1. Обеспечение ритмичности хода производства;
2. Обеспечение безопасности перевозимых грузoв;
3. Полное использование транспортных средств;
4. Минимизация расходoв на транспорт.
Для того чтобы решить данные задачи, необходимо рационально организовать транспортное хозяйство, четко спланировать работу транспорта, обоснованно осуществить выбор транспортного средства, разработать механизацию и автоматизацию погрузо-разгрузочных работ. Предприятие вправе использовать различные виды транспорта, способы транспортировки, а также выбрать любых партнеров (посредников) при реализации доставки грузов в определенные точки логистической цепи. Однако, первоначальный вопрос, который стоит перед департаментом логистики – это вопрос о создании своего транспортного парка или пользовании наемным общим или частным транспортном. Конечно, есть определенные критерии, которые учитывает логистический менеджмент при принятии этого решения:
1. Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка;
2. Затраты на использование наемного транспорта;
3. Скорость, время доставки;
4. Качество (надежность, сохранность груза).
Большие капиталовложения – необходимое условие создания собственного транспортного парка, однако, они должны быть в конечном итоге оправданы в качестве надежности грузоперевозок и снижения себестоимости производимой продукции. Однако, в большинстве случаев, организации выбирают путь сотрудничества с транспортными фирмами перевозчиками.
Существует общий алгоритм принятия транспортных решений. Он включает в себя несколько стадий. На начальном этапе осуществляется определение логистических операций в цепи поставок фирмы, затем делается выбор по характеру реализации транспортировки т.е. между инсорсингом и аутсорсингом. Инсорсинг представляет собой формирование собственной транспортной инфраструктуры, планирование, реализация и контроль над процессами транспортировки и оперативное управление транспортировкой. Аутсорсинг в свою очередь включает такие операции, как выбор контрагентов в транспортировке, т.е. тех, кто будет осуществлять перевозки, и планирование и контроль над процессами транспортировки. Следующий шаг идентифицирует выбор видов транспорта и способов транспортировки в зависимости от характеристик груза и прогнозов грузопотоков.
Решение задачи «инсорсинг/аутсорсинг» относится к основной оптимизационной задаче организации бизнеса – задаче MOB (Make-or-Buy – «Делать самостоятельно или покупать»). Причины инсорсинга и аутсорсинга: Мотивы в пользу аутсорсинга :
поддержание главных компетенций организации;
снижение затрат на операции;
снижение затрат на основные фонды;
приобретение новых технологических и управленческих возможностей;
возможность сосредоточиться на ключевом производстве.
Мотивы в пользу инсорсинга :
зависимость и неопределенность поставщиков услуг;
поддержание желаемого уровня сервиса;
создание рабочих мест;
увеличение объема компании
страхование за счет альтернативных источников услуг;
В зарубежной корпоративной практике бизнес уже давно передал непрофильные виды деятельности на аутсорсинг в США – 80% компаний, Европе – более 60%, Китае – больше половины. В России по мировым меркам данный процесс запаздывает, этот показатель не превышает 36%.
Российский бизнес фактически входит в новую фазу своего развития, связанного с насыщением рынка, консолидацией игроков, освоением принципиально новых технологий работы, бизнес - моделей развития. Пока тенденция аутсорсинга не набрала достаточный оборот в нашей стране, предприятия предпочитают использовать свой автопарк. Рассмотрим затраты на примере российского предприятия ООО «Автолинии» на содержание и эксплуатацию собственного автопарка. Сегодня ООО «Автолинии» владеет 30 автотранспортными средствами марок Volvo FH (19 ед.) и RenaultPremium (11 ед.). В таблице приведены ежемесячные затраты предприятия при использовании собственного автотранспортного парка.
Структура парка подвижного состава ООО «Автолинии».
Возраст, лет |
Марка подвижного состава, ед. |
|
VOLVO FH |
RENAULT PREMIUM |
|
Более 3-х лет |
19 |
11 |
Всего |
19 |
11 |
Доля, % |
63.3 |
36.7 |
Ежемесячные затраты ООО «Автолинии» при использовании собственного автотранспортного парка.
