До 31.12.2014 включительно плательщиками налога признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона № 2003–1.
Начиная с 01.01.2015 налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Для исчисления налога учитывается находящееся на балансе имущество:
- на праве собственности;
- полученное во временное владение или доверительное управление;
- внесенное в совместную деятельность.
Объекты, которые не подлежат налогообложению:
- земельные участки и прочие объекты природопользования;
- имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
- объекты культурного наследия народов РФ;
- объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т.д.);
- ледоколы и прочие суда;
- объекты космической отрасли; - движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.; - имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д
Начиная с налогового периода 2015 года и до 2020 года по выбору субъекта Российской Федерации в качестве налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость или инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора, который устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации[1].
Ставка начисляется не на всю площадь имущества физических лиц, а лишь на ее часть.
Необлагаемой площадью является:
50 кв.м. из площади жилого дома.
20 кв.м. из площади квартиры.
10 кв.м. из площади комнаты.
Ставка по налогу на имущество устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать 2%. Размер налоговой ставки зависит от вида имущества и категории налогоплательщика
До того момента, как законопроект примут в том или ином регионе, специалисты Федеральной Налоговой службы будут придерживаться расчета налога по старой схеме, которая зависит от инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.
(1)
А вот новая схема расчета налога, которая зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения:
[2]. (2)
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации 2014–2016 гг. приведена на следующем графике (рисунок 1)
Рис. 1. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации 2014-2016 гг.
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 года поступило 11,1 млрд. рублей, или на 7,7% больше, чем в 2014 году (10,3 млрд. руб).
Налога на имущество организаций в 2016 году поступило 10,9 млрд. рублей (98% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,1% больше, чем в 2014 году.
Налога на имущество физических лиц в 2016 году поступило 139 млн. рублей, или на 62% меньше, чем в 2014 году.
Если рассматривать отдельно налог на имущество физических лиц, то из рисунка 2 в 2016 году мы видим недополучение предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц .
Рис. 2. Динамика поступления налога на имущество физических лиц
В 2016 году (сумма налога значительно сократилась по сравнению с 2014 (370 010 тыс. руб) и 2015 (373 137тыс.руб) годами.
Возможно, проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: URL www.nalog.ru - 15.11.2016
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята 16 июл. 1998 г.] : // «Консультант Плюс». – 15.11.2016
3. Новое в налогах на имущество физических лиц [Электронный ресурс]: URL http://pravo812.ru – 15.11.2016
4. Ноздрунова, Н.Г. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала АПК в России и развитых странах [Текст]: / Н.Г. Ноздрунова / Аграрная наука. – 2013. – №9. – С.5–6.
5. Проняева, Л.И. Модель реализации организационно-экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве [Текст]: / Л.И. Проняева, Н. Г. Ноздрунова / Научный результат. Серия: Экономические исследования. – 2015. – Т.1. – №1(3). – С.31–40.
6. Кулешова В.П., Ахмерова А.И. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / Экономика и социум. -2015.- № 6-3 (19).- С. 496-499.