Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Преимущество групповой работы над индивидуальной – в получении «добавочного продукта» за счет достижения и использования т.н. синергетического эффекта, при котором результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных участников. При этом они чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается и происходит качественный скачок в результативности. Синергетический эффект получается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции, а возможно, за счет фасилитационного воздействия одних членов группы на других. Устойчивый синергетический эффект достигается на этапе достаточной зрелости группы.

По количественному составу группа должна быть не менее трех человек. В противном случае не может быть достигнута развернутая кооперация, специализация, др. групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и дальше она может продвинуться при успешной работе в решении поставленной задачи. Практика показывает, что группа из 2-3 человек может оказаться эффективнее, чем индивидуальная работа; в группе свыше 7 человек возникают проблемы социотехнического характера, связанные с регулированием внутригрупповых процессов, такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы. Работа замедляется, а общение становится белее поверхностным.

Желательно, чтобы группа была однородна по возрастному составу, чтобы уровень интеллекта был примерно одинаков и не низкий. Нежелательна группа с одним мужчиной, остальные – женщины – и наоборот. Возможный половой состав группы: 40% мужчин и 60% женщин, или наоборот. Можно выделить также факторы, способствующие или препятствующие групповой работе. К числу первых следует отметить адекватность состава группы тем задачам, которые она решает; значимость задачи для всех участников; соответствие технологий взаимодействия групповым нормам и характеру решаемой задачи; оптимальный состав и численность группы; гармоничное распределение ролей. Оптимальность условий не всегда означает их благоприятность. К числу препятствующих факторов следует отнести незначительность задачи; слишком жесткие условия ее существования; неэффективные способы ведения групповой работы; редкость и недостаточная продолжительность встреч, надежда на быстрый и легкий успех, необоснованная надежда на социального работника. Решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной. Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов. Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники14.

Воспитательный процесс обеспечивается совокупностью применения различных методов, таких как убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение15.

Таким образом мы рассмотрели формы и методы работы и воспитания человека, посредством которых формируются жизненно-ценностные установки. Так как процесс возникновения ценности может происходить как в обществе, так и вне его.

Глава II. Исследование особенностей формирования ценностных ориентаций у курсантов образовательных учреждений ФСИН России

2.1 Диагностика ценностных ориентаций и социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере курсантов четвертого курса психологического факультета Академии ФСИН России

Нами было проведено исследование на выявление ценностных ориентаций и социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере курсантов четвертого курса психологического факультета Академии ФСИН России и использованием опросов, тестов и наблюдения.

Оборудование и бланки. Обследуемым выдавались стимульные списки по методике «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича, бланки методики О. Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере» (см. Приложения 1 – 2).

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной. Теоретическими моделями для данной методики послужили работы по изучению социально-психологических установок Д. Н. Узнадзе, постулаты о двух основных личностных установках («экстравертированность» – «интровертированность») К. Юнга, а также выделенные Э. Фроммом фундаментальные установки психики, такие как «некрофилия» – «биофилия», «быть» – «иметь» и др. Основным теоретическим тезисом методики служит постулат Д. Н. Узнадзе об установках (направленности) личности как о предшествующей сознанию ступени развития человеческой психики. Проведенные автором экспериментальные исследования позволили выявить несколько взаимосвязанных социально-психологических установок и разработать методику, позволяющую диагностировать степень их выраженности у личности16.

Методика О. Ф. Потёмкиной состоит из двух блоков по 40 вопросов и предназначена для диагностики установок в мотивационно-потребностной сфере личности (см. Приложение 2). Первый блок исследует установки, направленные на «альтруизм» и «эгоизм», «процесс» и «результат», а второй – ориентированные на «свободу» и «власть», «труд» и «деньги».

Процедура проведения опроса предполагает предъявление тестового материала как по отдельным блокам, так и в целом. Время на проведение опроса и анализ результатов методики – 30-40 мин.

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос»17.

Обработка результатов проводится по шаблону протокола данных по горизонтальным строкам (см. Приложение 2). На основании результатов можно выявить несколько типов респондентов: группа высокомотивированных личностей с гармоническими ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени; группа низкомотивированных респондентов, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо; группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие даже могут отсутствовать18.

