ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО АГРОФИРМА ПЛЕМЗАВОД «НИВА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО АГРОФИРМА ПЛЕМЗАВОД «НИВА»

Цацкин В.В. 1, Землякова С.Н. 2
1Донскоq государственный аграрный университет
2Донской государственный аграрный университе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В сегодняшних условиях хозяйствования основной задачей каждой организации считается умелое распоряжение имеющимися финансовыми и другими ресурсами с целью осуществления успешной работы, приносящей требуемый результат – получение доходов.

Организацией управления финансовыми ресурсами в организации в целях максимально эффективного использования собственных и привлеченных денежных средств занимается финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер осуществляет управление финансовой работой организации. Он организует финансовую работу в компании, выполняет анализ финансового состояния компании, на основе результатов которого разрабатываются планы и прогнозы использования финансовых ресурсов.

Планирование финансовой деятельности сводится к предвидению прибыли, затрат и получаемых результатов работы организации в будущем.

Финансовое планирование представляет собой процедуру разработки финансовых планов и плановых показателей, по обеспечению организации финансовыми ресурсами и повышению эффективности её работы на конкретном отрезке времени.

Вопросы финансового планирования в особенности важны на сегодняшний день, т.к. осуществление успешной работы наиболее удается организациям, руководство которых смотрит на два шага вперед, не допуская неожиданных ситуаций.

Однако, к сожалению, зачастую роль планирования в организациях недооценивается. Особенно дефицит организаций, осознанно организующих систему финансового планирования, наблюдается в сферы аграрного хозяйства, ещё целиком не перешедших в пору рыночных взаимоотношений.

Поэтому целесообразно исследовать организацию финансовой деятельности и финансового планирования в одной из аграрных организаций.

Объектом исследования выбрана организация - ОАО агрофирма племзавод «НИВА».

Предметом исследования считается общая организация финансовой деятельности и порядок осуществления финансового планирования, а также финансовое состояние рассматриваемой организации.

Целью считается закрепление теоретических знаний и обнаружение проблемных зон организации финансовой деятельности в компании на основе анализируемых таблиц.

Задачами прохождения практики считаются:

  • изучение порядка осуществления финансового планирования в организации и рекомендация мер по увеличению её производительности;

  • ознакомление с содержанием оперативно-финансовой деятельности и осуществлению процедур по ним;

  • оценка результатов финансово-хозяйственной работы и финансового состояния организации;

  • обобщение сделанных заключений к таблицам о сформировавшемся финансовом состоянии организации и предложений по совершенствованию финансовой деятельности.

В процессе анализа таблиц применялись методы синтеза и анализа, табличный метод, методы горизонтального и вертикального анализа, метод финансовых коэффициентов, метод группировок, метод комплексной оценки и т.д.

1. Теоретические вопросы организации финансовой работы на предприятии

1.1. Финансовые службы организации

Финансовая служба – это структурная единица в организации предприятия, которая осуществляет функции разработки услуг по установлению финансовой политики предприятия, а также её реализации в разных проявлениях, контролирования и формирования финансовой отчетности.

Целью финансовой службы в организации считается обеспечение эффективного формирования и в последующем применения финансовых ресурсов, а также организация и контроль данных процессов.1

Задачи финансовой службы в основном можно представить в виде следующей схемы.

 

Рисунок 1 – Задачи финансовой службы

 

Функции финансовой службы в организации

Организация финансово-кредитного планирования (перспективное, оперативное, годовые балансы), задач и распределение обязательств между исполнителями, контролирование исполнения возложенных задач. В прямые обязанности финансовых служб входит также разработка и усовершенствование планов по ускорению оборотности оборотных средств, обнаружение бесполезных товарно-материальных запасов, их реализация. Финансовая служба тесно взаимодействует с маркетинговой службой. Контролирование исполнения финансовых планов, наилучшим использованием ресурсов. Анализ финансовой деятельности организации, с помощью бухгалтерской, экономической и статистической отчетности, разработка мер по росту эффективности производства.2

Информация, требуемая, для осуществления работы финансовой службы показана ниже:

 

Рисунок 2 - Информационная база финансовой службы организации

 

Традиционную структуру финансовой службы в организации можно представить следующим способом.

Рисунок 3 – Классическая структура финансовой службы

Организация внутренней финансовой службы в организации во многом зависит от объемов самой организации. В определенных случаях финансовая служба в организации представлена бухгалтерией.

Организация финансовой службы в малых и средних организациях

Рисунок 4 - Организация финансовой службы в малых и средних организациях

В такой финансовой службе, как правило, работают менеджеры широкого профиля, которые способны регулировать денежные средства компании. Большие компании создают финансовую службу наиболее сложнее, т.к. финансовые потоки таких фирм значительно масштабнее.3

Организация финансовой службы в крупных организациях

Рисунок 5 - Организация финансовой службы в крупных организациях

1. Операционный отдел. Данный отдел ориентирован на работу с контрагентами по поводу производственной работы, распределением доходов и иных типов прибыли.

2. Отдел финансово-кредитного планирования.Данный отдел подконтролен непосредственно финансовому директору, и осуществляет планирование текущее, оперативное и на будущий период. Данный отдел вносит изменения в финансовые балансы, бизнес-планы, и находит новые источники финансирования операционной деятельности.

3. Отдел по работе с инвестициями. Разрабатывает инвестиционную политику компании, оценивает инвестиционные проекты, устанавливает оптимальные размеры для инвестирования.

4. Отдел финансового анализа. Выполняют анализ деятельности компании, её финансовых показателей, подготавливает аналитические отчеты.

5. Отдел финансового контроля. Способствует организации одной концепции планирования, контролирует основную и финансовую деятельность компании, выполнение законодательной базы, и налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Финансовый директор осуществляет конкретные функции, которые зависят от направления его действий.4

Рисунок 6 – Функции финансового директора

1.2. Финансовое планирование на предприятии

Финансовое планирование — это планирование всей прибыли и направлений расходования валютных средств для обеспечения развития организации. Главными целями данного процесса считаются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов компании и необходимостью в них, выбор эффективных источников развития финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Финансовые планы следует разделить на: долгосрочные, текущие и оперативные. В долгосрочном финансовом плане определяются основные финансовые характеристики развития предприятия, разрабатываются стратегические изменения в движении её финансовых потоков.

В текущем финансовом плане все сегменты плана развития предприятия увязываются с финансовыми показателями, определяются влияние финансовых потоков на изготовление и реализацию, конкурентоспособность предприятия в текущем этапе.

Оперативный финансовый план включает краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Задачи финансового планирования:

  • выявление резервов повышения прибыли предприятия и методов их мобилизации;

  • эффективное применение финансовых ресурсов, определение наиболее оптимальных направлений формирования предприятия, которые обеспечивают в предполагаемом этапе максимальный доход;

  • увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана предприятия;

  • обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

Объектами финансового планирования являются:

  • движение финансовых ресурсов;

  • финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;

  • стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Принципы финансового планирования предприятия

  • Выделение приоритетов. Такой подход дает возможность разделить процедуру финансового планирования на отдельные плановые расчеты и облегчить процедуру разработки и реализации плана, а кроме того контроля над его выполнением.

  • Обеспечение финансовой безопасности. Финансовое составление плана обязано принимать во внимание финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а кроме того возможности исключения либо снижения рисков.

  • Оптимизация. В соответствии с данным принципом финансовое планирование обязано обеспечить выбор возможных и лучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.

  • Координация и интеграция. При финансовым планировании необходимо принимать во внимание интеграцию разных областей работы предприятия.

  • Упорядочение. С поддержкой финансового планирования формируется общий порядок действий всех сотрудников предприятия.

  • Контроль. Финансовое планирование дает возможность нормализовать эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной работой, анализ деятельности всех подразделений предприятия.

