КОНФЛИКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРЕОДОЛЕНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНФЛИКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРЕОДОЛЕНИЕ

Николаева А.А. 1
1«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (ФГБОУ ВО «МГТУ») Институт педагогики, психологии и социальной работы Кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Растущая напряженность в обществе способствует увеличению конфликтов, в том числе и в образовательной сфере. Организация педагогического процесса всегда сопровождается разнообразными конфликтами, в которых противоборствующими сторонами являются участники образовательных отношений. Иногда конфликты длятся годами, нарушая организацию педагогического процесса и психологический климат в детских и педагогических коллективах.

В повседневной жизни слово «конфликт» используется применительно к обширному кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских расхождений.

В словаре синонимов русского языка под редакцией Л. П. Алекторовой, Л. А. Введенской, В. И. Зимина, конфликт - коллизия, столкновение, противоречие, разноречивость, двойственность, несоответствие, несогласованность, взаимоисключение; разлад, выяснение отношений размолвка, грызня, раздор, спор, разногласие, выясняловка, ссора, стычка» [1].

Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет» [3].

Таким образом, обобщенно можно дать следующее определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми (группами людей), с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

Следовательно, конфликт можно обусловить как «максимальную закономерность углубления противоречий». Межличностные конфликты как один из видов социальных конфликтов принято предопределять как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причинами межличностных конфликтов являются как объективные, так и субъективные факторы, складывающиеся на основе индивидуальных особенностей личностей.

В основе производственного конфликта между руководителями и подчиненными - чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей.

Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательной организации, большую роль играет взаимоотношение руководителей и подчиненных. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т.е. там, где создаются материальные и духовные ценности, решаются основные проблемы. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты. Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и подчиненных не совпадают.

Педагогический конфликт - сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин» [2, с. 164].

Педагогические конфликты возникает, обычно из за социально-экономического положения учительства в целом по стране и конкретно - особенных условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении, а также как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательной организации, большую роль играет взаимоотношение руководителей и подчиненных. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т.е. там, где создаются материальные и духовные ценности, решаются основные проблемы. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты. Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и подчиненных не совпадают.

Общими причинами возникновения педагогических конфликтов являются:

1 Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе - сложные противоречия, происходящие в последнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни страны существенно отразились на настроении и условиях работы отечественного учительства.

2 Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании - в реальной образовательной жизни имеют место правовой нигилизм педагога, будничное попирание прав ребенка, например, права на выражение своего собственного мнения в устной или письменной форме, права на защиту своей чести и репутации. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства.

3 Содержательное и методическое несовершенство образовательного процесса - отсутствие преемственности в содержании и организации основных компонентов образовательного процесса, непродуманным введением педагогических инноваций.

Чтобы выяснить природу конфликта в дошкольной образовательной организации, необходимо определить его границы. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Границы конфликта обычно определяются коллективом детского сада, в котором происходит конфликт, главным образом в межличностных отношениях, часто тесно связаны и с проблемой участников конфликта.

Участниками конфликта в дошкольной организации могут выступить: администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель); педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель - логопед, инструктор по ФИЗо и др.)); родители.

Нередко в коллективе бывают негативные лидеры, оказывающие на него отрицательное влияние. В таких случаях, возникают проблемы в духовно - психологическом взаимотношении педагогического коллектива. Наличие отрицательных лидеров свидетельствует обычно о незрелости коллектива, его нравственном неблагополучии.

Руководитель призван управлять конфликтами в образовательном учреждении. В условиях перехода к рыночной экономике успех руководителя будет определяться степенью развития его деловых и личностных качеств, умения достигать компромиссов, избегать межличностных конфликтов. От этических норм руководителя, его умения общаться с подчиненными, от силы его воздействия на людей зависят и успех коллектива, и его личные успехи. Руководитель должен обладать и развивать такие качества, как дипломатичность, гибкость в методах управления, умение быть принципиальным и обладать искусством, добиваться компромисса, руководитель является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением - может возникнуть конфликт» [4].

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.

Управление конфликтами в педагогическом коллективе вытекает из верного понимания конфликтов, как неотъемлемой стороны общественных процессов, и их источника, движущей силы творческой деятельности людей. Если бы конфликт понимался только как стабильное явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его устранению, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многосторонней. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность.

Разрешение любого конфликта - это практически всегда действия всех его участников, направление на ликвидацию разногласий, прекращение споров и рациональное решение проблемы.

Таким образом, общий стиль отношений в коллективе дошкольной организации может стать в благоприятном климате гарантией против возникновения излишней конфликтности, а при неблагоприятной атмосфере - предрасполагать к перерастанию возникающих в группе трудностей и напряженных ситуаций в конфликты. Поэтому необходимо отметить, что в организации всегда важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать не прерывными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять - это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с наименьшими издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.

Список литературы:

1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. - СПб.: «Питер», 2010. - 19 с.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология:. - М.: «Стандарт», 2000. - 164 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000, 464с.3 Дмитриев, А. В. Конфликтология : учеб. Пособие / А.В. Дмитриев. -М.:Гардарики,2000. -320 с.

4. Никифорова Г. С. Психология менеджмента: Учебник для вузов -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, . 2004- 639 с,

Просмотров работы: 590