СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Мессер В.М. 1, Васильева В.С. 2
1Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет
2«Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности.

Характеризуя современного ребенка, Д.И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей [2].

По ФГОСам дошкольного образования определение «коммуникативная деятельность» в настоящее время заменилось определением «коммуникативная компетенция».

Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М.И. Лисина,- это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [1].

Ю. Жуков убежден, что коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также определенная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.

Дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками.

Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия [4].

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Одним из первых представителей медиапространства для дошкольников являются мультфильмы. Это и времяпрепровождение, и воспитание ребенка. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями в области социально-коммуникативного развития: позволяют сконцентрировать внимание детей; повышают мотивацию к процессу обучения; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; воспитывают этику и культуру общения; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей.

Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до детей. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия. Использование мультфильмов также способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти.

При помощи бесед и анализирования поступков, у детей развивается коммуникативная компетенция, умение сочувствовать другим людям, выражать свои эмоции.

О значении сказки в жизни ребенка педагогами и психологами написано огромное количество работ. В научной литературе встречается подробное описание функций сказок, причин их такой популярности и любви к ним детей.

Казалось бы, при таком количестве исследований тема сказки уже потеряла свою актуальность. Однако и в этом нет ничего удивительного, активно продолжаются исследования природы сказки и её способностей влияния на детей.

Детям нравятся сказки и мультфильмы, так как это их возрастная особенность. При помощи сказок и мультфильмов можно развивать речевую активность дошкольников [3].

Еще одной результативной формой является театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Мы в своей работе решили пойти от интересов детей и постарались использовать методы, которые максимально привлекают внимание детей, поддерживают интерес на протяжении всего занятия и удовлетворяют внутренние потребности ребенка.

Анализ литературы показал, что у Владимира Сутеева существует огромное количество произведений, которые могут научить детей правилам общения, взаимодействия, дружбе и многому другому. На многие произведения моздана мультипликация.

Для развития коммуникативной компетенции мы предлагаем использовать сказки Владимира Сутеева.

Использовать данный метод можно по следующему алгоритму:

1.Чтение сказок В. Сутеева;

2. Просмотр мультфильмов по мотивам сказок Сутеева;

3. Проведение беседы с детьми, анализирование поступков героев сказок и мультфильмов;

4.Инсценирование сказок для родителей.

В своей работе мы будем использовать как сказки Сутеева, так и мультипликацию на его сказки.

Таким образом, использовать мультфильмы или же фрагменты мультфильмов можно на любом этапе занятия в зависимости от целей, поставленных педагогом. Их правильное использование расширяет возможности для активной работы в процессе формирования языковых знаний, умений и навыков учащихся, делает учебный процесс более увлекательным и интересным.

Театрализованная деятельность – эффективный способ воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.

  2. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

  3. Судоплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89

  4. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.

Просмотров работы: 782