При поступлении в высшие учебные заведения, большинство абитуриентов имеют весьма расплывчатое представление о том, чем им придется заниматься в период обучения и в будущем, когда уже получат образование. Многие из школьников идут на ту или другую специальность по совету родителей, либо же ориентируются на выбор одноклассников или может просто понравилось название специальности. В связи с этим с этим важно познакомить студентов первого курса с учебным заведением в который они поступили, с факультетом, кафедрой и выбранной ими специальностью.
Первый год обучения студентов в вузе - это период адаптации. Студент знакомится с такими формами обучения как лекции, практики, семинары, лабораторные работы и коллоквиумы. Дисциплина «Введение в специальность» стимулирует интерес к специальности, раскрывает ее содержательность и актуальность в современных условиях[1].
Вводная лекция должна содержать:
В первую очередь, необходимо познакомить студента с историей возникновения и развития учебного заведения и рассказать о его особенностях, привести структуру ВУЗа и объяснить какую функцию выполняет каждая структурная единица.
2. Важно познакомить студентов с такими особенностями обучения в вузе как:
- результаты обучения в вузе зависят теперь от самого студента, от его самостоятельности и организованности, контроль обучения происходит лишь на фоне итоговых работ.
- умение правильно конспектировать лекции, ведь лекции в отличии от учебников имеют более современное, широкое рассмотрение изучаемых вопросов. Необходимо записывать лекцию кратко, при этом не искажать мысли преподавателя.
- подготовку к практическим и лабораторным занятиям нужно начинать с изучения лекции, затем методических указаний. Для дополнительной информации надо пользоваться учебниками. Необходимо найти ответы на контрольные вопросы в методических указаниях.
- итогом в учебе являются зачеты и экзамены в конце каждого семестра, которые требуют качественной работы студента в течение всего семестра и правильной подготовки. Основные знания необходимо получать и закреплять в течение всего семестра, а отведенные на подготовку к экзамену дни служат для завершения подготовки.
3. Для качественного и полноценного обучения студенты должны пользоваться необходимой научно-технической и учебно-методической литературой. Также для выполнений заданий, курсовых работ и т.д. есть необходимость в использовании справочной литературы. Любую необходимую литературу студент может найти в библиотеке университета[2].
Основной задачей дисциплины «Электроэнергетические системы и сети» является изучение основных особенностей и свойств электроэнергетической системы, принципов проектирования и эксплуатации системы электроснабжения, общих сведений об электроснабжении предприятий и населенных мест.
Изучение материала по дисциплине должно[3]:
- дать представление об структуре электроэнергетической системы, ознакомить студентов с типами электростанций и подстанций;
- дать знание о том, из чего состоит система электроснабжения, о режимах работы энергосистемы;
- ознакомить с видами энергоресурсов, а также экологическими проблемами в энергетике;
- научить применять знания по математике и физике относительно электроэнергетики.
Для достижения вышеперечисленных задач лекции должны включать в себя следующие темы:
Структура и элементы электроэнергетических систем:
- Обзор основных видов электрических станций и подстанций. Свойства энергосистемы и сетей.
- Виды генераторов и их применение.
- Применение трансформатор в электрических сетях.
- Коммутационное оборудование.
2. Потребители электрической энергии:
- асинхронный двигатель;
- синхронная машина;
- электрические печи;
- технологические установки.
3. Принципы проектирования системы электроснабжения:
- основные этапы проектирования;
- схемы соединения потребителей.
4. Структура электроснабжения потребителей:
- основные энергетические ресурсы;
-основные преобразования энергии в технологических процессах;
5. Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса в мире и в России:
- запасы органического топлива;
- нетрадиционные возобновляемые источники энергии;
- влияние энергетики на окружающую среду[4].
Помимо лекционных занятий, необходимо предусмотреть экскурсионные занятия на промышленных предприятиях, на которых студент увидит, что он будет изучать и с чем ему предстоит работать в будущем. Запланированы экскурсии на такие объекты как подстанции, электрические станции, диспетчерские центры.
Таким образом, дисциплина «Введение в специальность» решает такие задачи как ознакомление студентов с историей учебного заведения, особенностями обучения в ВУЗе, учит как пользоваться литературой, рассматривает основных темы, которые дают представление о специальности «Электроэнергетические системы и сети» в целом и предусматривает проведение экскурсионных занятий.
Литература:
Климовец О.В. Введение в специальность // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – №10. – С. 124-126
Введение в специальность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Глазков, Н. И. Подольский; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 134 с.
Введение в специальность 140211 – Электроснабжение: Методическое пособие. – СПб.: СЗТУ, 2006, -16 с.
Введение в специальность: учебное пособие / М. А. Мастепаненко, И. К. Шарипов, И. Н. Воротников, Габриелян Ш. Ж., А. В. Ивашина, С. В. Аникуев, В. Н. Шемякин. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2014. – 113 с