СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕТНОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕТНОСТЬ

Лопатина Д.П. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает кардинальные изменения, которые связанны со сменой модели культурно-исторического развития. Но все эти реформы замыкаются в первую очередь на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно он является главной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.

От профессионализма педагога и его компетентности зависит как успешное обучение учащегося в школе, так и успешность в жизни. Поэтому педагог в своей работе должен оптимально совмещать современные формы, методы и средства обучения, которые будут развивать личность каждого ученика. Педагог живет в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация.

В настоящее время становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионального педагога невозможно. Ведь роль учителя становится чрезвычайно значимой, а его задача заключается теперь не только в передаче знаний, но и в поддержке зарождающихся в обучающемся новых видов деятельности и обучении новым способам мышления.

Компетентность – это овладение человеком соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение к предмету и деятельности. Быть компетентным означает быть мобильным в определенной ситуации, объединяя полученные знания и опыт. А быть компетентным педагогом означает интегрировать в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических и социальных качеств [4].

Необходимость повышения профессиональной компетентности учителя обозначена и в документах Правительства. В модели «Российское образование – 2020» говорится о том, что в системе образования проходят кардинальные кадровые изменения. В связи с этим традиционный педагог уходит со сцены, а появляется его новый образ – образ исследователя, воспитателя, консультанта и руководителя проектов.

Некоторые исследователи считают профессионально компетентным такой труд педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность и педагогическое общение, реализуется личность. Знания и соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса неоспоримо повышают профессиональную компетентность педагога в современной школе.

По мнению С.А. Дружилова, существует несколько слагаемых профессиональной компетентности современного педагога:

- теоретические знания предмета и знание правил его практического применения;

- знание нормативных документов Министерства образования и отделов образования, локальной документации школы: приказы, методически письма, инструкции, устав школы, правила внутреннего распорядка, положения о промежуточных аттестациях обучающихся, нормы оценки знаний, умений и навыков учеников по предметам, которые преподают в школе и др.;

- методические знания и умения: быть специалистом в разработанных рекомендациях по составлению тематического планирования и планов уроков, по работе с учебно-педагогической документацией и др.;

- педагогические знания, умения и навыки: любовь к детям, заинтересованность в развитии их личности, знание возрастной и социальной психологии, умения дифференцированно подходить к обучающемуся, находить сильные и слабые его стороны, помогать в преодолении трудных ситуаций;

- общая культура и социальная адаптация [2].

Таким образом, компетентность педагога – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов и методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). Прежде всего компетентный учитель должен уметь:

  • успешно решать трудные жизненные ситуации, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

  • ориентироваться на рынке труда, чтобы понимать какие знания и навыки помогут ученикам найти себе работу в современных условиях и двигаться по ее карьерной лестнице;

  • проявлять уважение к обучающимся и их жизненным интересам, суждениям и вопросам;

  • связывать материал, изучаемый на уроке, с повседневной жизнью и интересами учеников, предлагать в качестве примера различные жизненные ситуации;

  • планировать урок с использованием разнообразных форм и методов учебной деятельности, в первую очередь всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  • привлекать специалистов для обсуждения тем и проблем, в которых сам недостаточно компетентен;

  • оценивать, как предметные достижения, так и развитие личностных качеств [1].

Выделяют несколько уровней развития компетентности педагога:

1 уровень – «предметник» - педагог не считает основной целью своей работы развитие индивидуальности школьника;

2 уровень – «разумный консерватор» - педагог нацелен на развитие индивидуальности обучающегося, но использует слишком ограниченный набор средств;

3 уровень – «экспериментатор» - педагог виртуозно использует все средства обучения, но еще не достигает стабильного успеха;

4 уровень – «профессионал» - педагог ставит цели развития и успешно реализует их;

5 уровень – «суперпрофессионал» - педагог вносит ощутимый и значимый вклад в развитии педагогики [5].

Профессиональная компетентность педагога предполагает постоянную работу над развитием и самосовершенствованием учителя. Поэтому важно вовремя выявлять уровень профессиональной компетентности педагога. Для этого проводят своевременные диагностирования, тестирования для определения путей совершенствования профессиональной компетентности [6].

Существует несколько механизмов развития профессиональной компетентности учителя:

- обучение на курсах повышения квалификации (в том числе и на дистанционном уровне);

- работа в творческих группах, педагогические мастерские, мастер-классы коллег;

- постоянное участие в семинарах, конференциях, круглых столах и др.;

- участие в научно-исследовательских работах, создание собственных публикаций;

- использование современных методик, видов и средств обучения;

- аттестация;

- самообразование [3].

Одним из самых эффективных механизмов развития профессиональной компетентности учителя является самообразование. Ведь настоящий профессионал должен всегда усовершенствовать свои знания по дисциплине, а также развивать свои коммуникативные способности и способности оценивать качество и недостатки своей работы. Также особое внимание необходимо уделять педагогу основательной психологической подготовке.

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности педагога в последнее время стали предметом пристального внимания и психологической науки. В большинстве случаев такие исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Но помимо этого педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции.

Список использованной литературы:

  1. Батракова, С.Н. Динамика профессиональных функций педагога как представителя культуры / С.Н. Батракова // Ярославский психологический вестник. - 2004. - №2. - С.71-77.

  2. Дружилов, С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности / С.А. Дружилов // Объединенный научный журнал. - 2001. - №22. - С.44-45.

  3. Жарылгасова, П.Е. Профессиональная компетентность педагога / П.Е. Жарылгасова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 142-143.

  4. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ С.Д. Поляков. - М., 2010. - 289 с.

  5. Сваталова, Т.А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов / Т.А. Сваталова // Дошкольное воспитание - 2011. - №1. - С.95-97.

  6. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О.А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №3. - С.4-7.

.

Просмотров работы: 523