СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Синьковский А.В. 1
1Филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В настоящее время весьма актуальным является научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, вызваный рядом объективных причин. Во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся промышленность, народное хозяйство, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием. Во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций студентов вузов. В-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. В-четвертых, студенчество играет значительную роль в общественно-политической жизни нашей страны.

Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

Термин "студенчество" обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; определенными социально-психологическими особенностями, особенностями социализации и занимающую определенное общественное положение и имеющую свои социальные роли и статус.

Проблема. На современном этапе развития общества остро стоит вопрос межкультурных отношений. Культура выступает некой целостной системой с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. Как следствие наряду с изменением структуры межнациональных отношений, приходит актуализация субкультур, порождённая современной тенденцией глобализации.

В общепринятом понимании субкультура - это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

Студенческая субкультура - наиболее универсальная, старейшая и наиболее распространённая из ряда субкультур, зародившаяся ещё в Европе, в средние века, принадлежность к которой являются частью мироощущения подавляющего большинства современных людей, играющих сколько - нибудь значимую роль в обществе. Она является особо значимой, интернациональной субкультурой, которая объединяет в себе людей, не зависимо от их национальной принадлежности и социального положения, символизирует собой духовное единство.

Но, в наше время не существует исследований, связанных со студенчеством и студенческой субкультурой. Теоретические основания очень скудны, и позволяют рассмотреть студенчество только с социологической точки зрения. Поимо этого, не выявлено ни одного критерия, по которому можно было бы судить о студенческой субкультуре вообще.

Наиболее актуальными, и приближенными к данному исследованию являются работы Толкотта Парсонса и его последователя - Шмуэля Айзенштадта, теоретические основания которого лежат в основе данного исследования. В отличие от тех, кто видел в молодежи социальную проблему, его представители - Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на поведение, стиль или сленг, были, в конечном счете, некоторыми адаптивными формами, их существование помогало обществу в целом достигать стабильности, и с этой точки зрения они были социально значимыми и положительными.

Молодежные субкультуры, согласно Парсонсу, выполняют, одновременно позитивные и деструктивные функции. С одной стороны, они ниспровергают традиционные ценности, отрывая молодежь от семьи и взрослых, а с другой, являются средством трансформации старых ценностных систем, утверждения новых ценностей, оказывающих индивиду социальную поддержку в его начинаниях и взаимодействии со сверстниками в течении длительного времени - от момента "выпадения" из семьи родителей и до создания собственной. Взаимопереплетение этих двух функций порождает в молодежной среде внутренние и внешние конфликты.[3]

Айзенштадт начал с утверждения о том, что все дети должны быть социализированы, прежде чем они достигнут статуса взрослого. На этот процесс влияет моральный код общества, в котором они растут, все те правила, которые этому коду соответствуют. По ходу социализации молодежь также должна получить образование для последующей реализации уже взрослых ролей. [2]

Изменение статуса от ребенка к взрослому никогда не бывает простым, существует период молодости, который является важной структурной позицией в обществе. В обществе возникают все новые и новые социальные специализированные институты, нуждающиеся в новых видах поддержки. И если семья сегодня в большей степени концентрирует в себе эмоциональную и сексуальную, нежели экономическую функцию, то именно другим социальным институтам необходимо дополнять, поддерживать все прочие аспекты социализации, контролировать и управлять уходом ребенка из семьи.

В соответствии с этим молодежная - студенческая субкультура понимается как институт, который регулирует процесс отделения ребенка от семьи, подготовку молодежи к занятию своей статусной позиции во взрослой социальной системе.

Целью моего исследования является изучение студенчества и студенческой субкультуры в контексте современного общества, с выявлением критериев и особенностей.

. задачи, необходимые для достижения цели моего исследования:

* Рассмотреть понятие субкультуры в контексте общепринятой культуры

* Исследовать современное студенчество, его основные характеристики и особенности;

*Выявить основные методологические подходы к изучению культуры студенческой молодежи

* На основе изученного материала сделать определенные выводы

В исследовании применялись социокультурный и междисциплинарный подходы, с помощью которых была возможность исследования проблемы в комплексе, и использование методов, применяемых в социологии, культурологии и психологии. Сравнительный метод, примененный в данной работе, позволил рассматривать явления и процессы в сравнении.

Объект исследования - студенчество в целом.

Предмет исследования - студенческая субкультура.

Научная новизна работы заключается в освещении вопросов, не получивших достаточной разработки в ранее опубликованных материалах по данной теме и помогающие полнее выявить своеобразие студенческой субкультуры. В данной работе впервые предпринята попытка исследования студенческой субкультуры как общественного феномена.