Статья расходов |
Расчет, руб. |
Сумма, руб. в месяц |
Затраты на топливо |
88872 * 19 = 1 688 568 руб. 79448 * 11 = 874 368 руб. Итого: 1 688 568 + 874 368= 2 562 936 |
2 562 936 |
ГСМ (1,5% от затрат на топливо) |
2 562 936 руб. /12*1,5%*30 авто =96 110 руб |
96 110 |
Затраты на шины (10 шт.) |
10095*30 = 302 857 |
302 857 |
Страхование ОСАГО (полуприцеп и тягач) |
(5500 +2100)*30/12=19 000 |
19 000 |
Затраты на ТО и ТР |
9500*30=255 000 |
285 000 |
Амортизация |
(200 000/12)*30=500 000 |
500 000 |
Транспортный налог |
30 000*30/12=75 000 |
75 000 |
Налог на имущество |
2 000 000*30*2,2%/12=110 000 |
110 000 |
Заработная плата работников, согласно штатному расписа нию: |
1 409 000 |
|
Водитель |
7000*5*33=1 155 000 |
155 000 |
Диспетчер |
1*24 000 |
24 000 |
Начальник отдела |
40 000 |
40 000 |
Менеджер по транспорту |
25 000*2=50 000 |
50 000 |
Бухгалтер |
30 000 |
30 000 |
Главный механик |
28000 |
28 000 |
Автослесарь |
26 000*2=52 000 |
52 000 |
Специалист по проведению медосмотра |
15 000 |
15 000 |
Уборщица |
1*15 000 |
15 000 |
Отчисления во внебюджетные фонды(30%) |
1 409 000*30%=422 700 |
422 700 |
Накладные расходы |
5646103*3%=169 383 |
169 383 |
Итого |
5 951 986 |
Основные преимущества и недостатки содержания и собственного парка транспортных средств ООО «Автолинии».
Преимущества |
Недостатки |
снижение зависимости от колебаний транспортных тарифов; |
Сложность организации транспортного хозяйства, связанного с решением множества специальных юридических, организационных, технологических, информационных и финансовых вопросов |
наличие собственных транспортных средств обеспечивает возможность точного планирования их использования; |
Большие затраты, связанные с эксплуатацией, охраной, хранением транспортных средств, их техническим обслуживанием и ремонтом. |
клиентам предоставляется максимально высокий уровень сервиса за счёт гибкого регулирования сроков и частоты отправления грузов; |
Вероятность низкого уровня использования подвижного состава; |
полный контроль технического со- стояния и местонахождения транс- портных средств (при условии оборудования их радиостанциями, GPS- приборами и пр.), что обеспечивает высокий уровень точности соблюдения сроков доставки |
Амортизация основных средств; расходы на страхование; затраты на администрирование автомобильного хозяйства; затраты на наём дополнительного транспорта в случае недостатка собственного; Увеличение налогооблагаемой базы; |
Решение должно приниматься исходя из общих затрат, то есть сначала рассчитываются общие затраты на транспорт при выборе инсорсинга и аутсорсинга, затем сравниваются показатели, и принимается решение. В состав общих издержек при выборе аутсорсинга входят маркетинговые издержки на анализ рынка услуг, затраты на заказы, контроль, а также издержки, связанные с непредвиденными событиями.
Для принятия эффективных решений необходимо:
1) Сопоставить транспортную стратегию компании с конкурентами, тем самым разрабатывая стимулы для своей компании, определяя пространство для дальнейшего совершенствования.
2) Нужно принять важное решение: иметь и использовать свой транспортный парк или пользоваться услугами наемного перевозчика
3) Разработка транспортной сети, которая может обрабатывать запросы электронной коммерции, в силу особенностей электронной торговли несколько иная, чем разработка транспортной сети для обычной торговли.
4) Менеджеры должны использовать технологии для повышения производительности транспортной сети, которые помогут снизить затраты и повысить отзывчивость транспортной сети.
5)Менеджеры транспортной сети должны учитывать неопределенность спроса. Игнорирование неопределенности приводит к широкому использованию недорогих и негибких видов транспорта, которые работают эффективно, когда все идет по плану.
Подводя итог вышесказанному, стоит еще раз отметить важность выстроенной менеджерами транспортной сети, ее рациональности и отзывчивости. Поэтому знать о различных способах повышения эффективности транспортной сети необходимость для логистической системы каждой организации.