  • Документирование. Финансовое планирование обеспечивает документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности предприятия.5

В практике финансового планирования необходимо отметить 3 метода планирования.

  1. Осуществляется снизу вверх, от низших степеней иерархии к высшим.

  2. Осуществляется сверху вниз. При этом структурные подразделения обязаны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих степеней в планы собственных подразделений.

  3. Встречное планирование, это сочетание 1-го и 2-го методов финансового планирования. Данный метод предусматривает разработку финансового плана в две стадии. При этом в конечные финансовые планы включаются по согласованию разных степеней максимально успешные решения.

Финансовое планирование — данная процедура установления предстоящих операций по формированию и использованию, в процессе которого принимаются целевые установки количественного и высококачественного характера, относящиеся к финансовой работе организации и определяются пути максимально результативного их достижения.6

Цели финансового планирования:

  • обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по размеру, так и по структуре финансовыми ресурсами;

  • определение объекта планирования;

  • разработка концепций финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;

  • расчет требуемых финансовых ресурсов;

  • расчет размеров и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и установление размеров дополнительного финансирования;

  • прогноз прибыли и затрат организации.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы организации, подчиняется миссии и общей стратегии организации.7

Планирование необходимо для того:

  • чтобы понимать, где, когда и для кого организация собирается производить и продавать продукцию;

  • чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся организации для достижения поставленных целей;

  • чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

  • чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Важной задачей в сфере управления капиталами организации считается задача бюджетирования, либо формирования комплексного финансового плана. В зависимости от установленных задач различают следующие типы бюджетов, которые классифицируются по срокам на: краткосрочные (год, квартал); долгосрочные, связанные с капитальными вложениями (составляются на более продолжительный промежуток).

Основные этапы процесса финансового планирования:

  • Анализ финансового положения компании.

  • Составление прогнозных смет и бюджетов.

  • Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.

  • Прогнозирование структуры источников финансирования.

  • Разработка действенной системы контроля и управления.

  • Разработка процедуры корректировки составленных планов.

Рисунок 7 - Схема финансового планирования

1.3. Оценка финансового состояния организации

Финансовое состояние организации — данная экономическая группа, отражающая ситуацию денежных средств в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на установленный период времени. Таким способом, финансовое состояние организации характеризуется размещением и применением денег (активов) и источниками их формирования (собственных денежных средств и обязательств, т.е. пассивов). Финансовая устойчивость предприятия определяется степенью её финансовой самостоятельности и степенью её платежеспособности. Степень финансовой самостоятельности определяется соотношением разных статей и разделов актива и пассива бухгалтерского баланса предприятия. 8

Собственные оборотные средства регулярно находятся в распоряжении предприятия и создаются за счет собственных ресурсов. Заемные оборотные средства — это кредиты и займы, кредиторская задолженность и прочие пассивы.

Таблица 1- Характеристика видов финансовой устойчивости организации

Вид финансовой устойчивости

Используемые источники покрытия расходов

Краткая характеристика

Абсолютная финансовая устойчивость.

Имеет место, в случае если размер материально-производственных запасов меньше суммы собственных оборотных средств и банковских кредитов под эти товарно-материальные ценности (с учетом кредитов под товары отгруженные и доли кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании);

Собственные оборотные средства

Большая платежеспособность; организация не зависима от кредиторов

Нормальная финансовая устойчивость.

Выражается равенством между размером материально-производственных запасов и суммой собственных оборотных средств и названных выше кредитов (в том числе кредиторскую задолженность, зачтенную банком при кредитовании);

Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные кредиты

Нормальная платежеспособность; результативная производственная деятельность

Неустойчивое финансовое состояние.

Может послужить причиной к нарушению платежеспособности предприятия. Но в данном случае сохраняется вероятность восстановления баланса между платежными средствами и платежными обязательствами за счет применения в хозяйственном обороте предприятия источников средств, ослабляющих финансовое напряжение (на время свободных средств резервного капитала, специализированных фондов, т.е. фондов накопления и потребления, превышения непросроченной кредиторской задолженности над дебиторской, банковских кредитов на временное пополнение оборотных средств).

Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы

Нарушение платежеспособности; привлечение заемных средств; вероятность усовершенствования ситуации

Кризисное финансовое положение.

При данном положении предприятие находится на грани разорения. В данном случае размер материально-производственных запасов больше суммы собственных оборотных средств и названных выше кредитов банка (в том числе кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании).

Все допустимые источники покрытия расходов

Предприятие неплатежеспособно и пребывает на грани разорения

Одним из основных критериев оценки финансового состояния предприятия считается её платежеспособность. В практике анализа различают долгосрочную и текущую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособностью подразумевается способность организации рассчитываться по собственным обязательствам в долгосрочной перспективе. Способность организации рассчитываться по собственным краткосрочным обязательствам принято называть текущей платежеспособностью. На текущую платежеспособность предприятия прямое влияние оказывает ликвидность его оборотных активов (возможность модернизировать их в валютную форму либо использовать с целью снижения обязательств).9

1.4. Управление финансовыми рисками

Финансовые риски - это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означают вероятность получения потери либо нулевого дохода. Спекулятивные риски проявляются в возможности извлечения как положительного, так и отрицательного итога. Финансовые опасности - это спекулятивные риски. Вкладчик, осуществляя венчурное вложение денежных средств, заблаговременно понимая, что для него вероятны всего лишь 2 вида результатов - прибыль либо убыток. Характерной чертой финансового риска считается вероятность наступления вреда вследствие проведения операций в финансово-кредитной и биржевой областях, совершения операций с фондовыми ценными бумагами (рис. 9).

Кредитные риски — риск неуплаты заемщиком главного долга и процентов, причитающихся кредитору. Процентный риск - риск потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами, селенговыми фирмами в следствии превышения процентных ставок, оплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по данным кредитам.

Рисунок 8 - Система финансовых рисков

Валютные риски представляют собой риск валютных издержек, связанных с изменением курса одной зарубежный денежной единицы по отношению к другой, в том числе национальной денежной единице при проведении внешнеэкономических, кредитных и иных денежных операций.

Риск упущенной финансовой выгоды - данный риск наступления косвенного (побочного) финансового вреда (неполученный доход) в следствии неосуществления того или иного события (к примеру, страхования) либо приостановки хозяйственной деятельности.

Инвестированию денежных средств постоянно сопутствуют выбор альтернатив инвестирования и риск. В инвестировании денежных средств приходится также идти на определенный риск, т.е. выбирать ту либо другую степень риска. К примеру, вкладчик обязан решить, куда ему необходимо инвестировать денежные средства: на счет в банк, где угроза незначительная, однако и прибыль незначительная, либо в наиболее рискованное, однако существенно прибыльное мероприятие (селенговые операции, венчурное инвестирование, покупка акций). Для решения данной задачи необходимо количественно установить величину финансового риска и сравнить уровень риска других вариантов.

Финансовый риск, как и любой риск, содержит математически выраженную вероятность наступления потери, которая основывается на статистические данные и может быть рассчитана с довольно большой точностью. Для того чтобы количественно определить величину финансового риска, следует знать все возможные результаты какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине данного действия, умноженной на вероятность его наступления.10

Величина риска либо уровень риска измеряется 2-мя аспектами:

  1. средним ожидаемым значением;

  2. колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение - это то значение величины события, которое связано с неясной ситуацией. Среднее ожидаемое значение считается средневзвешенным для всех вероятных результатов, где вероятность любого результата используется в качестве частоты либо веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем.

Процедура может быть разбита на 6 последовательных стадий:

  1. Определение цели;

  2. Выяснение риска;

  3. Оценка риска;

  4. Выбор способа управления риском;

  5. Осуществление управления;

  6. Подведение итогов.