1. Социологический анализ понятия «студенческая молодежь»

Известно, что молодежь, как часть общества, является предметом изучения многих социальных наук. Естественно, в каждой из них в понятие молодежь вкладывается свое содержание. Социологический подход к определению молодежи подразумевает подчеркнутое внимание к тому специфическому положению, которое занимает молодежь в системе воспроизводства и развития общества.

Также общеизвестным фактом является удлинение процесса взросления нынешней молодежи и его взаимосвязь с учебой, прежде всего с получением высшего образования. Психологические, социологические, этнографические исследования показывают, что время психофизиологического и эмоционального созревания входит в противоречие с формально-ритуальным временем признания гражданской дееспособности и социальным формированием личности. Этот разрыв кардинальным образом изменяет возможности индивида распоряжаться временным диапазоном своей жизни. Он может растянуть или сократить юность, вернуть ее, увеличить период активной взрослости. Этот процесс взаимосвязан и аналогичен изменениям, обусловленным ростом средней продолжительности жизни. Многие социологи говорят о таком статистически значимом явлении, как попытки вообще избежать старости в качестве социально-сконструированного времени жизни. Разумеется, все это в пределах отпущенных ему биологических возможностей. Несмотря на множество изменений, до сих пор как структура, так и пределы жизненного пути человека во многом определяются и ограничиваются идеологически.

В связи с этим можно отметить, что период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. В целом студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении.

Молодежные проблемы студенчества, ставшие предметом социологического анализа, принято подразделять на две большие группы. К первой относятся специфически молодежные проблемы: определение сущности студенчества как общественной группы, ее места и роли в воспроизводстве общества; установление критериев возрастных границ; исследование специфики процесса социализации; анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений, молодежных движений. Другую важную область социологического анализа студенчества составляют общесоциологические проблемы, находящие проявления в студенческой среде.

Анализ студенческой молодежи как социологического понятия в методологическом плане требует сведения воедино двух мыслей Э. Дюркгейма. Во-первых, о социальных фактах как предмете социологии, не редуцируемом к предмету философии. И во-вторых, о внутренней логике социальных фактов, институтов, не редуцируемой к логике поведении индивида. Социологически студенчество - не есть автономный институт, определяемый через внутренние характеристики. Студенчество как социологическая группа должно анализироваться как определенная формальная система, функция которой обеспечение реального взаимодействия различных уровней социальной реальности.

На студенчество как группу в социологическом понимании большое влияние оказывают институционально определенные параметры: количество вузов, численность студентов по формам обучения и профилю, получаемого образования.

Социокультурная особенность современного студенчества заключается в больших возможностях биографического планирования, чем у других групп молодежи. Студенты в большей степени могут выстраивать «жизненные программы», включающие карьерные планы в профессиональной деятельности, и ориентированные на личностную реализацию в самых разных сферах жизни.

Социологический взгляд на студенчество как группу отличается от социально-психологического подхода к группе. Для социально-психологического подхода определения группы характерен угол зрения отличный от социологического. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния.

Специфика анализа студенческой молодежи как социальной группы проявляется в том, что студенчество рассматривается как выделенная средствами социологии реальная группа, но в ней определяются те черты, которые в совокупности делают студенчество общностью, то есть позволяют студенту идентифицировать себя.

Можно с уверенностью сказать, что роль студенчества в появлении и укреплении декларируемого социального результата реформ - «среднего класса» может быть существенной. Формирование «среднего класса» в России ощущается многими как реальность при крайне малой склонности самого «объекта» к отождествлению себя с какой-либо социальной группой. При изучение духовного мира студенчества важен подход определяющий, каким образом культура, формируя классовые идентификации, начинает играть все большую роль в воспроизводстве социальной структуры. Культура независимо от предполагаемой социально-экономической матрицы принимает на себя роль структурирующего агента.

Внимание к студенчеству как социальной группе - это проявление глобальной тенденции к пересмотру традиционного взгляда на высшую школу как на социальный институт массового воспроизводства узких специалистов-исполнителей. Термин "студенчество" обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

2. Студенчество: его роль и значение в обществе

Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия "студенчества. Понятие "студенчество", данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова "Студент глазами социолога", заключается в следующем: "Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных в материальном и духовном производстве". [4]

Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что "было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам". В подтверждение своих доводов А.Н.Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.

В отличие от авторов книги "Студент глазами социолога" А.Н.Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не "множественность" происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.[5]

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовке к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, ее состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Социально значимой чертой студенчества является напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Перед студентом стоит огромная задача - найти себя в этом мире, понять кто он, где его место в жизни. Иными словами, ему нужно выбрать дорогу, которой он будет следовать всю жизнь. Тот, кто "прошёл университеты", это такая личность, которая - гордость родителей и Отечества.

