Цель данной статьи заключается в рассмотрении сущности системного подхода применительно к анализу и управлению проектами с высокой долей неопределенности на основе управленческих решений.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
- уточнить содержание понятия проекта и сформулировать понятие управленческого решения;
- проанализировать подходы РМВОК и отечественной науки и практики к рассмотрению фаз и процессов проекта, цикла управления проектом;
- показать широкие возможности применения управленческих решений для системного управления проектами.
Согласно РМВОК проект - временное предприятие, цель которого - создать уникальный продукт, услугу или результат [2].
Но есть и другие формулировки данного понятия:
- "проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений" [3];
- "проект – уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленный на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений; проект – ограниченное во времени специально организованное целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов" [7].
Таким образом, напрашивается вывод, что понятие проект следует рассматривать несколько шире, чем только как создание уникального продукта, услуги или результата [2] и потому следует применять алгоритм проектного управления к большинству управленческих задач.
Управление проектами, как и логистика, берут свои корни из военного управления. Это закономерно, люди начали воевать раньше чем, что-либо производить, строить, поставлять и т.д, а значит накопили более значительный опыт управления в этой сфере.
Одной из разновидностей проектов являются проекты с высокой долей (степенью) неопределенности. К таким проектам наука управления относит военные операции (ведение боевых действий). Порядок организации данных операций (проектов) обобщен по результатам многолетнего опыта наших предков в Первой и Второй мировых войнах. К таким же проектам можно отнести и действия органов МЧС (при ликвидации последствий стихийных бедствий) и МВД (при решении нештатных ситуаций).
По сути - это та же проектная деятельность, отвечающая признакам проекта и имеющая те же ограничения: содержание (цель), ресурс, сроки, качество.
Управление всеми проектами происходит по одним и тем же принципам, правилам и алгоритмам.
PMBOK определяет фазы проекта. Отечественная наука и практика определяет порядок работы по организации выполнения проекта. Сравнение фаз и порядка работы представлено в таблице 1 [2, с. 42; 11, 12, 13].
Таблица 1 – Сравнение фаз проекта по версиям PMBOK и отечественной науки и практики
Отечественная наука и практика |
PMBOK |
1. Получение проекта (задачи) |
1. Инициация |
2. Принятие решения и планирование |
2. Планирование |
3. Подготовка к выполнению задачи: - постановка задач; - уточнение задач в местах выполнения проектов (при необходимости); - организация согласованных действий, обеспечения, управления - организация выполнения задачи |
3. Исполнение |
4. Практическая работа в подчиненных органах (контроль и оказание помощи) |
4. Мониторинг и контроль |
5. Выполнение проекта (задачи) |
5. Закрытие |
Поразительно все похоже! Но наша отечественная управленческая наука детальнее рассматривает все процессы. Так PMBOK провозглашает мониторинг и контроль как самоцель, а наша наука и практика тесно увязывает связь и цель: контроль и оказание помощи (контроль для оказания помощи) [10, 11, 12, 13].
По мнению автора статьи более диалектически рассматривается и цикл управления проектом нашей наукой управления в сравнении с PMBOK: управление проектом осуществляется по спирали, а не циклично как рекомендует PMBOK (рисунки 1,2).
Рисунок 1 - цикл управления проектом по версии PMBOK [2, с. 42]
Рисунок 2 - цикл управления проектом по версии отечественных ученых
(составлено автором статьи по материалам публикации "Информационная поддержка разработки системы управленческого учета предприятия на основе ERP" [9])
Требуется определиться с понятием управленческого решения. Порядок формулирования автором статьи сущности решения представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Порядок формулирования сущности решения (по мнению автора статьи)
По мнению автора статьи |
PMBOK |
Исходные данные для принятия решения |
Вход |
Управленческое решение: порядок и последовательность действий для достижения поставленной цели, способ достижения цели |
Инструменты и методы (экспертная оценка; информационная система управления проектами; совещания) |
Результат деятельности (проекта), итог |
Выход |
PMBOK лишь упоминает о принимаемых управленческих решениях, но не формулирует понятие, сущность и содержание управленческого решения.
Сущность решения: последовательность и порядок действий, путь и способ достижения результата, цели в рамках временных и ресурсных ограничений при заданном качестве (по мнению автора статьи).
Автор статьи разработал возможный вариант содержания решения для управления проектами с высокой долей неопределенности (возможно применение для управления другими проектами и в повседневной жизнедеятельности) [10, 11, 12, 13].