Одной из главных задач при управлении финансовых рисков считается осуществление анализа рисков. Анализ финансовых рисков способствует выбору того либо другого способа управления финансовым риском.11

1.5. Организация денежных расчетов на предприятии

Для создания успешной концепции безналичных расчетов принципиальное значение имеет определение основных нормативных положений, которые регулируют безналичные расчеты и максимально способствуют ускорению народнохозяйственного оборота.

Масса наличных средств, которая находится в обороте, имеет 2 формы:

  • наличную;

  • безналичную

Наличная форма расчетов используется для обслуживания населения: заработной платы, материального поощрения, пенсий, пособий. Приобретая деньги, жители расходует их на приобретение продуктов, оплачивает услуги и осуществляет прочие платежи.

Выделяют 8 основных принципов организации безналичных расчетов:

1) Обязательное хранение организациями и учреждениями валютных средств на счетах в учреждениях банков. Правовой основой реализации этого принципа считается соглашение между организацией и банком о расчетно-кассовом обслуживании.

2) Компаниям предоставляется возможность выбора учреждения всех типов счетов.

3) Принцип самостоятельного (без участия банка) выбора организациями формы расчетов и метода платежа и их широкое использование в соглашениях и договорах. Предназначение всех методов платежей состоит в погашении валютных обязательств, а правильный выбор метода платежа предусматривает ускорение расчетов, сокращение расходов на осуществление платежей и обеспечение бесперебойного производства и реализации продукта.

4) Средства со счетов покупателя банки списывают только по поручению собственников данных счетов, как правило, по заблаговременному договору (акцепту) плательщика после проверки исполнения поставщиком условий соглашения. В случае нарушения обстоятельств соглашения плательщик может отказаться от оплаты расчетных документов, о чем уведомляет поставщика.

5)Текущие счета открываются компаниям-субъектам предпринимательской деятельности учреждения банков только при условии уведомления об этом налогового органа.

6) Принцип касается порядка осуществления платежей. Расчеты с потребителями за товарно-материальные ценности и услуги проводятся в большей степени уже после отгрузки продукта либо предоставления услуг. Максимальное приближение момента проведения платежа к сроку отгрузки продуктов - неотъемлемое требование обеспечение экономичности и эффективности безналичных расчетов.

7) Платежи исполняются в пределах денежных средств на счетах плательщика либо в пределах данного кредита.

8) Расчеты между субъектами предпринимательской деятельности исполняются в большей степени в безналичной форме. Наличные расчеты могут применяться только в межхозяйственных отношениях и при условии если они не слишком велики по сумме (до десяти тысяч), а также в случае затрат на внутрихозяйственные потребности.12

Предприятия могут иметь следующие счета в национальной валюте:

• Текущие счета. Которые открываются с целью хранения средств и осуществления всех банковских процедур;

• Бюджетные. Открываются компаниям, которым выделяются денежные средства из правительственного либо местного бюджета с целью целевого использования;

• Кредитные. Открываются в любом учреждении банка, которое имеет возможность выдавать кредиты (предназначены для учета кредитов, которые даются путем оплаты расчетных документов либо перечисления средств на текущий счет компании в соответствии с условиями кредитного соглашения);

• Депозитные. Открываются учреждением банка на конкретный период, средства на депозитные счета перечисляются с расчетного счета и уже после завершения срока возвращаются на него же. Проценты по депозитным взносам перечисляются на текущий счет либо начисляются в счет пополнения депозита. Осуществление расчетных процедур и выдача денежных средств с депозитного счета наличными запрещена.13

Банковские счета в иностранной валюте подразделяются на:

  • текущие;

  • распределительные;

  • кредитные;

  • депозитные.

Денежные расчеты подразделяются на две группы:

  • расчеты по товарным операциям;

  • расчеты по нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей:

  • платежными поручениями;

  • плановыми платежами;

  • платежными требованиями;

  • аккредитивами;

  • расчетными чеками;

  • зачетом взаимных требований;

  • векселями;

  • встречным движением товара (товарообменные операции);

  • расчетами наличными средствами.

Формы расчетов формируются сторонами в договоре. Расчеты по нетоварным операциям исполняются только лишь с помощью платежных поручений.

При недостаточности валютных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему условий, списание сумм в покрытие обязательств компании исполняется в последовательности, установленной законодательством (ст. 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации).14

2. Оценка финансового состояния

ОАО агрофирма племзавод «НИВА»

2.1. Анализ динамики состава и структуры актива и пассива баланса

Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств компании и их источников, когда средства по отдельным статьям либо разделам берутся в процентах к валюте баланса. Можно отметить 2 ключевые причины, обуславливающие потребность и целесообразность проведения вертикального анализа:

  • переход к относительным показателям дает возможность проводить межхозяйственные сравнения итогов деятельности компаний, отличающихся по величине используемых ресурсов и иным объемным показателям;

  • относительные показатели в конкретной степени сглаживают отрицательное влияние инфляционных процессов, которые могут значительно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сравнение в динамике.

Таблица 1 - Вертикальный анализ баланса

Наименование статей

Абсолютные величины

Относительные величины

на начало

на

конец

измене ния

(+, -)

на начало

на

конец

измене ния

(+, -)

в % к величине на начало года

в % к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОС

333344

500257

166

913

17.6

22.3

4.7

50.1

47.7

Итого внеоборотные активы

499635

676654

177019

26.4

30.2

3.8

35.4

50.6

Запасы:

392997

398575

5578

20.8

17.8

-3

1.4

1.6

Дебиторская задолженность

680144

1064176

384032

35.9

47.4

11.9

56.5

109.8

Денежные средства и экв.

1431

351

-1080

0.08

0.02

-0.06

-75.5

-0.3

Прочие оборотные активы

1881

1582

-299

0.1

0.07

-0.03

-15.9

-0.08

Итого оборотные активы

1393443

1566143

172700

73.6

69.8

-3.8

12.4

39.3

БАЛАНС

1893078

2242797

349719

100.00

100.00

0

18.5

100.00

Уставный капитал

51765

51765

0

2.7

2.3

-0.4

0

0

Добавочный капитал

136565

136565

0

7.2

6.2

-1.0

0

0

Резервный капитал

16135

16135

0

0.8

0.7

-0.1

0

0

Нераспределённая прибыль

1003930

1418076

414146

53.0

63.2

10.2

41.2

118.4

Итого капитал и резервы

1208335

1622481

414146

63.8

72.3

8.5

34.3

118.4

Заемные средства

0

0

0

0

0

0

0

0

Прочие обязательства (лизинг больше года)

-

18041

18041

-

0.8

-

-

-

Итого долгосрочные обязательства

0

18041

18041

0

0.8

0.8

-

-

Заемные средства

577419

485585

-91834

30.5

21.6

-8.9

15.9

-26.1

Кредиторская задолженность

107324

116690

9366

5.7

5.2

-0.5

8.7

2.7

Итого краткосрочные обязательства

684743

602275

-82468

36.2

26.8

-9.4

-12.0

-23.6

БАЛАНС

1893078

2242797

349719

100.00

100.00

0

18.5

100.00

Анализируя таблицу 1 – Вертикальный анализ баланса по предприятию ОАО АПФ «НИВА» мы видим, что наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на оборотные активы. Это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствует ускорению оборачиваемости средств предприятия. Стоит отметить, что доля основных средств на конец анализируемого периода увеличилась и составила 22.3%. Предположительно, это произошло за счет приобретения нового оборудования, машин и зданий. Сравнивая долю собственных и заемных, определяем, что именно собственные средства являются основным источником формирования совокупных активов. В структуре собственного капитала наибольший удельный вес приходится на нераспределенную прибыль, она увеличилась на 10.2%. Подводя итог можно сказать, что имеет «легкую» структуру активов и это говорит о мобильности имущества и о низкой чувствительности к изменению выручки. А что касается собственного капитала, то он характеризует улучшение структуры баланса и понижение риска утраты финансовой устойчивости.

