Рассмотреть понятие «Nachhaltigkeit» в экономическом аспекте.
Изучить деятельность компании BMW в аспекте «Nachhaltigkeit» на материале официального сайта производителя.
Методами исследования являлись: отбор, анализ и систематизация немецкоязычной информации по теме, реферирование, аннотирование.
Наиболее популярным является термин «Nachhaltigkeit», впервые приведенный на так называемой «Брундтланд Комиссии» в 1987 году: «Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможность удовлетворения потребностей будущих поколений". Определение, которое дает нам немецкоязычная Википедия гласит: «Nachhaltigkeit – принцип действия для использования ресурсов, при котором на первом месте стоит сохранение существенных качеств, стабильности и естественной способности регенерации настоящей системы».
Для использования данного определения в области экономики и менеджмента нужно учитывать, что данная классификация оправдана лишь отчасти и нуждается в дальнейшей обработке. Далее мы приводим трехступенчатую модель, содержащую и объединяющую между собой следующие значимые для устойчивой хозяйственной деятельности понятия: экономику, экологию и общество.(Рисунок 1).
Рисунок 1. Модель «Устойчивость» в аспекте «Экономика и менеджмент» по Norman, W., MacDonald, C. (2004)
Harald Krüger, председатель правления концерна BMW, понимает устойчивость как долгосрочный позитивный вклад в экономический успех предприятия. Для BMWявляется «само собой разумеющимся» принятие социальной и экологической ответственности. Несомненным конкурентным преимуществом немецкого автоконцерна является предложение клиентам перспективных решений для устойчивой индивидуальной мобильности, эффективное и ресурсосберегающее производство.В 2015 -2016 году посредством проектов и мероприятий был сделан большой шаг навстречу поставленной стратегии устойчивости. Это подтверждают показатели в отчете «Устойчивость». (Таблица 1.)
Таблица 1.
Динамика роста показателей работы автоконцерна BMW за 2015 и 2016 годы.
Показатели. |
2015 г. |
2016г. |
Налоги, млн, евро. |
8 707 |
9 224 |
Произведено автомобилей, тыс.шт. |
2 118,0 |
2 247,5 |
Затраты на исследования и развитие, млн. евро. |
4 566 |
5 169 |
Эмиссии CO2 в среднем на 1 автомобиль BMWв Европе, г/км. |
130 |
127 |
Число сотрудников, чел. |
116 324 |
122 244 |
Инвестиции в образование и повышение квалификации работников, млн. евро. |
335 |
352 |
Руководство концерна BMW определило 10 стратегических целей устойчивости. Они должны быть достигнуты к 2020 году. Цели базируются на 3х основных тематических параметрах и раскрывающих их показателях (Таблица 2):
Таблица 2.
Параметры и показатели стратегии устойчивости BMW
Параметры |
Показатели |
Продукты и услуги |
Снижение СО2 – эмиссий |
Внедрение электромобильности |
|
Предоставление услуг индивидуальной мобильности |
|
Производство и создание стоимости |
Экономичное использование ресурсов |
Возобновляемые источники энергии |
|
Устойчивая, ресурсосберегающая цепочка снабжения и сбыта |
|
Персонал и общество |
Здоровье и работоспособность работников |
Постоянное развитие и повышение квалификации персонала |
|
Многообразие (повышение конкуренции и внедрение инноваций) |
|
Межкультурное сотрудничество и взаимопонимание |
Устойчивая мобильность становится следствием развития автомобилей с малыми выбросами компании BMW.Что немаловажно, автопроизводитель соответствует всемирным законодательным предписаниям. За период 1995-2015 компания BMW сократила выхлопы CO² на 50%. В 2015 году расход топлива составлял в среднем 5,7 л бензина 100 км и 4,7 л дизельного топлива / 100 км. Внутренние подсчеты BMW по показателю эмиссии в среднем составляли 127 гр / км .
Автоконцерн дополняет свой модельный ряд электродвигателями. В 2013 году на рынке появился полностью электрический автомобиль BMWi3 и в 2014 году – гибрид с подзарядкой BMWi8. В 2015 и 2016 году предложение дополняют еще 4 новых последовательных гибрида среднего и высшего класса.
