За последние 20 лет на российском рынке все чаще при развитии розничной сети предприятий коммерсанты используют новую бизнес-технологию — франчайзинг. Активное внедрение франчайзинга объясняется развитием цивилизованных отношений на российском рынке, что непременно требует применения новых методов ведения бизнеса.
В бизнес-терминологию России термин «франчайзинг» был введен около 22 лет назад благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первый попытался внедрить на российский рынок франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, попытавшееся применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.
Франчайзинг — система контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер на определенных условиях представляет право другой стороне — франчайзи использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.[12]
Субъекты франчайзинговых отношений
Продавцы франшизы (франчайзеры).
Покупатели франшизы (франчайзи).
Финансовые организации: предоставление бюджетных средств, предоставление кредитных ресурсов.
Консалтинговые компании: правовые и бухгалтерские консультации, информационные услуги, методические услуги, маркетинговые услуги, организационные услуги.
Юридические компании: защита прав и интересов франчайзеров, защита прав и интересов франчайзи, защита прав и интересов финансовых организаций.
Франчайзер — это известная фирма, передающая право самостоятельному предпринимателю продавать на рынке товары или услуги, используя ее товарный знак.
Одновременно с правом на использование его торговой марки франчайзер предоставляет франчайзи определенный набор услуг, а в некоторых случаях и товаров. Этот набор может варьироваться, в то же время наиболее стандартный вариант включает следующие виды товаров и услуг:
оценку и подбор места расположения торговой точки;
оказание помощи в переговорах о лизинге, сублизинге или аренде;
оказание помощи при подборе транспортных средств;
проведение первоначального курса обучения, при проведении которого франчайзер передает франчайзи свое ноу-хау путем обучения персонала применяемым им самим методам управления и организации процесса работы;
проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи;
оказание консультативной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке его к работе;
проведение систематической переподготовки сотрудников франчайзи по управлению и технологическим проблемам;
обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по заказам франчайзи;
предоставление помощи в определении источников финансирования;
оказание помощи в работе в течение первой недели с момента открытия фирмы на франшизной основе;
оказание консультативной помощи в организации и поддержании связей со средствами массовой информации и в проведении рекламы.[1]
Франчайзи — это предприниматель, которому передается право продавать на рынке товары или услуги известной фирмы, используя ее товарный знак.
По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода развития бизнеса на своем предприятии, если:
предприятие обладает особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;
на предприятии разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике;
на протяжении длительного периода времени на предлагаемый продукт либо услугу можно прогнозировать относительно массовый потребительский спрос;
прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи, должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру;
будущий франчайзер готов раскрыть все «секреты» своей бизнес-технологии потенциальным франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.
Следует отметить, что наиболее сложным элементом сотрудничества франчайзера и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи — это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен учитывать, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).
Достижение психологического взаимодействия между франчайзером и франчайзи — уже 50% удачи франчайзинговой системы.[6]
Для составления наиболее четкой картины о достоинствах применения франчайзинга необходимо проанализировать отдельно те преимущества, которые получают от его использования франчайзер, франчайзи и все потребители.