Горизонтальный анализ. Это простой из способов анализа, однако, несмотря на это, с его помощью, возможно, получить довольно ценную информацию о финансовом состоянии компании. Он предполагает сравнение показателей одного года с показателями второго. Горизонтальный анализ дает возможность обнаружить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе его лежит исчисление базисных Темпов роста балансовых статей и статей отчета о финансовых ре-зультатах.

Таблица 2 – Горизонтальный анализ баланса

Наименование статей

на начало года

на конец года

Изменения (+, -)

Темп роста, %

Т. р.

%

Т. Р.

%

Т. Р.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные средства

333344

17,6

500257

4,7

166913

4,7

150.1

Итого внеоборотные активы

499635

26,4

676654

30,2

177019

3,8

135,4

Запасы:

392997

20,8

398575

17,8

5578

-3

101,4

Дебиторская задолженность

680144

47,4

1064176

11,9

384032

11,9

156,5

Денежные средства

1431

0,02

351

-0,06

-1080

-0,06

24,5

Прочие оборотные активы

1881

0,1

1582

0,07

-299

-0,03

84,1

Итого оборотные активы

1393443

73,6

1566143

69,8

172700

-3,8

112,4

БАЛАНС

1893078

100,00

2242797

100,00

349719

0

118,5

Уставный капитал

51765

2,3

51765

2,3

0

-0,4

100

Добавочный капитал

136565

7,2

136565

6,2

0

-1,0

100

Резервный капитал

16135

0,8

16135

0,7

0

-0,1

100

Нераспределённая прибыль

1003930

53,0

1418076

63,2

414146

10,2

141,2

Итого капитал и резервы

1208335

63,8

1622481

72,3

414146

8,5

134,3

Заемные средства

0

0

0

0

0

0

0

Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

-

-

-

-

Итого долгосрочные обязательства

0

0

18041

0,8

18041

0,8

-

Заемные средства

577419

30,5

485585

21,6

-91834

-8,9

84,1

Кредиторская задолженность

107324

507

116690

5,2

9366

-0,5

108,7

Итого краткосрочные обязательства

684743

36,2

602275

26,8

-82468

-9.4

87,9

БАЛАНС

1893078

100,00

2242797

100,00

349719

0

118,5

Рассмотрев таблицу 2 - Горизонтальный анализ баланса предприятия ОАО АПФ «НИВА» к концу 2015 г. наблюдается, что общая сумма активов увеличилась на 349719т.р. это связано с увеличением внеоборотных активов на 177019т.р., а так же с увеличением оборотных активов на 172700т.р., что говорит об увеличении предприятием хозяйственного оборота. Положительной оценки заслуживает увеличение средств раздела «капиталы и резервы» за счет нераспределенной прибыли, которая возросла на 414146т.р. или на 41,3%. А так же краткосрочные обязательства уменьшились на 82468т.р. или 12%, а долгосрочные обязательства на начало года отсутствовали, а на конец года составили 18041т.р. Таким образом, горизонтальный анализ показует, что абсолютная их сумма выросла на 349719т.р., следовательно можно сделать вывод, что предприятие повышает свой экономический потенциал. Что касается анализа пассива предприятия, в общем, то наблюдается его увеличение в отчетном году на 349719т.р. или на 18.5%. Данный факт положительно характеризует финансовую устойчивость предприятия.

Под активами, как правило, понимают имущество (ресурсы компании), в которое инвестированы средства. Статьи актива размещают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того насколько быстро этот вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.

Таблица 3 – Состав и структура актива

показатели

На начало года

На конец года

Абсолютное отклонение

Т.р.

%

Т.р.

%

Т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

1.1. Основные средства

333344

17,6

500257

22,3

166913

4,7

Итого внеоборотные активы

499635

26,4

676654

30,2

177019

3,8

2. Оборотные активы

392997

20,7

398575

17,8

5578

-2,9

2.1. Запасы

392997

20,7

398575

17,8

5578

-2,9

2.2. Дебиторская задолженность

680144

35,9

1064176

47,4

384032

11,5

2.3. Денежные средства

1431

0,08

351

0,08

-1080

0

2.4. Прочие оборотные средства

1881

0,1

1582

0,07

-299

-0,03

Итого оборотные активы

1393443

23,6

1566143

69,8

172700

-3,8

Баланс

1893078

100,00

2242797

100,00

409719

0

Рассмотрев таблицу 3 - Состав и структура актива видно, что за отчетный год увеличилась доля основного капитала, а оборотного уменьшилось на 3,8%. Среди внеоборотных активов наибольший удельный вес принадлежит основным средствам. Доля запасов уменьшилась на 3%. По данным таблицы на конец отчетного периода произошло незначительное снижение доли денежных средств на 0,06%, что говорит о стабильном финансовом состоянии предприятия.

Для общей оценки имущественного потенциала компании проводится анализ динамики состава и структуры обязательств (пассива) баланса. Эти позиции рассматриваются на примере сведений бухгалтерской отчетности.

Пассив бухгалтерского баланса отражает источники финансирования средств компании, сгруппированных на конкретную дату по их принадлежности и назначению. Другими словами, пассив показывает:

  • величину средств (денежных средств, вложенных в хозяйственную деятельность компании);

  • степень участия в формировании имущества компании.

Таблица 4 – Состав и структура пассива

показатели

На начало года

На конец года

Абсолютное отклонение

Т.р.

%

Т.р.

%

Т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Капитал и резервы

51765

2,7

51765

2,3

0

-0,4

1.1. Уставный капитал

51765

2,7

51765

2,3

0

-0,4

1.2. Добавочный капитал

136565

7,2

136565

6,1

0

-1,1

1.3. Резервный капитал

16135

0,8

16135

0,7

0

-0,1

1.4. Нераспределенная прибыль

1003930

53,0

1418076

63,2

414146

10,2

Итого капитал и резервы

1208335

63,8

1622481

72,3

414146

8,5

2. Долгосрочные обязательства

0

0

0

0

0

0

2.1. Заемные средства

0

0

0

0

0

0

2.2. Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

-

-

-

Итого долгосрочные обязательства

0

0

18041

0,8

18041

-

3. Краткосрочные обязательства

577419

30,5

485585

21,6

-91834

-8,9

3.1. Заемные средства

577419

30,5

485585

21,6

-91834

-8,9

3.2. Кредиторская задолженность

107324

5,7

116690

5,2

9366

-0,5

Итого краткосрочные обязательства

684743

36,2

602275

26,8

-82468

-11,2

Баланс

1893078

100,00

2242797

100,00

149719

0

Рассмотрев таблицу 4 - Состав и структура пассива видно, что наибольший удельный вес занимает «капиталы и резервы». Доля нераспределенной прибыли выросла на 10,2%. Это говорит о расширении возможностей пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности. Долгосрочные обязательства в прошлом году отсутствовали, а в отчетном составили 0,8%. Удельный вес краткосрочных обязательств снизился на 9,3%, из них заемные средства сократились на 808%, а кредиторская задолженность на 0,5%,что говорит о своевременной оплате задолженности поставщикам.

2.2. Оценка финансовой устойчивости организации (предприятия)

Финансовые коэффициенты - это относительные показатели финансовой деятельности компании, выражающие взаимосвязь между двумя либо несколькими параметрами. Для оценки текущего финансового состояния компании используют набор коэффициентов, которые сравнивают с нормативами либо со средними показателями деятельности прочих компаний отрасли. Коэффициенты, выходящие за рамки нормативных значений, говорят о «слабых местах» предприятия.

