Что же такое рынок услуг? Рынок услуг представляет собой сферу обращения или совокупность актов купли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности человека, группы людей, организаций.
В настоящее время выделяют следующие особенности рынка услуг:
высокий динамизм;
территориальную сегментацию и локальный характер;
высокую скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла;
преобладание малых и средних предприятий, а также их высокую чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги;
специфику процесса оказания услуг, связанную с личным контактом производителя и потребителя;
индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях;
высокую дифференциацию продукта в одной и той же отрасли;
неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг;
наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.
Далее рассмотрим таблицу объема платных услуг Омской области оказываемых в 2015 году.
Объем платных услуг, оказанных населению области в январе-декабре 2015 года, составлял 76023,2 млн. рублей, что на 1,2 процента меньше, чем за соответствующий период 2014 года.
Таблица 1- Объем платных услуг, оказанных населению Омской области с января по декабрь 2015 года по видам предоставляемых услуг.
Январь - декабрь 2015 г., млн. рублей |
В % к итогу |
|
Платные услуги, всего |
76023,2 |
100,0 |
в том числе: |
||
бытовые |
10539,6 |
13,9 |
транспортные |
11707,6 |
15,4 |
связи |
10686,1 |
14,1 |
жилищно-коммунальные |
20198,9 |
26,5 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения |
898,2 |
1,2 |
культуры |
886,2 |
1,2 |
туристские |
1880,7 |
2,5 |
физической культуры и спорта |
498,6 |
0,7 |
медицинские |
6119,4 |
8,0 |
санаторно-оздоровительные |
575,8 |
0,8 |
ветеринарные |
74,4 |
0,1 |
правового характера |
796,0 |
1,0 |
системы образования |
6185,8 |
8,1 |
Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам |
326,5 |
0,4 |
другие услуги |
4649,4 |
6,1 |
В структуре платных услуг населению преобладали жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и услуги связи (56,0 %).
Объем бытовых услуг, оказанных населению области в январе-декабре 2015 года, составлял 10539,6 млн. рублей, что на 1,7 процента больше, чем за соответствующий период 2014 года.
Далее рассмотрим диаграмму объема платных услуг населению по видам в процентном соотношении в Омской области.
Рисунок 1- Объем платных услуг населению по видам за 2015 год
Оборот розничной торговли в январе-декабре 2015 года сложился в объеме 298,9 млрд. рублей или 83,2 процента к обороту января-декабря 2014 года. Населению было продано пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, на 119,9 млрд. рублей (40,1 % в обороте розничной торговли), непродовольственных товаров – на 179,0 млрд. рублей (59,9 %).
Оборот общественного питания в январе-декабре 2015 года составлял 12,6 млрд. рублей, что на 7,2 процента меньше уровня аналогичного периода 2014 года.
Населению Омской области в январе-декабре 2015 года оказано платных услуг на 83,5 млрд. рублей (на 1,2 % меньше, чем за январь-декабрь 2014 года), в том числе оказано жилищно-коммунальных услуг – на 24,2 млрд. рублей, транспортных услуг – на 12,3 млрд. рублей, услуг связи – на 11,1 млрд. рублей, бытовых услуг – на 10,9 млрд. рублей.
Оборот организаций оптовой торговли в январе-декабре 2015 года уменьшился на 4,2 процента и соответствовал 423,9 млрд. рублей. Оптовый оборот организаций других видов экономической деятельности составлял 89,4 млрд. рублей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребительский рынок в его различных проявлениях становится сферой, имеющей огромное значение для преобразований в целом и повышения жизненного уровня населения в частности. Сфера потребительского рынка тесно связана с деятельностью всех отраслей экономики и выступает связующим звеном в доведении товаров и услуг до потребителя. За последние годы потребительский рынок товаров и услуг претерпел коренные изменения: существенно расширилась сеть новых стационарных магазинов, современной архитектуры и торговых форматов.
С развитием потребительского рынка увеличивается насыщенность инфраструктуры, улучшается материально-техническая база и одновременно возрастает конкуренция, которая диктует применение современных технологий и форм обслуживания, улучшения качества кадровой подготовки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аналитический доклад «Обзор основных тенденций развития России и Омской области в 2015 году» // Омская торгово-промышленная палата. – 2015. – 31 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.omsktpp.ru/rus/?q=node/1259 (дата обращения: 17.12.2016).
Власти Омской области призывают сдерживать рост цен на продукты // Новости онлайн. – 2014г. – 4 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://omsk1.ru/newsline/360923.html (дата обращения: 17.12.2016).
В Омской области самая низкая стоимость потребительской продуктовой корзины // Информационное агентство «Деловой Омск». – 2015г. 18 февраля [Электронныйресурс]. URL: http://infomsk.ru/news/1345v_omskoy_oblasti_samaya_nizkaya_stoimost__potrebitelskoy_produktovoy_ korzinyi (дата обращения: 18.12.2016).
Конкурс «Лидеры потребительского рынка Омской области – 2015» // Омская торгово-промышленная палата. – 2015г. – 22 июня
[Электронный ресурс]. URL: http://www.omsktpp.ru/rus/konkurs_lider (дата обращения: 19.12.2016).