В процессе индивидуального консультирования по результатам тестирования целесообразно уточнить причины дисгармоничности ориентаций или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

Методика «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича. Данная методика является техникой, направленной на исследование индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей19.

Базой для разработки данного опросника стали теоретические положения самого М. Рокича. Он определяет понятие ценностей двояко. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей и определенного смысла жизни по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого, М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности-средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждений, определяя ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения». Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика по сути проективная.

Достоинством методики является ее компактность, быстрота проведения и обработки результатов, универсальность, то есть пригодность к использованию на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Достоинством методики является также ее гибкость – возможность варьировать для решения определенных задач как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам методики можно отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются на их абсолютную значимость. Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных ответов, допускает влияние социальной желательности и, как следствие, неискренности.

Адаптация теста М. Рокича на русскую популяцию была выполнена А. Гоштаутасон, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (ИСЭП АН СССР), а модификация – И. Г. Сениным (Опросник терминальных ценностей «ОтеЦ»).

Данные о валидности и надежности методики: надежность данного метода проверялась М. Рокичем как устойчивость ценностной структуры к перетестированию через временные интервалы от трех недель до 14–16 месяцев на выборках студентов колледжей. Для отдельных ценностей при перетестировании с интервалом 3–7 недель показатель устойчивости по Спирмену варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). В целом, по данным как американских, так и отечественных исследователей, устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных. О валидности методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании автором различных социальных групп.

Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей – терминальных и инструментальных (см. Приложение 1). Респондентам предлагают два списка ценностей. В результате процедуры тестирования испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от 10 до 20 мин.

Процедура проведения. Исследование начинается с того, что респондентам предлагают два списка ценностей (по 18 в каждом) на листе бумаги в алфавитном порядке. Сначала предъявляется набор терминальных ценностей, затем – набор инструментальных. Далее дается инструкция следующего содержания:

Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».

Обработка результатов. В итоге испытуемый присваивает каждой ценности из списка определенный ранговый номер20.

Обработка результатов методики заключается в анализе блоков ценностей, которые предлагает выделять М. Рокич.

Анализ и интерпретация результатов исследования по методике «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича.

Наиболее предпочитаемые и наиболее отвергаемые ценности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Терминальные ценностикурсантов четвертого курса психологического факультета*

Предпочитаемые ценности

Отвергаемые ценности

Здоровье (4%)

Красота природы и искусства(3%)

Счастливая семейная жизнь (6%)

Жизненная мудрость(6%)

Любовь(5%)

Познание(5%)

Наличие хороших и верных друзей (4%)

Счастье других(5%)

Продуктивная жизнь (3%)

Творчество(3%)

*Процентное соотношение курсантов, поставивших в приоритет данные ценности

Ценностные ориентации каждого курсанта в отдельности неконтрастны по отношению к результатам всего курса. Ценностями являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, продуктивная и активная деятельная жизнь. При этом отвергаются такие ценности как: красота природы и искусства, жизненная мудрость, счастье других, творчество, познание. Нельзя говорить о негативно выявившейся картине. Подчеркнем то, что курсанты четко расставляют приоритеты.

Наиболее предпочитаемые и наиболее отвергаемые инструментальные ценности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Инструментальные ценностикурсантов четвертого курса психологического факультета*

Предпочитаемые ценности

Отвергаемые ценности

Воспитанность(4%)

Чуткость(3%)

Ответственность(6%)

Исполнительность(7%)

Образованность(4%)

Высокие запросы(4%)

Честность(5%)

Самоконтроль(6%)

Широта взглядов(9%)

Непримиримость к недостаткам в себе и других(5%)

*Процентное соотношение курсантов, поставивших в приоритет данные ценности

Для курсантов четвертого курса психологического факультета основными средствами достижения целей являются: воспитанность, честность, ответственность, образованность, широта взглядов. А игнорируются следующие: чуткость, исполнительность, высокие запросы, самоконтроль, непримиримость к недостаткам в себе и других.