Таблица 5 – Финансовые коэффициенты

показатели

расчёт

значение

Норм. значение

отклонение

2014

2015

Абс.

TR,%

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициенты капитализации

1. коэффициент независимости (доля собст. средств в стоимости имущества)

=

0,6

0,7

>0,3

1

116,7

2. Доля заёмных средств в стоимости имущества

=

0,4

0,3

0,1

-0,3

40

2. коэффициент промежуточной ликвидности

 

1,5

1,9

>0,8

0,4

126,7

3. коэффициент покрытия (общей ликвидности)

 

2

2,6

>2

0,6

130

Показатели деловой активности

1. коэффициент оборачиваемости (общий)

 

0,5

0,5

 

0

100

2. Оборачиваемость запасов

 

2,2

2,9

 

0,7

131,8

3. оборачиваемость собственных оборотных средств

 

1,2

1,2

 

0

100

4. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

0,5

0,6

>0,1

0,1

120

Анализ таблицы 5 - Финансовые коэффициенты показали, что среди коэффициентов капитализации коэф. независимости в анализируемом периоде увеличилось с 0,6 до 0,7(рекомен.знач.>0.3) или на 116,7%. Доля заемных средств в стоимости имущества снизилась с 0,4 до 0,3 (рекомен.знач.0.1), это говорит о том, что предприятие незначительно снизило способность к погашению текущих обязательств за счет денежных средств. Коэф. промежуточной ликвидности увеличился с 1,5 до 1,9 (рек.знач>0.8), что способствует погашению своих краткосрочных обязательств за счет продаж ликвидных активов. Коэф. покрытия (общей ликвидности) в отчетном году увеличился на 130% и составил 2,6 (рек.знач. >2). Т.о. предприятие является платёжеспособным. Показатели деловой активности говорят о следующем: коэф. оборачиваемости не изменился и составил 0,5. Оборачиваемость запасов увеличился с 2,2 до 2,9, что способствует уменьшению потребности в оборотных активах. Оборачиваемость собственных оборотных средств не изменился и составил 1,2, а коэф. Обеспеченности собственными оборотными средствами увеличился с 0,5 до 0,6(рек.знач. >0.1). Следовательно, большая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств.

Агрегирование баланса - это объединение однородных по экономическому содержанию статей баланса. При этом статьи актива баланса перегруппировываются по степени их ликвидности. Под ликвидностью активов подразумевают их способность превращения в денежную форму. Таким образом, наиболее ликвидными считаются денежные средства и ценные бумаги, а наименее ликвидными - основные средства. Текущие пассивы перегруппировываются по сроку погашения. При определении ликвидности баланса необходимо сравнить результаты по указанным группам. Баланс считается абсолютно ликвидным, в случае если соблюдаются следующие соотношения:

А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4.

Таблица 6 – Агрегированный баланс предприятия для оценки ликвидности

Агрегированные статьи

Группа активов

Агрегированные статьи

Группа пассивов

2015г.

2014г.

2013г.

2015г.

2014г.

2013г.

А1 наиболее ликвидные активы

- 98636

315386

255106

П1 наиболее срочные обязательства

116690

107324

202293

А2 быстро реализуемые активы

1065758

682025

- 460842

П2 краткосрочные пассивы

485585

577419

474186

А3 медленно реализуемые активы

549408

538738

552657

П3 долгосрочные пассивы

18041

0

672

А4 трудно реализуемые активы

525821

353894

351677

П4 постоянные пассивы

1622481

1208335

946702

Анализируя таблицу 6 - Агрегированный баланс предприятия для оценки ликвидности мы видим, что за 2013г. ликвидность баланса можно охарактеризовать как недостаточную (А2 < П2) но в 2014г. сопоставление актива и массива свидетельствует об абсолютной ликвидности предприятия, что касается 2015г., то (А1< П1) следовательно предприятие не ликвидно.

2.3. Анализ платежеспособности и ликвидности организации (предприятия)

Обеспеченность запасов источниками формирования считается сущностью финансовой устойчивости, а платежеспособность — её внешним проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов источниками обусловливает ту либо другую степень платежеспособности (либо неплатежеспособности)

Таблица 7 - Динамика обеспеченности запасов и затрат предприятия финансовыми источниками

Показатели

Условные обозн-ния

Значение,т.р.

Абсолют.отклон-е

Пред.год

Отч.год.

1.Собственные источники оборотных средств

СИ

1208335

1622481

414146

2.Внеоборотные активы

ВА

499635

676654

177019

3.Наличие собственных оборотных средств СОС= СИ-ВА

СОС

708700

945827

237127

4.Долгосрочные пассивы

ДП

-

18041

18041

5.Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат СД=СОС+ДП

СДИ

708700

963868

255168

6.Краткосрочные заемные средства

КЗС

684743

602275

-82468

7.Общая величина источников формирования запас и затрат

ОИ

1393443

1566143

172700

8.Запасы

З

1393443

1566143

5578

9.Трехкомпонентный показатель

 

(1;1;1)

(1;1;1)

+++

Анализируя таблицу 7 - Динамика обеспеченности запасов и затрат предприятия финансовыми источниками мы видим, что в предприятии все показатели в отчетном году возросли и лишь краткосрочные заемные средства сократились на 82468. Предприятие направлено на долгосрочные займы и кредиты и на собственные средства. Всё это говорит о том, что агрофирма направлена не на сиюминутную прибыль, а работает на долгосрочную перспективу. На предприятии абсолютная финансовая устойчивость, т.к. СОС, СДИ и ОИ возросли.

Задачей анализа финансовой устойчивости считается оценка степени независимости компании от заемных источников финансирования, степень готовности компании к погашению собственных долгов. Для оценки финансовой устойчивости компании рассчитываются коэффициенты финансовой устойчивости.

Таблица 8 – Анализ финансовой устойчивости

Показатели

2014 г.

2015 г.

Отклонения

Темпы роста

2015/2014

2015

Источники собственных средств

128335

1622481

414146

130,3

Внеоборотные активы

499635

676654

177019

135,4

Собственные оборотные средства

708700

945827

237127

133,5

Долгосрочные кредиты и займы

-

18041

18041

-

Наличие оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат

708700

963868

255168

136

Краткосрочные пассивы

684743

602275

-82468

88

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

1393443

1566143

172700

112,4

Величина запасов и затрат

392997

547252

231549

173,3

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

315703

547252

231549

173,3

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат

315703

565293

249590

179,1

Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат

1000446

1167368

167122

116,7

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости

(1;1;1)

(1;1;1)

Х

Х

Анализируя таблицу 8 - Анализ финансовой устойчивости мы видим, что все показатели растут и наблюдается такая же ситуация как и в таблице 1 - Динамика обеспеченности запасов и затрат предприятия финансовыми источниками. На предприятии нет недостатка средств, а наблюдается присутствие излишков запасов собственных средств, что помогает предприятию планировать свою деятельность в будущем с уверенностью. Из этого всего следует, что на предприятии абсолютная финансовая устойчивость.

Эта группа показателей указывает на уровень финансовых рисков для компании и степень зависимости субъектов хозяйствования от заемного капитала, обеспеченность собственным капиталом. Высокая финансовая устойчивость указывает на способность незамедлительно реагировать на внешние и внутренние стрессы без необходимости уменьшения финансового и производственного потенциала компании.

Таблица 9 – Расчет и анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости

Показатели

Норматив

2014 г.

2015 г.

