Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
В законе РФ «Об образовании» ст.18 п.1 определяется, что первыми педагогами служат родители. Они должны заложить основы физического, нравственного, умственного развития ребенка в детском возрасте.
В диссертационном исследовании Е.С. Бабуновой понятие «традиция» связана с понятием «культура». Культура по своей сути традиционна, так как отражает содержательный аспект социальной жизни людей, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
В концепции социального развития детей этнокультурное образование связано с социально – личностным развитием и рассматривает воспитательный потенциал народной культуры как условие развития национального и планетарного мышления. Позиция С.А.Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и усвоение к культуре своего и других народов, умение проявлять терпимость к детям и взрослым, независимо от расовых и национальных различий.
Теорию этнографии детства серьезно обогатили исследования М. Мид, утверждающей, что культурные этнические традиции, развиваясь, определяют содержание детства. Существенная особенность культура состоит в наличии в ней традиционных идей – ценностей, которые исторически выработаны и отобраны. Каждая культура включает в себя общечеловеческие ценности, на основе которых совершается выбор тех или иных форм поведения, из упорядочение, и таким образом складывается определенная вариативность культурных моделей. М. Мид выделяет следующие типологии культуры:
- постфигуративные культуры, или культуры, ориентированные на предков и традиции, где дети учатся у своих предшественников;
- конфигуративные культуры, где дети и взрослые учатся у своих современников;
- префигуративные, где взрослые учатся у своих детей;
Условия существования, культурное наследие формируют определенные качества и черты характера личности. По мнению Л.Н.Гумилева этнос, развиваясь в определенном ландшафте, вырабатывается только присущий ему быт, мироощущение, миропонимание. Этническая культура формирует определенный тип личности, а личность привносит свою уникальность в этнические традиции, формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо.
Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность.
В классификации Т.Ю. Купач в основу классификации положен принцип обусловленности культурно-исторических традиций культурно-исторической средой, ее содержанием. Автор выделяет:
- семейные традиции (воспитание мальчиков и девочек; общинно-семейный характер воспитания, дух семьи, быт семьи);
- трудовые традиции (ремесла, промыслы, сельскохозяйственная работа по народному календарю);
- фольклорные традиции (сказания, мифы, легенды, летописные известия о происхождении местности, народные игры, танцы, песни);
- краеведческие, природоведческие традиции (ландшафт, животные, растения, отношение к ним и т.д.);
- социальные традиции (образ жизни в разные эпохи, домашний быт; традиционная кухня, облик, характер одежды, прически жителей местности; архитектура, интерьеры жилых домов);
- традиционные праздники церковного и народного календаря (праздники православного календаря, обряды, связанные с ними: Рождество, Пасха, Троица и т.д.);
Важнейшим средством воспитания и развития детей является народная игра. Воспитательное значение народных игр заключается в том, что они являются естественным состоянием ребенка , основным занятием детей.
Особенности народных игр раскрываются в работах М.Н. Мельникова, Г.С. Виноградова, О.И. Капица, М. Булатова, А.П. Усовой, А.К.Бондаренко, Т.М. Бабуновой и др. В данных работах раскрываются разные стороны педагогического воздействия народных игр. Так, исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств ума, как юмор, смекалка сообразительность. Народные игры используют как универсальное средство развития самостоятельности мышления детей( А.Н. Бондаренко), формирование сосредоточенности внимания и умения подчинятся правилам (З. Контаутене), расширения содержания знаний об окружающем, развитии интеллектуальных способностей ( А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова), установление интимно-личностных взаимоотношений между родителями и детьми в семье (Г.Н. Гришина).
Таким образом, именно семья формирует нормы и традиции, любой вид традиции является элементом общественной жизни. А также народные игры, являясь выражением традиционной педагогической культуры, раскрывают национальное своеобразие, менталитет, характер того или иного народа.
Литература
1. Бабунова Е.С. Основы этнопсихологии и этнопедагогики : учеб. пособие / Е.С. Бабунова.-Магнитогорск : МаГУ, 2011.-150с.
2. Бабунова Е.С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты педагогической системы дошкольного этнокультурного образования : монография / Е.С. Бабунова; МаГУ.-Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2009.-295с.
3.Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.И.Батурина, Т.Ф. Кузина. - М. :Школа-ПРЕСС,2003. – 144с.