Ориентируясь на результаты данной методики можем сказать, что ценности, касающиеся семьи, семейных отношений, взаимодействия членов семьи, участие родителей в воспитании, формировании личностных качеств ребенка, отношение курсанта, как младшего члена семьи к родителям, родственникам стоят на равнее с жизненно важными потребностями. То есть, для того, чтобы чувствовать себя полноценной личностью, морально здоровой, разносторонне развитой, личностью, чувствующую заботу, поддержку, опору, любовь, необходима связь с родителями, родственниками. Что касается иных ценностей, которые курсантами были расставлены чуть ниже, можем сказать, что, возможно, на этом этапе для них важнее чувствовать опору и поддержку близких людей, нежели обращать внимание на красоту природы или счастье других людей.

Анализ и интерпретация результатов исследования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной:

Таблица 3

Наиболее выраженные и наименее выраженные социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сферекурсантов четвертого курса психологического факультета*

Наиболее выраженные установки

Наименее выраженные установки

Результат (55%)

Свобода ( 49%)

Альтруизм (78%)

Эгоизм (22%)

Власть (51%)

Процесс (45%)

Труд (57%)

Деньги (43%)

*Процентное соотношение курсантов, поставивших в приоритет данные установки

Рассматривая полученные данные курсантов четвертого курса психологического факультета, обращаем внимание на то, что у них наиболее выражены установки на труд, альтруизм, результат, власть, а менее – свобода, эгоизм, процесс и деньги. Можем предположить, что именно родители и близкое окружение курсанта воспитали его как совестливого, трудолюбивого, в некоторой степени властолюбивого, желающего видеть положительные результаты своей деятельности не игнорируя процесс работы, некорыстного, ценящим свободу, любящего помогать людям, испытывающим трудности. Что в целом говорит о развитости человека. Ведь развитие человека - процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.

Для изучения социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сферекурсантов четвертого курса психологического факультета был использован такой личностный опросник как методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной и тестовая методика - «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича, что и помогло нам разобратьсяв том, что для курсанта важнее: семья, личностные потребности и интересы или нечто иное. Как выяснилось в процессе данного исследования, подкрепленного общение с курсантами на данную тему, для курсанта семья является наиболее трепетной темой для общения, и, в основном, как делятся с нами курсанты, в «трудную минуту» за помощью обращаются к родителям или родственникам. Курсант аргументирует это тем, что родитель / родственник углубляется в проблему и «лечит» не только словом, но и делом.

2.2 Психолого-педагогическая программа формирования жизненно-ценностных установок у курсантов психологического факультета Академии ФСИН России

В данной исследовательской работе в основном делается опор на влияние семьи на формирование жизненных установок, поэтому нами предлагается следующая психолого - педагогическая программа - «Формирование семейных ценностей», предназначенная для курсантов четвертого курса психологического факультета Академии ФСИН России. Срок реализации – 1 год.

Содержание:

1.Паспорт программы.

2.Концептуальные основы программы.

3.Анализ социально-педагогической ситуации.

4.Цели, задачи и направления программы.

5.Ожидаемые практические результаты

6.Содержание воспитания.

7.Механизмы реализации программы.

1. Паспорт программы

1. Наименование

психолого - педагогическая программа «Формирование семейных ценностей»

2.Основание для разработки программы

Закон РФ «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка; Декларация о правах ребенка; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

3.Заказчик программы

Коллектив курсантов, коллектив преподавателей психологического факультета Академии ФСИН России»

4.Разработчик программы

Курсант 4 курса психологического факультета рядовой внутренней службы Шарипова Ольга Вячеславовна

5. Цель и задачи программы

Цель:Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;

Задачи:

-Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.

-Формирование на примерах мирового искусства, а также понятия о благополучной семье. Формирование «семейных» отношений в группе.

-Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.

-Подготовка к будущей семейной жизни:

-Формирование половой идентификации.

-Формирование экономического мышления.

-Формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.

-Формирование представления о семейных ролях.

-Формирование социокультурных семейных ценностей.

6. Сроки реализации программы

2016 – 2017 г.

7.Исполнители программы

Курсанты, профессорско - преподавательский состав и коллектив учебно – строевого подразделения психологического факультета Академии ФСИН России

8.Ожидаемые конечные результаты

  • Обретение обучающимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;

  • умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции;

  • знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;

  • осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.