Отклонения

Темпы роста

2015/2014

2015

1. Имущество предприятия

-

1893078

2242797

349719

118,9

2. Источники собственных средств

-

1208335

1622481

414146

134,3

3. Краткосрочные пассивы

-

684743

602275

-82468

88

4. Долгосрочные кредиты и займы

-

-

18041

18041

-

5. Итого заемных средств

-

684743

620316

-64427

90,6

6. Внеоборотные активы

-

499635

676654

177019

135,4

7. Оборотные активы

-

1393443

1566143

172700

112,4

8. Запасы и затраты

-

392997

398575

5578

101,4

9. Собственные оборотные средства

-

708700

945827

237127

133,5

10. Коэффициент автономии (стр.2/стр.1)

≥ 0,5

0,6

0,7

01

116,7

Соотношение заемных и собственных средств (стр. 5/ стр. 2)

< 0,7

0,6

0,4

-0,2

66,7

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (стр. 9/ стр. 7)

≥ 0,1

0,5

0,6

0,1

120

Коэффициент маневренности (стр.9/стр.2)

> 0,5

0,6

0,6

0,1

100

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилиз. средств (стр.7/ стр.6)

-

2,8

2,3

-0,5

82,1

Имущество производственного назначения (стр. 6+стр.8)/стр. 1)

≥ 0,5

0,1

0,1

0

100

Анализируя таблицу 9 – Расчет и анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости мы видим, что в основном показатели растут, хотя краткосрочные пассивы и итого заемных средств сократились. Это свидетельствует о том, что предприятие нацелено на вовлечение в оборот своих средств, а не кредиторов и заемщиков. Коэффициенты стабильны либо растут, только соотношение заемных и собственных средств сократилось на 37,3 и коэффициент соотношения мобильных и иммобилизированных средств, тоже уменьшился на 17,9. Что свидетельствует о том, что меньше затрачивается заемных средств на единицу собственных и о том, что предприятие начало меньше вкладывать средства в оборотные активы и следовательно больше во внеоборотные.

2.4. Анализ финансовых результатов организации (предприятия)

Анализ финансовых результатов начинается с исследования объема, состава, структуры и динамики доходов (потерь) до налогообложения в разрезе основных источников её формирования, которыми считаются доход (убыток) от продаж и доход (убыток) от другой деятельности, т.е. сальдо других доходов и расходов.

Таблица 10 – Анализ финансовых результатов

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

Удельный вес (%) к выручке от продажи товаров, продукции

2014 г.

2015 г.

Изменение (+;-)

2014 г.

2015 г.

2015 г. к 2014 г.

2015 г. к 2014 г.

Выручка

867236

1156227

133,3

     

Себестоимость продаж

565624

675992

119,5

65,2

58,5

-6,7

Валовая прибыль (убыток)

301612

480235

159,2

34,8

41,5

6,7

Коммерческие расходы

4578

3247

70,9

0,5

0,3

-0,2

Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

Прибыль(убыток) от продаж

1970,4

476988

160,6

34,3

41,3

7

Финансовый результат от прочих операций

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

282216

418095

148,1

32,5

36,2

3,7

Текущий налог на прибыль

4645

3892

83,8

0,5

0,3

-0,2

Чистая прибыль (убыток)

261633

414146

158,3

30,2

35,8

5,6

Анализируя таблицу 10 – Анализ финансовых результатов мы видим, что выручка возросла на 33,3%. Рост объемов предоставляемых товаров и услуг благоприятно воздействует на экономическое состояние компании, повышает её долю рынка. Себестоимость продаж возросла на 19,5%. Это положительная тенденция, показывающая на то, что в компании остается больше средств для осуществления других расходов. Валовая прибыль увеличилась на 59,2%. В общем случае положительное значение показателя говорит об эффективном контроле над себестоимостью продукции. Коммерческие расходы уменьшились на 29,1%. Коммерческие расходы крайне необходимы с целью продвижения продукции, наращивания сбыта. Прибыль от продаж возросла на 60,6%. Это говорит об эффективной основной деятельности компании, которая способна генерировать доход. Прибыль до налогообложения возросла на 48,1%. Это свидетельствует об эффективной деятельности предприятия. Текущий налог на прибыль уменьшился на 16,2%. Это значит, что предприятие понесет убытки по итогам отчетного периода. Чистая прибыль выросла на 58,3%. Как итог рассмотренных ранее факторов предприятие сформировало положительный финансовый результат. Это положительное явление, которое говорит о том, что предприятие функционирует эффективно и способно генерировать прибыль для своих инвесторов.

Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики различных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости, которые считаются относительными показателями финансовых результатов деятельности компании и очень важны для компании.

  1. От скорости оборота денег зависит объем годового оборота.

  2. С размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных затрат: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится данных затрат.

  3. Ускорение оборота на той либо иной стадии кругооборота денег влечет за собой ускорение оборота и на прочих стадиях.

Финансовое положение компании, её платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, преобразуются в реальные деньги.

Анализируя таблицу 11 – Анализ деловой активности. Фондоотдача показывает, сколько рублей товарной или реализованной продукции приносит каждый рубль, инвестированный в основные фонды. Снижение фондоотдачи говорит о сокращении использования основных фондов. Показатель оборачиваемости оборотных активов увеличился, что привело к ускорению их оборачиваемости, в том числе запасов на 0,7%. С одной стороны это означает, что организация сумела избежать затоваривания готовой продукции и накопление излишних производственных запасов, с другой стороны улучшение оборачиваемости могло быть обусловлено реализацией продукции по сокращенным ценам. Ускорение оборачиваемости кредиторской задолженности в оборотах на 1,8% отрицательно сказалось на укреплении платежеспособности общества, так как данная задолженность служит дополнительным источником покрытия оборотных активов.

Таблица 11 – Анализ деловой активности

Название показателя

Формула расчета

Значение показателя

2015 г.

2014 г.

Фондоотдача (Ф)

Ф=стр.010(ф.2):стр.210(ф.1)

2,3

2,6

Оборачиваемость запасов (Оз), в оборотах

Оз = стр.010 (ф.2) : стр.210 (ф.1)

2,9

2,2

Оборачиваемость кредиторской задолженности (Ок), в оборотах

Од = стр.010 (ф.2) : стр.620 (ф.1)

9,9

8,1

Оборачиваемость кредиторской задолженности (Ок), в днях

Ок = стр.620 (ф.1) x 60 дней: стр.010 : (ф.2)

36,3

44,6

Оборачиваемость дебиторской задолженности (Од), в оборотах

Од = стр.010 (ф.2) : стр.240 (ф.1)

1,1

1,3

Оборачиваемость собственного капитала (Окап), в оборотах

Окап = стр.010 (ф.2) : стр.490 (ф.1)

0,7

0,7

Срок погашения кредиторской задолженности в днях снизился и основной причиной, было снижение суммы задолженности по расчетам с бюджетом. Однако скорость погашения кредиторской задолженности остается высокой и это свидетельствует о сохранении нормального уровня платежеспособности организации. Замедлилась оборачиваемость дебиторской задолженности на 0,2 %, что говорит об ухудшении работы с дебиторами и привело к росту длительности операционного цикла. Оборачиваемость собственного капитала стабильна. Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности на конец отчетного периода была ниже скорости погашения кредиторской задолженности, что значительно повысило финансовую устойчивость организации.

2.5. Оценка потенциального банкротства организации (предприятия)

Модель применяется для фирм, акции которых не котируются на бирже.

Z = 0,717Х1 + 0,874Х2 + 3,10Х3 + 0,42Х4 + 0,995Х5, где Х1 — разность текущих активов и текущих пассивов / общая сумма всех активов;

Х2 — нераспределенная прибыль / общая сумма всех активов;

Х3 — прибыль до уплаты процентов и налогов / общая сумма всех активов;

Х4 — балансовая стоимость капитала / заемный капитал;

Х5 — выручка от реализации / общая сумма активов.

Интерпретация результатов:

Z < 1,23 — вероятность банкротства большая;

Z > 1,23 — вероятность банкротства малая.

Таблица 12. Расчет исходных показателей пятифакторной модели Э. Альтмана

Показатель

Единицы измерения

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

Исходные данные:

1. Собственный капитал

тыс. руб.

