Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» раскрывает понятие «инвалид». Инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Группа инвалидности устанавливается в соответствии со степенью расстройства функций организма у человека. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.
В статье 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует создание инвалидам всех необходимых условий для получения образования и поддерживает политику, направленную на развитие личности. Обеспечивается получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования, которые осуществляют органы управления в сфере образования, также образовательные организации вместе с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения. [2]
В социальном подходе «инвалидность» раскрывается в «Конвенции о правах инвалидов» Принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года. Конвенция была ратифицирована принятием Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрением Советом Федерации 27 апреля 2012 года Федерального закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Инвалидность представляет собой эволюционирующее понятие и что в результате взаимодействия инвалидов со здоровыми людьми происходит барьер, который мешает их полному участию в общественной среде наравне с другими. То есть ребенок с инвалидностью не является какой-то проблемой для государства и общества, а именно само общество создает своими предрассудками эти барьеры и преграды для получения ребенком образования.[3]
В настоящее время федеральными государственными органами власти, также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется деятельность по созданию необходимых условий для получения детьми-инвалидами качественного образования без дискриминации. Для получения образования соответствующего уровня и определенной направленности оказывают раннюю коррекционную помощь, которые основаны на специальных педагогических подходах, с наиболее подходящим языком, методами и способами общения для этих лиц. Также осуществляется деятельность по социальному развитию с помощью инклюзивного образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Целью инклюзивного образования является обеспечение доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья к получению качественного образования. То есть инклюзивное образование представляет собой организационный процесс обучения, где все обучающиеся обучаются в общеобразовательной школе независимо от интеллектуальных, физических, психических и иных особенностей.
Задачами инклюзивного образования являются:
Для максимальной коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья создание в образовательных организациях психолого-педагогического и медицинского сопровождения;
Осуществление процесса обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Формирование у остальных участников образовательного процесса толерантного отношения к данной категории обучающихся.
По инклюзивному образованию могут обучаться не только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, но и талантливые дети, которые требует к себе особого подхода к обучению.
Переход на инклюзивное образование может быть осуществлен с подачи заявления законными представителями при наличии медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности.
В образовательных организациях создаются условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающегося. Инклюзивное образование не направлено на замену коррекционных школ. Создаются равные условия для существования как инклюзивного образования в общеобразовательных школах, так и коррекционных школ. Выбор остается только за родителями, в какую именно образовательную организацию отдать ребенка.
В настоящий момент в образовательной системе происходят существенные перемены. Например, планируется осуществление мероприятий по решению ряда проблем в инклюзивном образовании, которые закреплены в Межведомственном комплексном плане по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы. [4]
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны реализовать с 1 сентября 2016 года план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО);
Разработка, апробация и внедрение учебно-методических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС ОВЗ Минобрнауки России к IV кварталу 2017 года;
Предоставление ежегодно субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий качественного образования Министерством труда России, органами государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Ожидаемым результатом является проект распоряжения Правительства РФ;
Разработка и апробация учебных пособий, мультимедийного сопровождения, по организации обучения инвалидов с нарушением слуха, а также их апробация с участием преподавателей - носителей русского жестового языка на IV квартал 2017 года Минобрнауки России, органами государственной власти субъектов РФ в сфере образования и Всероссийским обществом глухих. Ожидаемым результатом является экспериментальное внедрение русского жестового языка в рамках освоения адаптированной основной образовательной программы;
Разработка учебного пособия и методических рекомендаций по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов на IV квартал 2017 года Минобрнауки России и заинтересованными Всероссийскими обществами инвалидов. Ожидаемым результатом являются учебное пособие и методические пособия;
Разработка методических рекомендаций к серии «Уроков доброты» по пониманию инвалидности (формирование толерантных установок) на IV квартал 2017 года Минобрнауки России и заинтересованными Всероссийскими обществами инвалидов. Ожидаемым результатом являются методические пособия;
Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ и внесение их реестр примерных основных образовательных программ на декабрь 2017 года Минобрнауки России. Ожидаемым результатом является внесение в реестр примерных основных образовательных программ примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования;
Разработка и утверждение примерного перечня мероприятий для образовательных организаций по обеспечению физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов на I квартал 2017 года Минобрнауки России. Ожидаемым результатом является внесение в Правительство РФ проекта федерального закона;
Утверждение порядка и условий взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам, регламентирующим образование лиц с ОВЗ и инвалидностью IV квартал 2017 года Минобрнауки России, Минтруда России, заинтересованные Всероссийские общества инвалидов. Ожидаемым результатом является приказ Минобрнауки России;
Разработка проекта федерального закона «О внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам, регламентирующим образование лиц с ОВЗ и инвалидностью» на I квартал 2017 года Минобрнауки России. Ожидаемым результатом является внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона и т.д.
17 июня 2015 года состоялось первое заседание Совета Министерства образования и науки России под руководством главы Министерства образования и науки России, касающихся вопросов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В данном заседании обсуждались вопросы по реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на 2015 год.
В настоящее время в Российской Федерации обучается порядка 482 тыс. детей с ОВЗ, среди которых:
212 167 детей – в 1660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам;
110 295 детей – в 13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях;
159 125 детей – в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.
В своем выступлении Дмитрий Ливанов привел такую статистику: «Только за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5% (с 137 673 детей в 2012/2013 учебном году до 159 125 в 2014/2015 учебном году)». Количество отдельных образовательных организаций, которые осуществляют деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, значительно уменьшились. Например, за 3 года на 4 %: с 1728 организаций в 2012 и 2013 учебные годы до 1660 образовательных организаций с 2014 по 2015 гг. В то же время наблюдается рост коррекционных классов при общеобразовательных школах. С 2012 по 2015 гг. увеличение на 3,5 %: с 12 985 до 13 443. Также Дмитрий Ливанов подчеркнул, что Министерство образования и науки в дальнейшем планирует сохранение и развитие коррекционных школ. [5]
Правовая база в России по защите интересов детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сфере образования достаточно грамотно разработана. Необходимо лишь полное обеспечению доступа к образованию данной категории лиц с учетом их индивидуальных особенностей. И именно инклюзивное образование является одной из форм реализации права на образование.
Список использованной литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2015).
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года/ Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН.
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/документы/8588/файл/8007/MON-pr-4154_ot_30.06.2016.pdf. - (Дата обращения: 14.12.2016).
Минобрнауки России выступает за сохранение и развитие коррекционных школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/новости/5840. - (Дата обращения: 14.12.2016).