9.Организация контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет педагогический коллектив психологического факультета Академии ФСИН России

2.Концептуальные основы программы

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий. Ни одна нация, ни одно государство, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Семья обеспечивает личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно - и на дальнейшее развитие общества.

Актуальность программы «Семейные ценности» заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

2.Анализ социально-педагогической ситуации

В настоящее время сложились несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные для общества. Во–первых, это очевидная и всё более усиливающаяся мускулизация девушек и феминизация юношей, нарушение их половых ролей. Во–вторых, появление всё большего числа крайних неадекватных форм поведения: агрессивности и депрессий. В-третьих, обострение проблем одиночества в молодом возрасте и нестабильности супружеских отношений в семье. Эти процессы появляются в колледже, так как девушки опережающие в своем развитии юношей в среднем на 2,5 года, не могут видеть в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним своё превосходство, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения юношей, ведущий к усугублению конфликтов.

Сегодняшние студенты завтра станут родителями, и от того насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.

Исконная зона безопасности человека, семья, превращается в современном мире в полигон военных действий, где каждый защищает только свою территорию и отстаивает только свои права. Но семья всегда была и остается безопасным и уютным домом для каждого из нас, и дом этот ни при каких обстоятельствах не может стать ненужным пережитком прошлого.

  1. Цели, задачи и направления программы

Цель:Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;

Задачи:

  • Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье. Формирование "семейных" отношений в группе.

  • Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.

  • Подготовка к будущей семейной жизни.

  • Формирование половой идентификации.

  • Формирование экономического мышления.

  • Формирование представления о семейных ролях;

  • Формирование социокультурных семейных ценностей, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.

Основные блоки формирования семейных ценностей:

1. Организация образовательного процесса.

2.Организация воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей.

3.Организация методической работы, направленной на совершенствование учебно–воспитательного процесса.

  1. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса

4.Ожидаемые практические результаты:

  • Формирование у студентов и обучающихся способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;

  • Формирование у студентов осознанного отношения к будущему родительству, к созданию счастливой семьи.

  • Развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;

  • Психологическое благополучие ребёнка в семье;

  • Устранение дефицита психологических знаний, умений и навыков;

  • Оптимизация отношений между детьми и родителями.

  • Создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий.

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность чувства принадлежности к ячейке общества, ценностям и традициям семейной и народной культуры

1. Повышение уровня знаний о семейных традициях.

2. Осознанное отношение курсантов к будущему родительству, к созданию счастливой семьи.

3. Направленность личности на сохранение и укрепление семейных норм и традиций.

4. Повышение культуры взаимоотношений «родитель – обучающийся, курсант», «обучающийся, курсант – обучающийся, курсант», «педагог – обучающийся, курсант».

1. Опросник на выявление отношения к жизненным и семейным ценностям.

2.Анкета «Взаимоотношения в семье».

3. Анкета «Семейные традиции».

4.Педагогическое наблюдение.

5.Содержание воспитания

Программа предполагает работу по следующим блокам:

1.Организация образовательного процесса.

Направления работы:

- разработка системы единых требований и согласования основных направлений воспитания;

- создание условий для семейного воспитания на учебных занятиях;

- учет индивидуальных особенностей курсантов;

- соблюдение следующих принципов: гуманистическая направленность воспитания – означает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития; социальность – забота о благе и духовности собственной семьи, социальную активность; принцип индивидуально – личностной ориентации и дифференциации воспитания; принцип ориентации содержания деятельности на формирование социальной активности обучающихся, курсантов.

2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей.

Направления работы:

- создания условий для формирования активности, инициативности, толерантности обучающихся;

- мониторинг системы нравственности, воспитанности обучающихся;

- проведение мероприятий, конкурсов по семейному воспитанию;

-реализация социально – значимых проектов. 3.Организация методической работы, направленной на формирование семейных ценностей.

Направления работы:

- организация исследовательской работы обучающихся по заявленной теме;

- организация участия преподавателей и студентов в научно – практических конференциях различного уровня.

6.Механизм реализации программы.

Механизм реализации программы «Семейные ценности» включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:

  • обеспечение свободного допуска к нормативно-правовой базе Академии с целью обеспечения оптимальных условий для реализации данного направления;

  • расширение связей Академии с образовательными и культурными учреждениями города и области, обмен опытом по вопросам семейного воспитания.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.