1208335

1622481

2. Заемные средства

тыс. руб.

684743

602275

3. Оборотные активы

тыс. руб.

1393443

1566143

4. Выручка от продажи продукции

тыс. руб.

867236

1156227

5. Сумма активов

тыс. руб.

1893078

2242797

6. Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

282216

418095

7. Чистая прибыль

тыс. руб.

261633

414146

8. Внеоборотные активы

тыс. руб.

499635

676654

Расчетные показатели

8. Доля чистого оборотного капитала в активах

((стр. 1 – стр. 8) / стр. 5)

отн.един.

0,4

0,4

9. Уровень рентабельности капитала (стр.7/стр. 5)

отн.един.

0,1

0,2

10. Уровень доходности активов (стр. 6 / стр. 5)

отн.един.

0,1

0,2

11.Отношение собственного капитала (рыночной стоимости акций) к заемным средствам (стр.1/стр. 2)

отн.един.

1,8

2,7

12. Оборачиваемость активов (стр.4 / стр. 5)

отн.един.

0,5

0,5

Из анализа таблицы следует, что расчет значения показателя Z по пятифакторной модели Э. Альтмана:

0,27+0,087+0,31+0,756+0,5 г.: Z = 2 (1,9)

0,27+0,175+0,62+1,31+0,5 г.: Z = 2,7 (2,9)

В целом по содержательности и набору факторов-признаков модель Таффлера ближе к российским реалиям, нежели модель Лиса.

Z = 0,53Х1 + 0,13Х2 + 0,18Х3 + 0,16Х4, где

Х1 — прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;

Х2 — оборотные активы / сумма обязательств;

Х3 — краткосрочные обязательства / сумма активов;

Х4 — выручка от реализации / сумма активов.

Интерпретация итогов:

Z > 0,3 — малая вероятность банкротства;

Z < 0,2 — высокая вероятность банкротства.

Таблица 13. Расчет исходных показателей модели Р. Таффлера

Показатель

Единицы измерения

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

Исходные данные:

1. Краткосрочные обязательства

тыс. руб.

684743

602275

2. Заемные средства

тыс. руб.

684743

6022275

3. Оборотные активы

тыс. руб.

1393443

1566143

4. Выручка от продажи продукции

тыс. руб.

867236

1156227

5. Сумма активов

тыс. руб.

1893078

2242797

6. Прибыль от продаж

тыс. руб.

297034

476988

Расчетные показатели

7.Отношение прибыли от реализации к краткосрочным обязательствам (стр. 6 / стр. 1)

отн.един.

0,4

0,8

8.Отношение оборотных активов к сумме обязательств (стр.3/стр.2)

отн.един.

2

2,6

9.Отношение краткосрочных обязательств к сумме активов (стр.1 / стр. 5)

отн.един.

0,4

0,3

10.Отношение выручки к сумме активов (стр.4/стр.5)

отн.един.

0,5

0,5

Из анализа таблицы мы узнаем, что расчет значения показателя Z по четырехфакторной прогнозной модели платежеспособности Р. Таффлера:

0,212+0,26+0,072+0,08 г.: Z = 0,62

0,424+0,338+0,054+0,08 г.: Z = 0,9

Модель позволяет оценить финансовое состояние фирмы с точки зрения её возможного будущего банкротства. Шкала оценки риска банкротства построена на основе сравнения фактических значений показателей с рекомендуемыми. Вероятность банкротства фирмы оценивается по одной из групп возможных состояний, где находится большинство расчетных значений показателей. Специфика российских условий требует, чтобы модели прогнозирования риска финансовой несостоятельности принимали во внимание как особенности отрасли, так и структуру денежных средств компании.

Таблица 14. Расчет исходных показателей модели идентификации финансовых состояний предприятия по системе показателей У. Бивера

Показатель

Единицы измерения

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

Исходные данные:

1. Текущие обязательства

тыс. руб.

684743

602275

2. Заемный капитал

тыс. руб.

684743

620,16

3. Оборотные активы

тыс. руб.

1393443

1566143

4. Выручка от продажи продукции

тыс. руб.

867236

1156227

5. Сумма активов

тыс. руб.

1893078

2242797

6. Чистая прибыль

тыс. руб.

261633

414146

7. Собственный капитал

тыс. руб.

1208335

1622481

8. Внеоборотные активы

тыс. руб.

499635

676654

9. Амортизация

тыс. руб.

319936,5

334798,5

Расчетные показатели

10. Коэффициент Бивера ((стр. 6 + стр. 9) / стр.2)

отн.един.

0,1

1,2

11. Коэффициент текущей ликвидности(стр.3/стр.1)

отн.един.

2,03

2,6

12. Экономическая рентабельность активов (стр. 6/стр.5)·100%

%

13,8

18,5

13. Финансовый леверидж (стр. 2 / стр. 5) · 100%

%

36,2

27,7

14. Коэффициент покрытия оборотных активов собственными оборотными активами ((стр. 7 – стр. 8) / стр. 3) · 100%

%

50,9

60,4

Таблица 15.Модель идентификации финансовых состояний предприятия по системе показателей У. Бивера

Показатель

2014 г.

2015 г.

1

2

3

Коэффициент Бивера

0,1

1,2

Коэффициент текущей ликвидности

2,03

2,6

Экономическая рентабельность

13,8

18,5

Финансовый леверидж

36,2

27,7

Коэффициент покрытия оборотных активов собственными оборотными активами

50,9

60,4

Проанализировав такие таблицы как: таблицу 12 «Расчет исходных показателей пятифакторной модели Э. Альтмана», таблицу 13 «Расчет исходных показателей модели Р. Таффлера» и таблицу 14 «Расчет исходных показателей модели идентификации финансовых состояний предприятия по системе показателей У. Бивера». Мы видим, что все три модели по банкротству показывают, что финансовое состояние хорошее и в ближайшее время банкротство на предприятии не наступит, об этом свидетельствуют конечные результаты таблиц и значения Z при котором банкротство маловероятно. Но следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование остальных компаний по данным моделям выявило, что они не в полной мере подойдут для оценки риска банкротства российских компаний из-за разной методики отражения инфляционных факторов и разной структуры капитала и отличий в законодательной базе. При выборе того либо другого метода рекомендуется принимать во внимание несколько национальных и экономических особенностей, которые влияют на работу компании в конкретном государстве. Кроме того, рекомендуется подтверждать полученные результаты расчётами по остальным методикам (или анализом баланса) и отслеживать их тенденцию. Представленные модели прогнозирования финансовой неустойчивости (банкротства) представляют собой только малую часть существующих методик. При этом не существует какой-то одной, наиболее лучшей и точной модели.

2.6. Мероприятия по улучшению финансового состояния организации (предприятия)

Выполненный анализ ОАО агрофирма племзавод «НИВА» показал, что организация находится в устойчивом финансовом состоянии, причинами которого считаются:

1) увеличение выручки от реализации продукции, вследствие этого уменьшение силы воздействия операционного рычага;

2) повышение собственных оборотных средств;

3) устойчивый период оборачиваемости активов;

4) увеличение показателей рентабельности;

5) низкая зависимость от заемного капитала.

Т.к. в организации абсолютная финансовая устойчивость, то для её стабильно-устойчивой деятельности и увеличения эффективности финансово-экономической работы в дальнейшем, предлагается осуществить последующие мероприятия:

– осваивать новые методы и технику управления;

– усовершенствовать структуру управления, внедрить в структуру управления должность заместителя директора по финансовой деятельности и менеджера по маркетингу;

– самосовершенствоваться и обучать штат;

– улучшать кадровую политику;

– обдумывать и тщательно планировать политику ценообразования;

– изыскивать резервы по снижению затрат на производство;

– активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.