Корпорация BMW стремится к премиум-качеству индивидуальной мобильности своих клиентов. В бизнес-модели предприятия новой возможностью является введение цифровых технологий. Так например, развитая сеть услуг Carsharing (бесстанционная система проката автомобилей), при помощи мобильного приложения поможет найти свободный автомобиль, находящийся в близи, и зарезервировать его. Интернетсервис ParkNow позволяет ускорить процесс поиска и резервирования парковки.
При помощи экологического менеджмента BMWgroup уменьшает количество потребляемой энергии, выбросов CO² и расход сырья. Вследствие этого берегутся дефицитные ресурсы, уменьшается нагрузка на окружающую среду и при этом же снижаются производственные затраты. С 2006 года снижаются затраты на расход энергии, воды, утилизацию отходов и канализацию, а также сокращены выбросы растворителей, CO. В 2015 году BMW сокращает потребление ресурсов на 7% на каждый произведенный автомобиль ,что соответствует экономии затрат на сумму 8,2 млн. евро.
В корпорации BMW проводятся специальные мероприятия для предотвращения несчастных случаев, сохранения здоровья и работоспособности сотрудников, снижения затрат на компенсацию нетрудоспособности. Самым главным успехом BMWсчитается то, что корпорация основывается на сотрудничестве и повышении профессиональной квалификации ее сотрудников. Для удержания лучших специалистов компания предлагает стабильные рабочие места, разнообразные возможности повышения квалификации, развития и долговременные перспективы. Проводимые мероприятия:
- инвестиции в повышение квалификации сотрудников (финансовые вложения автоконцерна BMW в программы стажировки и обучение персонала в 2015г. выросли до 352 млн. евро);- Положения об оплате труда и дополнительных выплатах на предприятиях BMW одинаковые для всех работников и не зависят от пола, вероисповедания, происхождения, возраста, сексуальной ориентации и национальных особенностей;
- гибкое время работы;- услуги ухода за детьми;
- дуальная система образования (теоретические основы оптимально сочетаются с развитием практических навыков).
Наряду с главной темой «межкультурного взаимопонимания», развиваются специальные образовательные и социальные проекты для отдельных отечественных и зарубежных дочерних компаний BMW. Перед началом проекта проводятся исследования социальных требований на местном уровне. Общественное сотрудничество немало способствует положительной репутации предприятия и приводит к интенсивному взаимодействию с зарубежными совладельцами бизнеса.[1;2].
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для обеспечения своего будущего BMW планомерно и последовательно инвестирует внедрение стратегии устойчивости в свою бизнес-модель. Корпорация рассматривает глобальные требования устойчивости в качестве шансов для развития инновационных продуктов и услуг. Таким образом, устойчивость способствует стабильному экономическому успеху концерна BMW. Инновации должны приносить пользу не только потребителям, но и иметь положительное влияние на общество и экологию.
Литература:
1. SUSTAINABLEVALUEREPORT 2014 [Электронныйресурс]: BMWGroup .– Электронные данные. – Режим доступа: https://www.bmwgroup.com/content/dam/bmw-group-websites/bmwgroup_com/responsibility/downloads/de/2014/BMW_Group_SVR2014_DE.pdf . – Загл. с экрана.
2. Verantwortung [Электронный ресурс]: BMW Group .– Электронные данные. – Режим доступа: https://www.bmwgroup.com/de/verantwortung.html .– Загл. с экрана.
3. Виноградова Ю.В., Масленикова Т.В., Красильщик Е.А. Формирование экономического термина sustainability в значении «устойчивость» // Труды Костромской государственной сельскохозяйственной академии. Первые шаги в науке. — Выпуск 83. — Кострома : КГСХА, 2015.
4. Чеснокова К.Е., Панова Е.Д., Гаврилова О.Ю., Журавлева Н.Н.«NACHHALTIGKEIT» КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ ВЕДУЩИХ НЕМЕЦКИХ АВТОКОНЦЕРНОВ // Труды Костромской государственной сельскохозяйственной академии. ФГБОУ ВО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия". Караваево, 2016. С. 103-109.
Sustainability AS STRATEGIC LINE OF DEVELOPMENT OF BMW CONCERN