Управление программой «Формирование семейных ценностей» осуществляет курсантский и преподавательский коллектив Академии.

Ежемесячно по итогам реализации программы формируется доклад, рассматриваемый на педагогическом совете или педагогическом кружке.

В целях обеспечения комплексного контроля за ходом реализации программы предусматривается:

  • осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;

  • регулярное рассмотрение хода выполнения программы на научных кружках.

Заключение

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных ценностям и ценностным ориентациям.

Исторически понятие «ценностные ориентации» (ЦО) личности развивалось как понятие, раскрывающее связь «индивидуального» и «общественного» в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ЦО образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

В то же время в силу того, что ЦО оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Под ЦО понимаются: «цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм» (Ольшанский В.Б.), установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» (Здравомыслов А.Г., Ядов В.А.), «конкретное отношение к окружающей среде» (Водзинская В.В.), «нравственность личности» (Зотова О.И., Бобнева М.И.), «детерминанты принятия решения» (Жуков Ю.М.), «сложные обобщенные системы ценностных представлений» (Попова И.М., Моин В.Б.), «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» (Алексеева В.Г.).

Ценностями для курсантов четвертого курса психологического факультета, которые нам удалось выявить, являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, продуктивная и активная деятельная жизнь. При этом отвергаются такие ценности как: красота природы и искусства, жизненная мудрость, счастье других, творчество, познание. Нельзя говорить о негативной выявившейся картине, а лишь подчеркнем, что курсанты четко расставляют приоритеты.

Для курсантов четвертого курса психологического факультета основными средствами достижения целей являются: воспитанность, честность, ответственность, образованность, широта взглядов. А инорируются следующие: чуткость, исполнительность, высокие запросы, саоконтроль, непримиримость к недостаткам в себе и других.

Ценности, касающиеся семьи, семейных отношений, взаимодействия членов семьи, участие родителей в воспитании, формировании личностных качеств ребенка, отношение курсанта, как младшего члена семьи к родителям, родственникам стоят на равнее с жизненно важными потребностями. То есть, для того, чтобы чувствовать себя полноценной личностью, морально здоровой, разносторонне развитой, личностью, чувствующую заботу, поддержку, опору, любовь, необходима связь с родителями, родственниками. Что касается иных ценностей, которые курсантами были расставлены чуть ниже, можем сказать, что, возможно, на этом этапе для них важнее чувствовать опору и поддержку близких людей, нежели обращать внимание на красоту природы или счастье других людей.

Обращаем внимание на то, что у курсантов, участвующих в исследовании, наиболее выражены установки на труд, альтруизм, результат, власть, а менее – свобода, эгоизм, процесс и деньги. Можем предположить, что именно родители и близкое окружение курсанта воспитали его как совестливого, трудолюбивого, в некоторой степени властолюбивого, желающего видеть положительные результаты своей деятельности не игнорируя процесс работы, некорыстного, ценящим свободу, любящего помогать людям, испытывающим трудности. Что в целом говорит о развитости человека. Ведь развитие человека - процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.

Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что создание семьи и семейная жизнь не потеряли своей ценности для курсантов, обучающихся вдали от Родины подтвердилась.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М., 2000; Дилигенский Г.Г., 1998; Ядов В.А., 2001.

  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб, 2003. - 66 с.

  3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова.-М.: Академия,2006. – 320 с.

  4. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии/В. В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002. – 120 с.

  5. Собкин B.C., Кузнецова Н.А., 1998; Подольский А.И. и др., 2003; Фельдштейн Д.И., 1999

  6. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1. .115–123.

  7. Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002. – С. 502.

  8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. - М.: Просвещение, 1987 - 83с.

  9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980 - 3 т - 124с.

  10. Ж. Т. Тощенко. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с.

  11. Черкасова В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.-М.,2004.-35с.

  12. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 - 156с.