– повышение прибыли за счет расширения размеров реализации продукции, реализация продукции должна быть повышена путем внедрения комплекса мероприятий в сферы маркетинга и продаж, создания эффективной системы сбыта продукции, приспособление ассортимента продукции, которая производится предприятием к постоянно меняющемуся спросу покупателей, расширение круга потребителей за счет выхода на новые экспортные рынки сбыта;

– снижение цены продукции за счет организационных и технических модернизаций, а также за счет освоения инвестиций;

– снижение уровня кредиторской задолженности;

– проводить рекламную кампанию с целью стимулирования сбыта продукции и привлечения такой группы покупателей, как граждане.

Организации можно также рекомендовать, чтобы регулярно проводился анализ деятельности предприятия, для того, что бы организация могло дать оценку и улучшить свое финансовое положение. Для этого, в настоящее время, лучше всего использовать бухгалтерскую программу с встроенным блоком анализа хозяйственной деятельности.

Заключение

Основная задача хозяйствующего субъекта в современных условиях – приобретение наибольшего дохода, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для повышения доходности организации составляют главную задачу управленца. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и организацией целиком и полностью зависит итог работы организации в целом. В случае если дела в предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не изменяется, то соперничество за выживание становится непрерывной. Финансовое состояние организации является устойчивым, в случае если оно способно своевременно осуществлять все нужные платежи и финансировать на расширенной основе свою деятельность. Для оценки финансового состояния следует провести финансовый анализ. Анализ финансового состояния помогает получить необходимые данные для его улучшения, а также для будущего планирования деятельности организации.

Бухгалтерская отчетность является основанием для проведения анализа. На основе этой отчетности рассчитываются необходимые показатели и коэффициенты, которые и дают возможность оценить эффективность работы организации, а также установить её слабые места.

В первой главе данной курсовой работы были рассмотрены теоретические вопросы по теме: «Организация финансовой работы на предприятии». Проведено ознакомление по категориям организации финансовой работы. Это финансовые службы, финансовое планирование, оценка финансового состояния, управление финансовыми рисками и организация денежных расчетов.

Во второй главе было исследовано действующая организация и её финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел в организации; обнаружены изменения в финансовом состоянии и факторы, спровоцировавшие эти изменения, а так же были описаны основные направления улучшения финансового состояния предприятия.

В данной работе были рассмотрены 5 видов финансового анализа: анализ состава и структуры актива и пассива баланса, анализ финансовых результатов деятельности фирмы, анализ ликвидности и финансовой устойчивости, а также оценка потенциального банкротства.

На основе выше названных методов был проведен анализ финансового состояния организации ОАО агрофирмы племзавод «НИВА».

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что финансовое состояние организации ОАО агрофирмы племзавод «НИВА» устойчивое.

Таким образом, финансовая устойчивость предприятия существует за счет собственных средств. Если их доля в будущем будет продолжать увеличиваться, то велика вероятность того, что финансовая устойчивость организации улучшится, а в целом улучшится и её финансовое состояние. ОАО агрофирме племзавод «НИВА» следует рассмотреть возможные изменения доли заемных средств в источниках финансирования организации и не допускать их повышения, а больше акцентировать свое внимание на доли собственных средств.

Библиографический список

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 г. № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.)

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

4. «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П (ред. от 19.06.2012)

5. Белоглазовой Г.Н. Банковское дело: Учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Экономистъ, 2014г.- 134 с.

6. Береславский В.А. Экономика сельского хозяйства России:учеб.пособие / В.А. Береславский.— М.: Юрайт, 2013г. – 102 с.

7. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. в 2 ч. ч1. Стратегическое планирование/А.И. Ильин. – М.: Высшая школа, 2014г.- 99 с.

8. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2013г. – 143 с.

9. Лопушинская Г.К. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/Г.К. Лопушинская. – М.: Дашков и Ко, 2013г. – 123с.

10. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): Учеб. пособие/А.А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2014г. – 131с.

11. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие для вузов/ Н.А. Сафронов. – М.: Экономистъ, 2014г. – 101с.

12. Романовского М.В. Финансы предприятий: [учебник] / Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: "Издательский дом "Бизнес-пресса", 2014г. – 528 с.

13. Савчук В.П. Управление финансами предприятия – [2-е изд.] / В.П. Савчук. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г. – 480 с.

14. Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник/ М.Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай.-М.: ИНФРА – М, 2014г.- 575с.

15.Дорожинский О.Л. Финансы предприятий: учеб. пособие. / О.Л. Дорожинский. - Новосибирск: СибАГС, 2013г. - 272 с.

16.Ивасенко А.Г. Финансовый менеджмент./ А.Г. Ивасенко. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2013г.- 175 с.

17.Епифанов В.А. Финансовое управление предприятием/ В. А. Епифанов. - М.: МЭИ, 2014г. -456 с.

18.Гудович Г.К. Анализ финансового состояния предприятия/ Г. К. Гудович. - Липецк: ЛЭГИ, 2014г.-122 с.

19.Калинина А.П. Анализ затрат. прибыли и рентабельности коммерческих организаций/ А.П. Калинина.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2013г. -133 с.

20. Финансовые службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://refwin.ru/398642284.html (дата обращения 02.07.2016г.)

21. Финансовое планирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://adload.ru/p2/ek_org1_6.html (дата обращения 02.10.2016г.)

22. Организация денежных расчетов[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=17617 (дата обращения 10.10.2016г.)

23. Управление финансовыми рисками [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://finzz.ru/metody-upravleniya-finansovymi-riskami.html (дата обращения 16.10.2016г.)

24. Управление финансовыми рисками [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.0zd.ru/finansy_dengi_i_nalogi/upravlenie_ finansovymi_riskami_3.html (дата обращения 16.10.2016г.)

25. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://uchebnikionline.com/finansu/finansi_pidpriyemstv_-_azarenkova_gm/organizatsiya_groshovih_rozrahunkiv_pidpriyemstv.htm (дата обращения 20.10.2016г.)

26. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psyera.ru/organizaciya-denezhnyh-raschetov-na-predpriyatii_7129.htm (дата обращения 20.10.2016г.)

1Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник/ М.Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай.-М.: ИНФРА – М, 2014г.- 575с.

2Дорожинский О.Л. Финансы предприятий: учеб. пособие. / О.Л. Дорожинский. - Новосибирск: СибАГС, 2013г. - 272 с.

3 Ивасенко А.Г.Финансовый менеджмент./А.Г. Ивасенко.Новосибирск:Новосиб. гос. техн. ун-т, 2013г.-175 с.

4 Епифанов В.А. Финансовое управление предприятием/ В. А. Епифанов. - М.: МЭИ, 2014г. -456 с.

5 Калинина А.П. Анализ затрат. прибыли и рентабельности коммерческих организаций/ А.П. Калинина.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2013г. -133 с.

6 Лопушинская Г.К. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/Г.К. Лопушинская. – М.: Дашков и Ко, 2013г. – 123с.

7 Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. в 2 ч. ч1. Стратегическое планирование/А.И. Ильин. – М.: Высшая школа, 2014г.- 99 с.

8 Гудович Г.К. Анализ финансового состояния предприятия/ Г. К. Гудович. - Липецк: ЛЭГИ, 2014г.-122 с.

9 Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие для вузов/ Н.А. Сафронов. – М.: Экономистъ, 2014г. – 101с.

10 Савчук В.П. Управление финансами предприятия – [2-е изд.] / В.П. Савчук. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г. – 480 с.

11 Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): Учеб. пособие/А.А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2014г. – 131с.

12 «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П (ред. от 19.06.2012)

13 Белоглазовой Г.Н. Банковское дело: Учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Экономистъ, 2014г.- 134 с.

14 «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016).

45

Просмотров работы: 973