ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АВТОЮРИСТОВ НА СТРАХОВОЙ РЫНОК ОСАГО И УЧАСТНИКОВ АВТОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АВТОЮРИСТОВ НА СТРАХОВОЙ РЫНОК ОСАГО И УЧАСТНИКОВ АВТОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Бадюков В.Ф. 1, Жуганов Е.А. 1
1Хабаровский государственный университет экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматриваемая тема на сегодняшний день является крайне актуальной, так как деятельность автомобильных юристов отражается на всех участниках страхования. Страхователи получили повышение стоимости ОСАГО и КАСКО, страховщики – накладные расходы по судебным делам в размере 10-11% выплат в следующем году [5].

Автоюристы являются проблемой не только для страховщиков и страхователей, но и для участников дорожного движения, так как они помогают виновникам ДТП вернуть права за езду в алкогольном опьянении, выезд на встречную полосу, превышение скорости, оставление места дорожно-транспортного происшествия. Полный перечень предоставляемых услуг автоюристов представлен на их сайте, где прикреплены в качестве доказательств копии документов по выигрышным делам в суде.

Автоюрист – это специалист, ориентирующийся в автотранспортном праве и регулирующий вопросы, связанные с обладанием или вождением транспортного средства [1]. Рассмотрим ситуацию взаимодействия страхователей и автоюристов. Для человека, который попал в ДТП, автоюрист – стопроцентный вариант получения выплаты по ОСАГО или КАСКО, даже в большем размере, чем предложила бы страховая компания.

Если страхователь заключает с автоюристом договор уступки права требования, то он обязывает себя уплатить в скором времени налог в размере 13% с штрафов, заработанных автоюристом. К тому же, придется потратить время на оформление и сбор документов в налоговой инспекции.

До сентября 2016 года были случаи, когда при рыночной стоимости ремонта в 60 тысяч рублей автоюрист покупал право на выплату за 40 тысяч и дополнительно зарабатывал на штрафах и неустойках около 100 тысяч от страховщика. При этом законодательство об ОСАГО допускает, что автоюрист с обычной аварии может максимально заработать до 400 тыс. рублей в виде пени и финансовых санкций, не считая штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего. Но клиент при этом, получив только 40 тысяч рублей, через год получал требование от налоговой об уплате НДФЛ на 13 тысяч рублей с якобы полученных им штрафов и неустоек, хотя на самом деле эти штрафы и неустойки получил автоюрист. Если страхователь не знаком с этой информацией, то он посчитает это какой-то ошибкой и потратит время на разбирательства. Их итог вряд ли приведет к положительному результату. Если же страхователь не оплатит налог до июля следующего года за годом взыскания, то налоговая начислит страховую недоимку. В случае отказа оплатить недоимку добровольно взыскание с физического лица подлежит в судебном порядке. Взысканию подлежат пени с просроченной к уплате суммы налога в размере ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки и штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Отсюда возможна ситуация, когда автомобилист платил налоги на сумму, которая в разы превышает денежную выплату от автоюристов.

С 1 сентября 2016 года в закон была внесена поправка, согласно которой при наступлении страхового случая водители обязаны предоставить на осмотр поврежденную машину. Более того, без такого осмотра они не вправе проводить независимую экспертизу.

Рассмотрим ситуацию со стороны страховщика и проблемы, которые представляют автоюристы для страховых компаний.

Недобросовестные автоюристы при помощи тематических групп в социальных сетях видят место, где произошло ДТП, прибывают туда раньше правоохранительных органов и на месте аварии заключает с потерпевшим договор или оформляют договоренность уступки права требования. Юристы сразу выплачивают автомобилисту денежные средства, которых ему хватит на ремонт автомобиля. Потерпевший не обращается к своему страховщику напрямую, хотя, автовладелец теоретически мог бы получить гораздо большую сумму, чем ему заплатит нечестный автоюрист, делая ставку на его состояние растерянности.

Автоюристы вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей в 2015 году, а в наиболее проблемном Южном федеральном округе доля судебных выплат в общем объеме страховых выплат достигает 40%. Если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке с 2011 по 2015 годы составлял 35 615 рублей, то средняя выплата за тот же период с учетом судебных издержек составила почти вдвое больше – 62 944 рублей. Российский союз автостраховщиков обратился в верховный суд с предложением ввести требование использовать при оценке ущерба единую методику и предъявлять разбитый в ДТП автомобиль на экспертизу [2].

Следует отметить, что страховщики сами породили появление автоюристов на страховом рынке. Ввиду того, что ОСАГО является одним из недостаточно прибыльных видов страхования, страховые компании пытались занизить размер страховой выплаты или вообще отказать страхователю в возмещении ущерба.

В большинстве случаев страхователь обращается к автоюристам, когда он не согласен с денежной компенсацией страховой компании.

Показатели рынка ОСАГО в 2015 году по данным отчетности российского союза автостраховщиков следующие:

заключено договоров – 39,8 млн;

получено страховых премий – 220,2 млрд рублей;

заявлено требований о возмещении вреда – 2,53 млн;

урегулировано страховых случаев – 2,47 млн;

осуществлено страховых выплат на сумму – 122 млрд рублей.

По мнению страховщиков, «автоюристы» вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей в 2015 году. По данным, приведенным в письме РСА, доля судебных выплат в общем объеме страховых выплат в Южном федеральном округе, одном из наиболее проблемных, уже достигает 40% [4].

Убыточность по ОСАГО за 2015 составила 55%, что не является катастрофическим результатом по данному виду страхования.

Решить проблему автоюристов можно следующим образом.

  1. Необходимо информировать страхователя о порядке действий при наступлении ДТП, указывать, что при случившемся ДТП не стоит на месте подписывать какие-либо договоры с автоюристом.

  2. Следует своевременно и в полном размере выплачивать страховщиком страховое возмещение страхователям.

  3. Целесообразно создать единую базу страхователей, в которой будут указаны: как часто автомобилист попадал в ДТП, какую страховую выплату ему предлагала страховая компания, был ли отказ, и разрешался ли спор путем привлечения суда.

  4. Следует не столько обращать внимание на относительно высокую убыточность по ОСАГО, сколько использовать положительные стороны этого вида страхования, например, вложение свободных денежных средств в инвестиционную деятельность с целью увеличения прибыли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://lisheniu.net/obo-vsem-2/kto-takoj-avtoyurist-i-chem-on-mozhet-pomoch-pri-nastuplenii-dtp/

  2. http://pravo.ru/news/view/129353/

  3. http://www.autoins.ru/media/C2CBF8C8-A0AC-4229-8C85-6561F40AC1C9/6456C143-276C-4DF6-8953-256B701AFE91/RAMI_Annual_2015_rus.pdf

  4. http://vz.ru/news/2016/5/23/812018.html

  5. http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/662745/

Просмотров работы: 603