  13. Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуаль­ная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. вто­рое, исправл. и дополн. — СПб.: Интерсоцис, 2009. — 138 с. («Социополис»: Библиотека современного социогуманитарпого знания)

  14. http://bookzooka.com/book/774-filosofiya-cennostej-chast-2-metodicheskaya-razrabotka-mp-danilkova/6-1-ponyatie-cennosti.html

  15. http://studbooks.net/653368/sotsiologiya/teoreticheskiy_analiz_ponyatiya_tsennostnye_orientatsii

  16. https://www.kazedu.kz/referat/188426/1

  17. http://refdb.ru/look/2616457-pall.html

  18. http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65625a2ad79a5d43a89421216c37_0.html

  19. http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-aspekt-vospitaniya-i-perevospitaniya-molodezhi

Приложение

Приложение 1

Стимульные списки по методике

«Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича

Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

1. Активная деятельная жизнь

1. Аккуратность

2. Жизненная мудрость

2. Воспитанность

3. Здоровье

3. Высокие запросы

4. Интересная работа

4. Жизнерадостность

5. Красота природы и искусства

5. Исполнительность

6. Любовь

6. Независимость

7. Материально обеспеченная жизнь

7.Непримиримость к недостаткам в себе и других

8. Наличие хороших, верных друзей

8. Образованность

9. Общественное признание

9. Ответственность

10. Познание

10. Рационализм

11. Продуктивная жизнь

11. Самоконтроль

12. Развитие

12. Смелость в отстаивании своего мнения

13. Развлечение

13. Твёрдая воля

14. Свобода

14. Терпимость

15. Счастливая семейная жизнь

15. Широта взглядов

16. Счастье других

16. Честность

17. Творчество

17. Эффективность в делах

18. Уверенность в себе

18. Чуткость

Обработка результатов методики. Индивидуальная диагностика включает в себя различные блоки ценностей. М. Рокич предлагает выделять и анализировать блоки ценностей.

Так, например, в блоке терминальных ценностей нередко группируются вместе конкретные «жизненные» ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно объединение ценностей профессиональной самореализации (работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, друзья, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, свобода, творчество, развлечения, уверенность в себе и др.) в противовес ценностям межличностных отношений (друзья, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

По близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности.Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).

Приложение 2

Бланк методики

«Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

I БЛОК:

  1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап её завершения?

  2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

  3. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

  4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

  5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?

  6. Вы уверены, что настойчивости у вас больше, чем способностей?

  7. Вам легче просить за других, чем за себя?

  8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

  9. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, и с ней жаль расставаться?

  10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

  11. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чём–либо просят?

  12. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

  13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

  14. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

  15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

  16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

  17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по – настоящему?

  18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

  19. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

  20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

  21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

  22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

  23. Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?

  24. Вы убеждены, что забота о других часто идёт в ущерб себе?

  25. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

  26. Вам часто удаётся довести начатое дело до конца?

  27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других людей?

  28. Вы можете назвать себя эгоистом?

  29. Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

  30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

  31. Ваша отличительная черта – бескорыстие?

  32. Свободное время вы используете для своих увлечений?

  33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому–то обещали что-либо сделать?

  34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

  35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

  36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

  37. Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?

  38. Стремление к результату в любом деле – ваша отличительная черта?

  39. Ваша отличительная черта – умение помочь другим людям?

  40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

II БЛОК:

  1. Вы согласны, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела?

  2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

  3. Ваши знакомые считают вас властным человеком?

  4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

  5. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?

  6. Основное стремление в вашей жизни – свобода, а не власть и деньги?

  7. Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность?

  8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

  9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?

  10. Вам всегда удаётся следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

  11. Считаете ли вы, что самое важное качество для власти – это её сила?

  12. Вы уверены, что всё можно купить за деньги?

  13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

  14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

  15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?

  16. Деньги куда надёжнее, чем власть и свобода?

  17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

  18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

  19. Вам легко заставить делать людей то, что вы хотите?

  20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

  21. В жизни вас радует только отличный результат работы?

  22. Самое главное стремление в вашей жизни – быть свободным?

  23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

  24. Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?

  25. Любимое дело для вас ценнее, чем власть и деньги?

  26. Вам обычно удаётся отвоевать своё право на свободу?

  27. Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?

  28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

  29. Даже бывая на отдыхе, вы не можете работать?

  30. Вы готовы многим пожертвовать, чтобы быть свободным?

  31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

  32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

  33. Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?

  34. Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас наибольшее негодование?

  35. Власть может заменить вам многие другие ценности?