3. Социокультурные проблемы студенческой молодежи

Вместе с тем, можно выделить некоторые социокультурные проблемы студенческой молодежи в настоящее время.

Для современных студентов возрастает значимость языковой компетентности доступа к бесконечности информации. Образованность не оценивается с помощью критериев универсальности и энциклопедичности. Сегодняшний получатель знания уже не озабочен вопросом об истинности знания, его куда больше заботит то, как можно применить, использовать знание, можно ли его продать, эффективно ли оно для решения конкретных и локальных задач. Студентов и выпускников высших учебных заведений процессы индивидуализации захватывают в большей мере, чем другие группы молодежи. Избирательность этого влияния обусловлена тем, что в процессе профессионального выбора и получения профессионального образования не только усваивается нормативно-ценностная база, но и вырабатывается собственная жизненная стратегия человека, обретается самостоятельность относительно условий и связей, из которых человек вышел. Профессиональный и образовательный путь наделяется собственной реальностью, которая переживается как личная судьба.

Одно из основных решений в построении собственной биографии - это профессиональный выбор, выбор образования. Для студента учеба - основной вид деятельности, поэтому в классификации феноменов духовного мира студенческой молодежи образование - ключевой блок. Образование - в зависимости от его сроков и содержания - содействует хотя бы минимальному процессу осмысления своих возможностей и самоосуществления.

В социокультурной классификации феноменов молодежной студенческой культуры необходимо учитывать, что индивидуализм - это исторически противоречивый процесс обобществления. Осознание противоречивости может привести к возникновению новых социокультурных общностей. На этом пути рождаются новые направления поисков, которые частично используют экспериментальные формы обращения с социальными условиями, с различными формами альтернативной и молодежной субкультуры.

По мнению современных российских исследователей молодежных проблем, когда речь идет о молодежной культуре, социокультурный подход выступает как важнейший фактор будущего жизнеустроения. Поэтому должны исследоваться как негативные, так и позитивные явления в молодежной среде, дающие объективную картину состояния молодежной культуры. Среди позитивных явлений и тенденций в молодежной среде были выявлены такие, как развитие экономической и предпринимательской инициативы, стремление к самостоятельности и самореализации, повышение образовательного, профессионального уровня, открытость, коммуникативность, восприимчивость по отношению к новому, прагматизм. Среди наиболее характерных негативных проявлений в молодежной среде следует отметить снижение интеллектуального и культурного уровня, социально-политическую инфантильность, эгоцентризм, утрату чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобию.

Заключение

Следует отметить, что регуляция процессов формирования духовного мира молодежи осуществляется посредством противоречивых импульсов со стороны общества и государства. В отечественных социальных науках проблемы молодежи только сейчас избавляются от излишней идеологизированности и уклона в воспитательную работу в ущерб изучения и решения социальных проблем. Вопросы развития молодежной культуры рассматриваются в контексте социальных проблем и национальной культуры в целом.

Студенческий период в жизни человека часто сопряжен с началом выстраивания политических взглядов. Соотношение толерантности и нетерпимости в среде студенческой молодежи является проявлением процессов формирования политической культуры. Насколько эти два полюса духовной жизни отражены в сознании студенчества - во многом будет определятся и духовная направленность социальных и политических изменений.

Студенчество - это социокультурная общность, сохраняющая в своем составе разнородные элементы. У части студентов толерантность не является устойчивой жизненной установкой. Множественность мнений не воспринимается ими как нормальное состояние общества. Большой заряд конфликтности и конфронтационности, получаемый, прежде всего, из информационного поля, может перейти в повседневные отношения молодежи. В формировании духовного мира студенчества основным противоречием является субъективная ориентация многих субкультурных групп на современные ценности модерна и в тоже время внутренняя готовность значительной части студенчества отказаться от них во имя определенности социального диктата.

Выводы. В предпринятой попытке исследования студенческой субкультуры как общественного феномена, освещены вопросы, не получившие достаточной разработки в ранее опубликованных материалах по данной теме и помогающие полнее выявить своеобразие студенческой субкультуры. Исследование показало необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно рассмотрение проблемы в комплексе, и обуславливающего необходимость использования методов, применяемых в социологии, культурологии и психологии.

Список литературы

1. Айзенштадт Ш. Модернизация, протест и перемены / Ш.Айзенштадт.- М. Академический проект., 1966.

2. Айзенштадт Ш. Традиция, перемены и современность / Ш.Айзенштадт.- М., 1973.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия /Т.Парсонс.-М. Академический проект. 2000.

4. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. Ростов на Дону. 1968.

5. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи / А.Н. Семашко. М.: Знание. 1980.

6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

7. Левикова С.И. Молодежная культура. - М.: Вузовская книга, 2002.

8. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения / Москва., 2008.

Просмотров работы: 1562