Решение для управления проектом включает в себя:
1.Замысел (идея) проекта;
2. Задачи подчиненным (команде проекта);
3. Основные вопросы:
- согласования действий команды проекта;
- управления.
Основу решения составляет замысел (идея) проекта. Он вырабатывается, как правило, одновременно с оценкой ситуации (обстановки). Делая выводы из оценки ситуации (обстановки), руководитель проекта определяет свой замысел (идею): где и на чем сосредоточить основные усилия или куда направить главное управляющее воздействие, сроки и порядок изменения направления главного управляющего воздействия; способы достижения цели; привлекаемые силы и средства, порядок действий, в том числе очередность и массирование применяемых средств.
В некоторых случаях решение целесообразно оформлять на карте (графически) с приложением пояснения (в виде текста).
На основе решения руководителя проекта офис проекта (штаб) осуществляет планирование проекта, которое заключается в детальной разработке последовательности, сроков, и способов действий участвующих в нем сил и средств, разработке и оформлении документов, подготовке соответствующих расчетов.
Примерно то же самое в вопросе планирования проекта нам рекомендует и PMBOK, указывает нам огромное количество планов. Но управлять с таким объемом планов проектами с высокой долей неопределенности просто невозможно, в связи с высокой скоротечностью и динамичностью таких проектов. Управлять здесь можно только в том случае, если свести все планы в один. Поэтому следует разработать сводную плановую таблицу согласования действий (в одной таблице сведены все планы в сокращенном виде с указанием временных, целевых, ресурсных и качественных параметров) [11, 12, 13]. Сводная плановая таблица согласования действий разрабатывается, как правило, в графическом виде с применением условных обозначений, но допускается разработка и в табличном виде.
Таким образом, PMBOK не дает системного подхода для управления проектами, а формулирует только лишь процессный подход на основе множества планов, которые не сведены в единое целое. В то же время управление проектами на основе управленческих решений дает нам возможность системного управления проектами, дает инструменты для управления (управленческое решение, сводная плановая таблица согласования действий и т.д.).
Перспективы дальнейшего исследования:
- раскрыть содержание каждого пункта решения (дополнить вопросами, которые изучает руководитель проекта при принятии решения);
- сформулировать алгоритм работы руководителя проекта с получением задачи, инициации проекта (организация процесса принятия управленческого решения, планирование проекта, постановка задач и т.д.);
- разработать пример (кейс) для проверки применимости данного варианта работы при управлении проектами.
Список использованных источников
1.Агапова Т.Н., Ильенкова Н.Д., Медведева Н.А. Риски предприятия: теория и управление: монография. – Вологда - Молочное: - ВГМХ. – 2013. – 105 с. [Текст]
2. Project Management Institute. Руководство к Cводу знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Пятое издание. 2013 – 586 с. [Текст]
3. ГОСТ Р 54869- 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54869-2011
4. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкуренции как условие экономической безопасности // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2012. – Т.1. - № 49. – С.35-39 [Текст]
5. Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. – М.: И.Д. «Форум»: ИНФРА - 2014. – 256 с. [Текст]
6. Сазерленд Джефф.«Scrum. Революционный метод управления проектами». - Москва.: Манн, Иванов и Фербер. – 2016. [Текст]
7. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (NCB SOVNET 3.0) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sovnet.ru/upload/publications/ntk.pdf
8. Ильенкова Н.Д. Системный подход к управлению проектами [Электронный ресурс] / Международный научно-исследовательский журнал. Издательство: Соколова Марина Владимировна (Екатеринбург) - 2016 № 9-1 (51) - Режим доступа: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2016/09/9-1-51.pdf#page=40
9. Корнюшко В.Ф., Сырейщиков И.В. Информационная поддержка разработки системы управленческого учета предприятия на основе ERP [Электронный ресурс] / Международный научно-исследовательский журнал. Издательство: Соколова Марина Владимировна (Екатеринбург) - 2016 № 9-1 (51) - Режим доступа: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2016/09/9-1-51.pdf#page=40
10. Приказ МВД РФ ОТ 12.02.97 N 86 "Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних дел". Москва - 1997 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_884/doc884a558x944.htm
11. Наставление по работе оперативных штабов органов внутренних дел. Москва - 2003 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1057154/
12. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Москва - 2010 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/V7xVoTRUDT.pdf
13. Боевой устав пехоты Красной Армии, часть II (батальон, полк), Военное Издательство Народного Комиссариата Обороны Москва - 1942 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// http://padabum.net/d.php?id=14682