  36. Вам обычно удаётся накопить нужную сумму денег?

  37. Труд – наибольшая ценность для вас?

  38. Вы уверенно и непринуждённо чувствуете себя среди незнакомых людей?

  39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

  40. Наиболее сильное потрясение для вас – отсутствие денег?

Бланк протокола ответов

I БЛОК

1

 

5

 

9

 

13

 

17

 

21

 

25

 

29

 

33

 

37

 

2

 

6

 

10

 

14

 

18

 

22

 

26

 

30

 

34

 

38

 

3

 

7

 

11

 

15

 

19

 

23

 

27

 

31

 

35

 

39

 

4

 

8

 

12

 

16

 

20

 

24

 

28

 

32

 

36

 

40

 

II БЛОК

1

 

5

 

9

 

13

 

17

 

21

 

25

 

29

 

33

 

37

 

2

 

6

 

10

 

14

 

18

 

22

 

26

 

30

 

34

 

38

 

3

 

7

 

11

 

15

 

19

 

23

 

27

 

31

 

35

 

39

 

4

 

8

 

12

 

16

 

20

 

24

 

28

 

32

 

36

 

40

 

Обработка результатов методики. Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола.

Ключ обработки результатов по выявлению личностных установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

1. Сумма «плюсов» первой строки – вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 – «ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма «плюсов» второй строки – вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 – «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, – одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. Сумма «плюсов» третьей строки – вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 – «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Чрезмерный альтруизм характерен для людей с заниженной самооценкой, жертвенных. Он очень осложняет жизнь и со стороны кажется неразумным, но альтруисту приносит счастье.

4. Сумма «плюсов» четвертой строки – «ориентация на эгоизм». Закоренелые эгоисты встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее, вредит его отсутствие, причем среди людей «интеллигентских профессий» это встречается довольно часто. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Ключ обработки результатов по выявлению личностных установок на «свободу – власть», «труд – деньги»:

Подсчет данных осуществляется по тому же алгоритму: (подсчитывается количество плюсов (ответов «да» по горизонтальной строке протокола):

1. Сумма первой строки – «ориентация на труд». Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Сумма второй строки – «ориентация на свободу». Главная ценность для этих людей – свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «денег». Вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

3. Сумма третьей строки – «ориентация на власть». Эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто это производственники, хотя бывают и исключения. Вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4. Сумма четвертой строки – «ориентация на деньги».Обычно бывает у людей, которые «всегда при деньгах», или у тех, которым денег всегда не хватает. В выборках учителей и руководителей эта ориентация выражена слабее, чем другие. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Результаты, полученные с помощью данной методики, целесообразно представлять графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и на каждом из четырех лучей от центра (точка 0) отложить количество баллов согласно ключам опросника. Далее эти точки следует соединить. В результате получится плоскость, наглядно отражающая особенности социально-психологических установок личности.

1 Собкин B.C., Кузнецова Н.А., 1998; Подольский А.И. и др., 2003; Фельдштейн Д.И., 1999

2 Андреева Г.М., 2000; Дилигенский Г.Г., 1998; Ядов В.А., 2001

3 http://refdb.ru/look/2616457-pall.html

4 http://studbooks.net/653368/sotsiologiya/teoreticheskiy_analiz_ponyatiya_tsennostnye_orientatsii

5 https://www.kazedu.kz/referat/188426/1

6 http://bookzooka.com/book/774-filosofiya-cennostej-chast-2-metodicheskaya-razrabotka-mp-danilkova/6-1-ponyatie-cennosti.html

7 Ж. Т. Тощенко. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с.

8 Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуаль­ная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. вто­рое, исправл. и дополн. — СПб.: Интерсоцис, 2009. — 138 с. («Социополис»: Библиотека современного социогуманитарпого знания)

9 Черкасова В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.-М.,2004.-35с.

10 Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 - 156с.

11 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980 - 3 т - 124с.

12 Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. - М.: Просвещение, 1987 - 83с.

13 Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб, 2003. - 66 с.

14 http://www.distanz.ru/videoLecture/3712

15 https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metody_vospitaniya/

16 Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии/В. В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002. – 120 с.

17 Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002. – С. 502.

18 Никандров В. В.

19 Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

20 Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

Просмотров работы: 857